В Челябинской области решили создать условия для глобализации российского производства трамваев
Проект будет реализован на территории Усть-Катава.
Напомним, работа по формированию «трамвайного» кластера в Челябинской области ведется во исполнение распоряжения правительства Челябинской области «О создании рабочей группы по совершенствованию городских транспортных систем», подписанного еще в 2014 году. Разработчики проекта считают, что создание кластера на базе Усть-Катавского вагоностроительного завода позволит развивать существующие компетенции предприятия в трамваестроении, а также организовать новые бизнес-направления, связанные с формированием комплексных проектов по городским транспортным системам.
В рамках кластера планируется развиваться и углублять производственную кооперацию, а также создать Центр компетенций по развитию систем городского пассажирского транспорта, основой которого станет Инжиниринговый центр и частный оператор по управлению городскими системами пассажирского транспорта.
Напомним, что Усть-Катав относится к так называемой первой категории моногородов с высокими рисками безработицы. УКВЗ является крупнейшим работодателем в городе, предоставляя работу порядка 40% экономически активного населения города. В этом году Фонд развития моногородов включил Усть-Катав в число 11 пилотных муниципалитетов страны в качестве города с самым сложным социально-экономическим положением на Южном Урале для внедрения «проектного менеджмента» в целях преодоления кризисной ситуации. Оценка ситуации на УКВЗ показала, что существует риск потери компетенций в области российского трамваестроения, а также риск высвобождения персонала – порядка 3 тысяч человек до 2020 года. В связи с этим проект по созданию кластера включен в программу развития Усть-Катавского городского округа, разрабатываемую администрацией города совместно с проектным офисом Фонда развития моногородов и правительством Челябинской области.
Считается, что развитие кластера на базе УКВЗ станет стартовой площадкой для создания Национального производителя трамвайных вагонов, который в рамках промышленной кооперации объединит ключевых производителей данной техники. В частности, концепция нацпроизводителя трамваев предусматривает, что наряду с основной производственной площадкой в Усть-Катаве будет создано в России три крупных региональных производственно-сервисных центра. В результате Россия должна получить конкурентоспособный комплексный продукт, направленный на решение вопросов качественного изменения системы общественного транспорта и городской среды в российских городах, с потенциалом для экспорта в страны СНГ, на рынки стран Азии, Восточной Европы, Африки и Южной Америки.
В настоящее время проектная группа с участием представителей областной администрации, Усть-Катава и УКВЗ дорабатывают модель управления реализации данного проекта в Московской бизнес школе "Сколково".
Поделиться