Случай в Мадриде. Южноуральские фотографы оставили в Испании частицу своего сердца
Виктор Новокрещенов (село Миасское) и Игорь Лагунов (Магнитогорск) побывали в Испании на открытии совместной выставки «Красивый и могучий Урал». Экспозиция вызвала особый интерес со стороны зарубежных коллег, причем не только фотографов, но и редакторов журналов, издателей, журналистов, архитекторов, художников. Все-таки нечасто испанцам выпадает шанс познакомиться с творчеством российских представителей искусства, да еще и фотографического. И тем более фотографов из самого сердца России — с Южного Урала.
- Отчаянный мечтатель. Фотограф из Снежинска рассказал и показал, как путешествовать за границей в кризис
- Ведомые мечтой. Челябинцам показали фотоснимки самых красивых и недоступных мест России
- Возрождение духа. Восстановление храмов в селе Булзи силами южноуральцев вошла в фотоисторию
С чего все начиналось
К выставке в художественном пространстве Мадрида, галерее Clorofila Digital, готовились с января 2016 года. Хотя самое начало этому проекту было положено два года назад, когда директор Государственного исторического музея Южного Урала Владимир Богдановский представил в Испании свою персональную выставку. Тогда-то и родилась идея будущего совместного проекта.
На поездку в Испанию претендовали 10 фотографов, победителей «Фотофеста» 2015 года. Инициаторы проекта и с российской, и с испанской стороны рады были бы показать всех, но экономическая ситуация внесла свои коррективы — пришлось выбирать только двух авторов. В итоге испанцам особенно понравились эмоциональные и выразительные работы Игоря Лагунова, посвященные трудовым будням рабочих Магнитогорского металлургического комбината, и захватывающие дух пейзажи Виктора Новокрещенова. Было отобрано по 20 работ каждого автора, которые в конце июня отправились в Мадрид. Немного позже работы уральских фотографов увидят в Валенсии и других городах Испании.
Знакомство с Пиренеями
По словам Виктора Новокрещенова, испанцы очень открытые люди. К гостям из России в Испании относились точно так же, как и к другим иностранцам: никакого напряжения и натянутости в общении не возникало. Но к организации выставки, по рассказам Игоря Лагунова, владельцы галереи подошли очень щепетильно. Все-таки там выставляются самые именитые фотографы Испании и Европы. Но, увидев работы южноуральцев, испанцы успокоились и в день монтажа экспозиции сами выставляли свет и помогали с размещением работ.
Особый интерес выставка вызвала, как ни странно, у архитекторов. Причем самых известных в Испании. Они настолько вдохновились работами южноуральских фотографов и рассказами о Челябинской области, что тут же начали обсуждать, какое необычное здание можно было бы построить в Челябинске. Дальше разговоров дело, правда, не пошло, но… кто знает!
А вот предложение осуществить совместные фотосъемки Пиренейских гор было сделано совершенно серьезно. Замысел Пабло Анхеля Хименеса Коралла, у которого и родилась эта идея, состоял в том, чтобы показать Пиренеи глазами человека из России. Пока проект ждет своего часа. Но наши фотографы время зря не теряли и перед отъездом на родину посетили северо-восточную Испанию, чтобы заранее познакомиться с местом будущих съемок.
Взяв в аренду автомобиль, Виктор Новокрещенов и Игорь Лагунов совершили путешествие протяженностью 2000 километров. По пути они останавливались в небольших городках, любовались завораживающими видами Испании, но конечной целью был национальный парк Natural Posets-Maladeta на территории Арагонских Пиренеев, рядом с испано-французской границей. По словам Виктора Новокрещенова, они смогли увидеть только предгорья могучей горной гряды. Но даже этого было достаточно, чтобы понять: за один день такой объект снять не получится. К тому же лучшее время для подобных съемок — осень, когда Пиренеи расцветают яркими красками.
Замысел Творца
— Что вам все-таки ближе — родные Уральские горы или вершины Испании?
— Их трудно сравнивать, высоты совсем разные. Последний вечер мы провели в городе, который находится на высоте 1500 метров над уровнем моря. А на Урале самая высокая гора меньше этой отметки. У Пиренейских гор больше сходства с Алтаем. Для меня родные места — они и есть родные. Но частицу своего сердца я в Пиренеях оставил. И постараюсь вернуться туда снова, не только для работы, но и просто туристом.
— Расскажите о себе. Когда и почему вы занялись фотографией?
— Это было в конце 80-х годов. Тогда использовались еще пленочные фотоаппараты. Потом я пришел в клуб «Каменный пояс», стал показывать свои работы там. Но примерно с 1992 года до 2005-го я не занимался фотографией совсем. А потом вернулся к этому делу, и основательно. Хотя для меня это хобби. Вообще я работал в сфере высшего образования, сейчас осваиваю новую сферу деятельности, но не связанную с фотографией.
— Какие объекты съемки вам наиболее интересны?
— В первую очередь природа. Затем спорт. Также я снимаю портреты, но мало их показываю, работаю в этом жанре больше для души.
— На выставке в Мадриде были представлены ваши пейзажи — необыкновенные, захватывающие дух виды уральской природы в самых разных состояниях. Как вам удается улавливать такие моменты? Чем, на ваш взгляд, должен обладать фотограф, чтобы увидеть и вовремя зафиксировать нужный кадр?
— У меня, скорее всего, не будет ответа на этот вопрос. (Смеется.) Просто что-то в душе срабатывает, глаз останавливается на чем-то, кнопка нажимается в определенный момент. Нет универсальной техники, какой-то схемы, по которой можно было бы снять идеальный пейзаж. Был бы — все бы так и снимали.
— Во время съемки вы стараетесь передать какую-то мысль? Или задача — показать красивый момент? Что вы хотите сказать своими работами?
— Скорее всего, не мысль, а эмоциональное восприятие того или иного момента. Меня особенно вдохновляют утренние или вечерние пейзажи, ранние восходы. Летом для этого нужно проснуться в четыре часа утра. Большинство в это время предпочитает спать, даже если находится на природе, и потому не видит эти моменты. Утренняя съемка особенно эмоциональна, так как это начало нового дня. В то же время в пейзаже трудно передать мысль. Легче сделать это при фотосъемке архитектуры, к примеру, потому что в здании уже заложена мысль архитектора. А вот что хотел сказать Творец, создавая такую красоту, этого мы уже знать не можем.
— Какие у вас планы на будущее?
— В августе хотелось бы совершить поездку в Киргизию, к отрогам Тянь-Шаня. Ну и, конечно, подготовка к съемкам Пиренейских гор. Думаю, лучшее время для этого — конец октября — начало ноября.
Виктор Новокрещенов. Утро
Виктор Новокрещенов. Благодать
Виктор Новокрещенов. На реке сказок
P.S. Пообщаться нам удалось и с Игорем Лагуновым. Его историю читайте на сайте «ЮП».
Поделиться