Это правда. В жанре вербатим челябинские дети расскажут, почему каждому нужен папа

19 Октября 2016 Автор: Екатерина Сырцева
Это правда. В жанре вербатим челябинские дети расскажут, почему каждому нужен папа

Через 15 минут после начала показа, организованного для журналистов, у меня проходит головная боль, с которой я пришла. Вернее, я просто забываю про мигрень. То, что делают эти дети, вылечивает. Исцеляет. И не одну меня. То, о чем они рассказывают здесь, порой кричат, что выражают в танце, пронизывает насквозь. И это только репетиция.

Душевная «обнаженка»

Речь — о спектакле «Папы», новой работе челябинской студии творческого развития «Это правда», «именной» студии народного артиста России Константина Хабенского. 21 октября постановку увидят в Челябинске, во Дворце культуры железнодорожников. Потом студия поедет на гастроли. А 5 декабря спектакль снова покажут, но уже в театре драмы и под другим названием — «Папа, я люблю тебя». Декабрьский показ состоится с участием Константина Хабенского, которого эта работа челябинских артистов очень зацепила.

— Собственно Константин Юрьевич и благословил нас на реализацию этого проекта, — рассказывает Марина Петрова, руководитель студии «Это правда». — Изначально это была просто «домашняя работа», которую мы показывали на одном из фестивалей. Увидев ее, он сказал, что из этого нужно делать полноценный спектакль, и сам изъявил желание принять в нем участие.

Суть постановки заложена в названии. Речь здесь действительно пойдет о папах. Несмотря на стереотип, в силу которого большую роль приписывают матерям (ведь даже после развода ребенок в большинстве случаев остается с мамой), все не так однозначно.

— Когда мы только начинали работать, я даже не предполагала масштаб заявленной проблемы, — вспоминает Марина Петрова. — То, что я услышала от ребят, это, извините, настоящая жесть. Это очень мощные переживания у каждого, независимо от того, есть ли отец в жизни ребенка или он ушел из семьи. То, что увидят зрители в итоге, — это, так сказать, облегченный вариант.

При этом цель проекта — не нагнетать негатив, а сделать так, чтобы после увиденного каждый взрослый задумался и позвонил своему ребенку, сказал важные слова или просто обнял его, если он рядом.

В ходе работы над спектаклем артисты студии — дети в возрасте от 11 до 18 лет –рассказывали свои личные истории о непростых отношениях со своими отцами или об отсутствии таковых; о своей любви к ним, от которой  шаг до ненависти, и о ненависти, за которой все равно скрывается привязанность, любовь и желание быть рядом.

Написанные детьми истории были переработаны, переведены в художественную форму. Таким образом ребята учились выражать свои эмоции языком искусства, отличать главное от второстепенного. Помогали им и другие сценические приемы. К примеру, каждый артист выходит перед зрителем в определенном образе, и это неслучайно. Образ как бы помогает им спрятаться, прикрыться, ведь каждая история — это тотальное раскрытие души. И каждый рассказывает действительно свою личную историю. А на такое, да еще перед огромной аудиторией, решится не каждый взрослый. Но в этом и заключается суть жанра вербатим, или документального театра, постановки которого основаны на реальных событиях, а не литературных произведениях.

Студия-Хабенского_внутрь текста_image-19-10-16-03-27-3.jpg

Не «как бы», а по-честному


— У нас учатся совершенно необыкновенные дети. И в процессе работы они очень меняются…
В перерывах между ответами на вопросы журналистов Марина Петрова успевает контролировать своих воспитанников, иногда и покрикивая на них за шум в зале или оставленный без присмотра и в неположенном месте реквизит. Дисциплина здесь жесткая. Но это часть процесса. Иначе организовать коллектив из 350 детей разных возрастов просто невозможно.

— Мы готовы набирать и больше ребят, но тогда пострадает качество работы, а для нас это принципиально, — продолжает Марина Петрова.

С детьми занимаются 13 педагогов. Обучение в студии бесплатное. Занятия у разных возрастных групп проходят по 3-4 раза в неделю в здании областного центра дополнительного образования детей. Помещение — не идеал, но есть спортивный и репетиционный залы, раздевалки. Главное другое — наличие искреннего желания заниматься этим делом и воспитывать думающих, глубоких, ищущих, разносторонних детей.

— У нас не театральный институт, поэтому и критерии отбора другие, — объясняет руководитель студии. — При отборе первостепенно не столько наличие музыкального образования, сколько готовность ребенка по-настоящему работать, его адекватность, уровень интеллекта, личностные качества. Педагоги, конечно, смотрят, есть ли слух, нет ли каких‑то серьезных физических патологий и противопоказаний к физической нагрузке. Но это не самое главное. Как вкалывают и эмоционально выкладываются наши дети, работают далеко не все профессиональные артисты в Челябинске. И все, что мы делаем, — это не «как бы», это всегда на полную катушку, всегда по-честному.

Студия-Хабенского_внутрь-текста_image-19-10-16-03-27-5.jpgНеминуемо в ходе обучения происходит и некоторый отсев. Но процесс этот совершенно естественный. Ребенок сам определяет, способен ли он выдержать такой режим занятий и для чего ему это нужно. Те, кто пришел сюда, чтобы весело и интересно провести время, надолго здесь не задерживаются.

Обычно в студию берут детей в возрасте от 11 лет. Но в этом году руководители решили провести эксперимент и набрали группу «хоббитов» — юных артистов, которым всего 7-8 лет. Кстати, один из них в последний момент попал в спектакль «Папы», хотя изначально этого не было в сценарии. Юный Адам расскажет совсем короткую историю в самом финале. Но его слова станут самой пронзительной точкой в этом калейдоскопе судеб.

Напомним, что челябинская студия творческого развития Константина Хабенского «Это правда» появилась 25 января 2015 года. Челябинск стал десятым городом России, который присоединился к проекту. Студия не занимается подготовкой актеров театра и кино. Ее миссия — способствовать культурно-нравственному и творческому развитию детей. Посетившая в начале октября Челябинск актриса Чулпан Хаматова высоко оценила работу студии. «Мы с вами изменим мир», — сквозь слезы сказала народная артистка России после репетиции.

Кроме того, этим летом артисты челябинской студии «Это правда» с огромным успехом отыграли спектакль «Поколение Маугли», в котором приняли участие Константин Хабенский и другие российские звезды музыкальной и театральной сцен. После ребята выступили в Государственном Кремлевском дворце перед аудиторией в 5700 человек. Что ждет новую работу студии, спектакль «Папы», узнаем в ближайшее время.

Поделиться

Вчера | 15:14
В Челябинске презентовали эксклюзивную цирковую программу с тиграми и медведями

Для столицы Южного Урала собрали номера из нескольких представлений.

15.04.2024 | 11:07
В Челябинске чествовали стипендиатов фонда «Новые имена»

Народный артист России Денис Мацуев, фестиваль которого только что завершился на Южном Урале, назвал церемонию, посвященную юным талантам, главным событием своего музыкального форума.

30.10.2019 | 11:35
Выстрел в себя. Александр Черепанов ставит спектакль о лидере рок-группы Nirvana

Ноябрьскую премьеру «Курт» в драмтеатре имени Наума Орлова определяют как эксперимент. В спектакле, посвященном Курту Кобейну, не будет прямых указаний на его биографию.

21.10.2019 | 16:04
Пойти на риск. Что ждать челябинским зрителям от Камерного театра

С 17 по 23 октября в Челябинске прошел театральный фестиваль «Камерата». Проводится он с 1992 года. Начинался как фестиваль спектаклей только Камерного театра. Теперь это проект международного уровня, представляющий лучшие современные постановки из столиц и регионов России, из европейских театров.

Новости   
Спецпроекты