Музыка моря. В Челябинске прозвучали шедевры великого русского композитора

22 Апреля 2024 Автор: Ирина Дурманова Фото: Людмила Ковалева
Музыка моря. В Челябинске прозвучали шедевры великого русского композитора


В Концертном зале им. С. Прокофьева состоялся концерт из цикла «Двадцать музыкальных шедевров, изменивших мир», посвященный величайшему русскому композитору Николаю Римскому-Корсакову.

Как известно, чуть больше двух месяцев назад художественный руководитель и главный дирижер симфонического оркестра Челябинской области Адик Абдурахманов внезапно ушел из жизни. Он мыслил музыкой. Он генерировал идеи. Он много всего придумал и осуществил. Много начал того, что остановить с уходом маэстро было бы неправильным.

Продолжение следует

«Шедевры…» — авторский проект творческого союза Адика Абдурахманова и Константина Рубинского (Москва). Их совместная история началась, когда одаренный челябинский школьник пришел учиться игре на флейте к молодому педагогу Адику Абдурахманову. Правда, в выборе его профессии победила не музыка, а литература. Но это не значит, что он забыл уроки учителя. Константин стал уникальным специалистом, который пишет либретто для музыкальных спектаклей. Отношения «ученик-учитель» переросли в крепкую дружбу, а потом в творческий союз музыканта и литератора с музыкальным уклоном.

Они ценили друг друга, они гордились друг другом и очень много работали вместе. «Шедевры…» — это тот проект, в котором в равной степени важны музыка и слово. Константин пишет сценарии и ведет концерты. Он увлекает слушателей рассказами об авторах шедевров, и музыка звучит особенно интересно.

photo_2024-04-20_10-29-01.jpg

Один круг «Двадцати музыкальных шедевров, изменивших мир» они отыграли еще с камерным оркестром «Классика». Когда родился симфонический оркестр, возможностей стало больше, стартовала новая серия концертов. С уходом Адика Аскаровича для Константина вопрос, продолжать или не продолжать проект, судя по всему, не стоял. Однозначно надо двигаться дальше и продолжать знакомить южноуральских меломанов с лучшими шедеврами классики, которые меняли и продолжают менять мир. А хорошая музыка, конечно, меняет мир к лучшему.

Мир меняют люди

Очередной концерт цикла, который состоялся в минувшую пятницу, 19 апреля, в Концертном зале им. С. Прокофьева был посвящен творчеству Николая Римского-Корсакова. В этот году мы отмечаем 180-летний юбилей композитора, который умел «писать море» и создавать сказки.

photo_2024-04-20_10-29-01 (5).jpg

— Сегодня мы в первый раз продолжаем уникальный проект без Адика Аскаровича, — сказал, открывая программу, Константин Рубинский. — И делаем это с глубочайшей любовью, уважением, памятью и благодарностью маэстро. На самом деле мы понимаем, что мир меняют не столько шедевры, сколько люди — творцы, созидатели. Одним из редких таких людей был Адик Абдурахманов. Он менял мир, он менял нас, каждого из нас.

Последний по алфавиту

— Наша сегодняшняя история начинается как будто не музыкально, — продолжил ведущий. — Эта история мальчишки, который в 16 лет, окончив Санкт-Петербургский морской кадетский корпус, гардемарином ушел на клипере в плавание по свету и был произведен в мичманы. Это история мальчишки, который так и не научился по-военному приказывать, муштровать и взыскивать. Зато зачарованно он стоял на мостике во время ночной вахты и вглядывался в морской пейзаж. Это история о мальчишке, который стал величайшим русским композитором и подлинным сказочником в музыке. И мичмана Римского-Корсакова назовут маринистом в музыке, потому что он один мог так умело звукописать море: его дыхание, его ярость, его любовь. Участник балакиревской «Могучей кучки», содружества гениальных композиторов того времени — Милия Балакирева, Александра Бородина, Модеста Мусоргского, Римский-Корсаков был последним по алфавиту в этом списке и младшим по возрасту, но отнюдь не крайним по могуществу талантом. У него навсегда осталась восхищенность детского взгляда на мир, где сказки и реальность неразличимы. Он так реально рисовал сказку звуками, что виден каждый орешек в лапках белки, каждый луч звезды на небе. Если так различимы детали, как не поверить, что сказка реальна!

photo_2024-04-20_10-29-02 (2).jpg

Далеко от большой воды

За свою довольно долгую творческую жизнь Николай Римский-Корсаков стал автором пятнадцати опер, трех симфоний, множества симфонических произведений и кантат, вокальной и духовной музыки. Из всего этого многообразия для концерта в Челябинске авторы выбрали три произведения. В первом отделении прозвучала сюита из оперы «Сказка о царе Салтане» и ария Волховы из оперы «Садко» в исполнении солистки филармонии Натальи Кралиной. За дирижерским пультом в этот вечер работал заслуженный деятель искусств РФ, профессор Казанской государственной консерватории Сергей Ферулев. Маэстро хорошо известен южноуральским любителям классического искусства: с 1994 по 2007 год он был музыкальным руководителем и главным дирижером Челябинского театра оперы и балета им. М. Глинки. Во втором отделении прозвучала симфоническая поэма «Шехеразада», соло на скрипке исполнил Александр Шустин (Санкт-Петербург).

— Однажды его корабль заплыл в восточные земли, полные экзотических сказок, зноя и волшебства, — продолжил рассказ Константин Рубинский. — Много лет спустя талант мариниста и сказочника Римского-Корсакова ярко проявится в восточной симфонической поэме «Шехеразада». Это величайшая книга — «Тысяча и одна ночь», которую европейцы шутя называли чудовищным заговором против читателя с целью вызвать в нем ненасытный интерес к происходящему. Кто-то сказал, что искусство вовсе не отражает жизнь художника, а восполняет то, чего ему не хватает. Может быть, взрослый мичман Римский-Корсаков стосковался по морю? «Шехеразаду» он писал летом 1888 года далеко от большой воды, усталый и обремененный профессорскими заботами. Дело шло туго, по его словам. Но какое же свежее, пряное и яркое творение вышло из-под его пера! В симфонической поэме нет ни одной подлинной восточной мелодии, но воспринимается она как плод Востока. В ней нет ни единого сказочного законченного сюжета, но она удивительно цельная.

photo_2024-04-20_10-29-02.jpg

Скорая для дирижера

В этот день не по календарю на Южный Урал пришло лето, и столбики термометра достигли 30 градусов. В концертном зале было душно, и, по всей видимости, именно этот факт сыграл недобрую роль. Симфоническую поэму пришлось остановить. 77-летний дирижер почувствовал себя плохо, и ему пришлось вызвать скорую помощь. Сергей Владимирович расстроился и готов был снова выйти на сцену, но зрители были больше обеспокоены его здоровьем, нежели незавершенным произведением. Они успели насладиться прекрасными шедеврами. Они узнали много интересного о музыкальном маринисте и сказочнике. Они бы хотели вновь увидеть в зале Челябинской филармонии замечательного маэстро Сергея Ферулева, поэтому желали ему здоровья. Зрители благодарны приглашенным дирижерам, которые приезжают в Челябинск, чтобы наш симфонический оркестр продолжал работать. И они с нетерпением будут ждать следующего концерта из цикла «Двадцать музыкальных шедевров, изменивших мир».

Поделиться

01.05.2024 | 18:17
Маша и ее роли. Звание и юбилей актрисы Камерного театра

В самом названии Челябинского камерного театра уже заложено, что он маленький. Это так, если брать в расчет количественный состав труппы и квадратные метры помещений.

26.04.2024 | 13:24
В Челябинске наградили победителей XV Премии «Андрюша»

Как одаренным детям помогают стать мировыми звездами.

01.05.2024 | 18:17
Маша и ее роли. Звание и юбилей актрисы Камерного театра

В самом названии Челябинского камерного театра уже заложено, что он маленький. Это так, если брать в расчет количественный состав труппы и квадратные метры помещений.

15.04.2024 | 11:07
В Челябинске чествовали стипендиатов фонда «Новые имена»

Народный артист России Денис Мацуев, фестиваль которого только что завершился на Южном Урале, назвал церемонию, посвященную юным талантам, главным событием своего музыкального форума.

Новости   
Спецпроекты