Евгения Тропп, театровед: «В театр не надо ходить строем»

1 Декабря 2016 Автор: Екатерина Сырцева Фото: Вячеслав Шишкоедов
Евгения Тропп, театровед: «В театр не надо ходить строем»

Особым гостем фестиваля экспериментальных театральных форм «Ночь в театре», который с успехом прошел в Озерске, стала театровед, театральный критик, редактор «Петербургского театрального журнала» Евгения Тропп. В перерыве между спектаклями и перформансами мы поговорили с ней о судьбе российских театров, перспективах озерского фестиваля «Ночь в театре» и значении театральной критики.

— Евгения Эдуардовна, как бы вы оценили фестиваль «Ночь в театре» в ряду подобных театральных проектов, которые реализуются в других городах страны?

— Такой формат достаточно необычен. Хотя попытки проведения подобных фестивалей действительно уже были. Например, не так давно похожий проект реализовали в Хабаровском ТЮЗе. Ранее в санкт-петербургском театре «Особняк» проводилась «Ночь пожирателей театра». Как правило, зрителям показывают обычные репертуарные спектакли, но в ночное время, театры рекламируют свои проекты, привлекают внимание к своему искусству. Здесь же, в Озерске, мы видим полноценный фестиваль с участием самых разных творческих коллективов. Это редкость.  

Если говорить о значении фестиваля, то, с одной стороны, это огромная радость для театральных деятелей, так как они получают возможность встретиться, пообщаться, ощутить какое-то движение внутри их профессиональной среды. С другой стороны, ведется работа со зрителем, которая особенно важна для театров в небольших городах. Такой фестиваль воспитывает культуру участия и отучает от пассивного потребления. Здесь зритель должен сам выбрать свой маршрут, те спектакли, на которые он пойдет. Возникают и сложности с передвижением, но это создает элемент приключения.

— Верно ли, что зрители в возрасте от 18 до 30 лет — «потерянное» для театров поколение?

— Действительно, бывает сложно привлечь в театр молодежь, подростков. В первый раз их приводят сюда родители или бабушки, потом им приходится ходить с классом. Некоторых это отталкивает, потому что не все хотят ходить строем. И вот здесь многое зависит от самих театров, перед которыми стоит задача заинтересовать ребят. Нужно искать разные подходы, чтобы у молодежи театр не ассоциировался с местом, куда их заставляли ходить взрослые. И это не проблема малого города или России. Это проблема всего мира. Подросткам сегодня сложно общаться с театром и гораздо проще — с гаджетом. Фестиваль «Ночь в театре» в этом плане  хороший пример. Даже то, что показы начинаются всего на час-два позже, чем обычно, и проходят ночью, уже привлекает внимание молодежи как что-то необычное.

— Как сегодня театрам выдержать конкуренцию с кино, телевидением и другими более развлекательными видами культурного досуга?

— Театр должен настаивать на собственной непохожести. Да, здесь нет технических средств, которые есть на телевидении или в кинематографе. Но в то же время театр — это единственный вид искусства, где создание произведения, спектакля, происходит здесь и сейчас. Всегда есть конкретный сегодняшний зритель и конкретный сегодняшний артист. Кроме того, такого близкого, непосредственного контакта между артистом и аудиторией нет ни в каком другом виде искусства. Кино и телевидение дают готовый продукт. А в театре зритель каждый раз присутствует при рождении спектакля заново. Поэтому театрам выгоднее настаивать на своей уникальности, чем подстраиваться под приемы кино, компьютерные технологии или современные гаджеты.

— Насколько развит в России институт театральных критиков?

— С этим проблема. В провинции мало театроведов, людей с соответствующим образованием. Пишут, как правило, журналисты. И пишут по-разному. От размера города это не зависит. Иногда и в провинции работают журналисты, которые грамотно пишут о культуре. Как декан театроведческого факультета Российского государственного института сценических искусств, я каждый год занимаюсь поиском абитуриентов. И вижу у родителей старшеклассников страх, сомнения. Они думают, что театральный критик — это какая-то странная профессия, которая не даст нормального заработка. С другой стороны, я вижу детей, которые понимают, что такое театр, могут о нем хорошо писать. Но они, как правило, не знают, что есть факультеты и вузы, где этому учат. Хотя, к сожалению, сегодня театроведческие факультеты закрываются, особенно в провинциальных городах. В итоге остаются только Москва и Санкт-Петербург. И поступить туда становится все сложнее.

Поделиться

Вчера | 15:01
На юбилее хозяина особняка. Вполне правдивая челябинская история со странностями

В Доме Покровского зрителям показали необыкновенный спектакль «Ключи прошлого». Его премьера состоялась 4 ноября минувшего года в рамках всероссийской акции «Ночь искусств». На этот раз актеры и авторы проекта собрались 25 марта, чтобы сыграть спектакль снова и таким образом отметить Всемирный день театра.

24.03.2024 | 17:51
Послушать фильм. В Челябинске показали незримое кино

Состоялась премьера трех новых короткометражных фильмов, снабженных тифлокомментариями.

30.10.2019 | 11:35
Выстрел в себя. Александр Черепанов ставит спектакль о лидере рок-группы Nirvana

Ноябрьскую премьеру «Курт» в драмтеатре имени Наума Орлова определяют как эксперимент. В спектакле, посвященном Курту Кобейну, не будет прямых указаний на его биографию.

21.10.2019 | 16:04
Пойти на риск. Что ждать челябинским зрителям от Камерного театра

С 17 по 23 октября в Челябинске прошел театральный фестиваль «Камерата». Проводится он с 1992 года. Начинался как фестиваль спектаклей только Камерного театра. Теперь это проект международного уровня, представляющий лучшие современные постановки из столиц и регионов России, из европейских театров.

Новости   
Спецпроекты