Челябинцам объяснили, кто, когда и как может рекламировать табак и алкоголь

19 Августа 2016 Автор: Евгений Аникиенко

С июля 2016 года вступили в силу изменения в законодательство о рекламе алкоголя и табака, вводящие послабления для малого и среднего бизнеса.

Но насколько они облегчают рекламную сферу и будет ли у этого начинания продолжение?

Вопросы по поводу последних изменений в законодательстве о рекламе табачной и алкогольной продукции были поставлены на пресс-конференции в пресс-центре мадиахолдинга «Гранада Пресс».

— Напомню, что еще в 1995 году в России были наложены ограничения на рекламу табачных изделий, — говорит Татьяна Соболевская, заместитель руководителя — начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией УФАС России по Челябинской области. — Было запрещено демонстрировать процесс курения, а рекламу табачных изделий на телевидении ограничили по времени суток. А в 2006 году добавился запрет наружной «табачной рекламы» на плакатах и фасадах зданий, в общественном транспорте, оздоровительных и военных организациях. И наконец, в 2013 году был введен полный запрет на рекламу табака и курительных принадлежностей, а также на дистанционную рекламу по сети интернет.

По словам антимонопольщиков, реклама ассортимента табачных изделий и алкоголя все же допускается на сайтах продавцов, правда, без какой-либо пропаганды вредных привычек.

С рекламой алкоголя схожая картина. Уже несколько лет действует полный запрет на нее, за исключением слабоалкогольных напитков не крепче 5 градусов. Причем и их можно рекламировать только на внутренних полосах печатных изданий, и в рекламе не должно быть заявлений о безвредности такой продукции.

— В последнее время ужесточились требования к продаже и рекламе алкоголя, — сообщила Татьяна Соболевская. — Исключение лишь пиво и вино, произведенное из винограда, выращенного на территории России. До 1 января 2019 года для пива допускается реклама во время трансляции спортивных соревнований, а затем будет наложен и этот запрет (не исключено, что это как-то связано с проведением чемпионата мира по футболу в Москве в 2018 году. — Прим. авт.). Зато наружная реклама алкогольных изделий полностью запрещена.

По словам Татьяны Соболевской, в антимонопольная службу поступает масса заявлений о рекламе доставки алкоголя по интернету. Нередко им «по сети» торгуют некие физлица, не имеющие лицензии на реализацию «зеленого змия». ФАС направляет предписания об устранении нарушений, готовит письмо в Роскомнадзор по блокировке таких сайтов, многие из которых расположены вне «зоны ру.» и недоступны. К примеру, сейчас УФАС рассматривает дело о скрытой рекламе алкоголя по сети интернет: предлагают купить некие атрибуты (к примеру, магнитики), а в качестве подарка «прикладывают» крепкий алкоголь. Антимонопольная служба усматривает в этом признаки явных нарушений закона о рекламе и, если они подтвердятся, направит информацию в правоохранительные органы.

А в последнее время у рекламщиков вошли в моду так называемые «зонтичные бренды», когда, к примеру, под видом минеральной воды (таковой на самом деле нет) рекламируется алкоголь. Немало вопросов у покупателей возникает и по поводу продажи безалкогольного пива. Неслучайно недавно прошел экспертный совет с участием представителей пивоваренных компаний, на котором были определены правила игры на этом сегменте рынка. Теперь нужно указывать, что рекламируется безалкогольная продукция, а также логотип «0 %».

По словам Ольги Степановой, начальника отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Челябинской области, в этом ведомстве также усматривают в интернет-торговле нарушения статей 14.12 и 14.16 федерального закона об этой сфере.

— В последнее время звучат предложения отменить запрет на рекламу продажи алкоголя по интернету, ввести другие послабления, — резюмирует Татьяна Соболевская. — Один из аргументов — что это приведет к легализации рынка, с которого уйдут продавцы, не имеющие разрешения. При этом предлагается обеспечить строгий госконтроль, опубликовать реестр лицензированных продавцов алкогольных изделий (его может составить Росалкогольрегулирование), но эти предложения пока не находят отклика у депутатов Госдумы. И все же элементы послабления есть: с июля этого года вступили в силу изменения в законодательство о рекламе алкоголя и табака, снимающие излишнюю суровость «рекламных санкций» для малого и среднего бизнеса. Если нарушитель является мелким предпринимателем и уличен в такой рекламе впервые, причем она не представляет общественной опасности и не повлекла негативных последствий, он поначалу отделается предупреждением.

Между тем штрафы за незаконную рекламу алкоголя и табака немалые: для организаций — от 100 до 500 тысяч рублей, для физических лиц — от 2 до 4 тысяч, для руководителей — от 4 до 20 тысяч рублей. В этом успел убедиться даже предприниматель, рекламировавший в интернете… сыры и конфеты под брендом известной алкогольной фирмы. Так что надежда на послабление запретов на такую рекламу пока, похоже, под большим вопросом...

Поделиться

Сегодня | 16:41
Анвар Гатиятулин возглавит «Сибирь»

Клуб достиг договоренности о подписании контракта с бывшим тренером «Трактора».

Сегодня | 16:29
Муниципальная реформа отразилась на рейтинге южноуральских мэров

Телеграм-канал «Глав. Индекс» подвел итоги рабочей недели.

20.03.2024 | 08:32
Могут ли вспышки на Солнце изменить жизнь на Земле

По мнению южноуральского астрофизика, такой вариант маловероятен.

19.03.2024 | 08:33
Как гормоны влияют на мозг человека весной

Этот и другие вопросы обсудили на телемосте в ИЦАЭ Саратова и Челябинска.

 
Новости   
Спецпроекты