Атлян легкого режима. В Челябинской области ищут место для колонии-поселения

27 Марта 2015 Автор: Наталья Калентьева Фото: Вячеслав Шишкоедов
Атлян легкого режима. В Челябинской области ищут место для колонии-поселения

Расформированную атлянскую «малолетку» могут отдать под колонию-поселение для взрослых преступников. С таким предложением к губернатору обратилось руководством ГУФСИН по Челябинской области.

Чего ждут жители Атляна от «легкого режима», почему одни с нетерпением ждут зэков, а другие уже готовы бежать из поселка, — в репортаже корреспондентов «ЮП».

 Затерявшийся в хмуром пейзаже Атлян ничем не отличается от любого другого поселка в российской глубинке. Те же покосившиеся избушки с уже сгнившими резными ставенками и соседствующие с ними добротные коттеджи, те же магазинчики, где можно узнать о последних сплетнях, и типичная для села небольшая двухэтажная школа, те же люди и те же проблемы. Единственно, что отличает его от сотни подобных, это обнесенная высоким забором и колючей проволокой воспитательная колония.

 Был Клондайк — теперь Чикаго

Когда-то эти места назывались русским Клондайком. В 1823 году в долине реки Атлян были найдены первые золотые россыпи, давшие начало местным государственным приискам с промывальными фабриками. Правда, от того «золотого» прошлого здесь не осталось и следа. Разве что Верхний Атлян, на самом деле географически находящийся внизу, старожилы нет-нет да и назовут Золотым. Новость о перепрофилировании воспитательной колонии в колонию-поселение местные восприняли неоднозначно. Днем на улице души не встретишь, и узнать общественное мнение можно разве что в магазине, где обсуждают последние новости. Марина, продавец, явно скучает: в полдень редко кто заходит в магазин. Пенсионеры сидят по домам, школьники — за партами, молодежь на работе.

— А почему бы и нет. Что, в колонии-поселении разве нелюди какие? У меня знакомая два года провела в поселении. Ей уже за 50. ДТП с трупом, вроде невиноватая была, но посадили, — рассуждает женщина. — Тем более, зэки не будут разгуливать по поселку. За ними все равно будут смотреть. Другое дело, где они работать будут? Работы то здесь нет. Разве что в город возить придется… Хотя и в Миассе вакансий почти нет.

С ней соглашаются не все.

— Нафиг надо! У нас школа в Нижнем. Если утром есть рейсовый автобус, то вечером дети пешком домой идут, — рассуждает Ирина, одна из жительниц Верхнего Атляна. — Как им ходить? Тем более, школа и колония совсем рядом. Они, не дай бог, будут бандитствовать! Было бы нам куда уехать, — уехали бы.

Многие именно об этом думают в первую очередь. Ведь в таких учреждениях отбывают наказание не только осужденные за преступления по неосторожности и лица, впервые совершившие преступления небольшой или средней тяжести, но и те заключенные, которые отбыли часть наказания в колониях общего и строгого режимов.

 Зэк зэку рознь

Золотое и Низ, так между собой поселковые называют Нижний Атлян, разделяет два километра хорошей дороги. По обе стороны раскинулись поля с редкими перелесками. Дорога упирается в колонию, жизнь в которой когда-то во всех красках расписал Леонид Габышев в повести «Одлян, или Воздух свободы», и обходит ее стороной. Серые обшарпанные строения с выбитыми стеклами, пустующие сторожевые вышки, обнесенные забором и рядами «колючки», вполне вписываются в унылый ландшафт поселка, который заметно больше своей географической «половинки». Здесь два десятка улиц, школа, библиотека и несколько магазинов. И жизни, если так можно сказать, больше.

— Нужно быть идиотом, чтобы протестовать против колонии-поселения. Колония у нас всегда была градообразующим предприятием. Работать в Атляне же больше негде. Тем более, здесь был свой мебельный цех, диваны преступники собирали, их на покосы вывозили, на картошку. С закрытием все захирело, и мы ждем не дождемся, когда колония снова будет работать, — признается Елена Макарова, учитель физкультуры в местной школе, отработавшая не один год в колонии. — Тем более, режим останется. Никто не будет просто так болтаться на улице и уж тем более сбегать. Это малолетки, среди которых были и убийцы, и насильники, бросали доски на проволоку и сбегали. А здесь будут взрослые люди, которым это ни к чему. Неужто какой нибудь доцент, севший за ДТП, полезет к бабке за укропом в огород?

В поселке многие, напротив, уверены, что поселенцы будут поднимать сельское хозяйство, обрабатывать пустующие поля. А еще обсуждают на кухнях, что, может, наконец обретут свое счастье вдовые да одинокие женщины, которых здесь, как и в городе, немало. Чем черт не шутит, вдруг поселок вырастет за счет новых семей.

— Не мужья, так просто работники появятся, — уже всерьез рассуждают местные женщины. — Говорят, такое практикуют в других колониях-поселениях: оплачиваешь трудодень, а заключенный тебе и огород вспашет, и дров наколет, и картошку выкопает…

Проблема, уверены в Нижнем Атляне, заключается в том, что большие начальники тему замалчивают.

— Поселок да и Миасс находятся в неведении. Вот собрали бы поселковый совет, провели разъяснительную работу и, я уверена, жители точно не были бы против, — считает Диана Хамадярова, учитель музыки и МХК. — А так все только и говорят о том, что здесь будет Чикаго, что зэки будут гулять по улицам, что рядом «Солнечная долина», которой колония — не сосед…

Туристический этап

В «Солнечной долине», которая раскинулась всего в нескольких километрах от Атляна и где в последние годы все чаще проходят престижные горнолыжные турниры и фестивали, перспектива соседства с колонией-поселением, кстати, даже в страшных снах не снилась.

— Нельзя допускать того, чтобы строить рядом с курортом тюрьму, — считает Олег Сиротин, председатель совета директоров курорта. — Представьте себе «Красную поляну» в Сочи и там тюрьму-поселение. Создание колонии-поселения вблизи горнолыжного курорта однозначно отрицательно скажется на развитии туристического кластера региона.

Для осужденных найдутся и менее красивые места, и размещать их практически на курорте не совсем правильно, уверен и Андрей Берсенев, депутат Миасского городского округа. Примерно такой же точки зрения придерживаются остальные депутаты, несколькими днями ранее поддержавшие главу Миасса Игоря Войнова, выступившего против создания в Атляне колонии-поселения и даже направившего письмо губернатору. Причем обращение Игоря Войнова поддержали не только депутаты на социальной комиссии, но и члены межведомственной комиссии по профилактике преступлений и правонарушений, которая состоялась на прошлой неделе. Хотя позиция их за несколько месяцев до выборов, в принципе, очевидна и понятна.

Плюс — налоги и работа

По словам представителей ГУФСИН России по Челябинской области, на данный момент на Южном Урале нет ни одной колонии-поселения, и их отсутствие не позволяет реализовать законные права осужденных на перевод их из исправительных учреждений общего и строгого типа. В настоящее время на статус поселенцев претендуют 6420 осужденных. Помимо соблюдения прав и свобод заключенных, считают в самом учреждении, находящемся в стадии «заморозки», в создании колонии-поселения в Атляне есть и экономический плюс.

— Это позволит сохранить рабочие места для сотрудников учреждения, обеспечить сохранение социально-полезных связей осужденных с родными и близкими, снизить затраты на проведение ремонтных работ, большую часть из которых можно выполнить силами самих осужденных, а имеющиеся возможности для их трудоустройства позволят увеличить отчисления в бюджет Миасского городского округа, — отмечает исполняющий обязанности начальника колонии Александр Буков.

При этом, как уверяют руководители уголовно-исполнительной системы, никакого свободного перемещения по Атляну и проживания в съемных домах заключенных не планируется. Поселенцы будут находиться под надзором администрации колонии на режимной территории. Хотя, возможно, они лукавят: согласно Уголовно-исполнительному кодексу РФ поселенцы такое право как раз таки имеют…

05___DSC0590.jpg

05__DSC0166.jpg

05__DSC0536.jpg

05__DSC0487.jpg

05__--_DSC0474.jpg

05___DSC0635.jpg

05__DSC0639.jpg

05___DSC0614.jpg

Поделиться

14.05.2024 | 15:45
На операцию в Челябинск курганец прилетел на вертолете

Острое расслоение аорты застало «робинзона» на крыше дома в паводок.

14.05.2024 | 13:14
Азбука для Севера. Какую письменность создал Стефан Пермский

Если взять самый первый том энциклопедии «Истории литературы Урала», можно увидеть на корешке пометку «с XIV века».

10.05.2024 | 17:26
«Ты что, с Урала?». В Челябинске дизайнеры рассказали о модной индустрии

У локальных брендов есть свои болевые точки и точки роста.

04.05.2024 | 12:12
В нацпарках развивают бережный туризм

На Креативной неделе в Челябинске обсуждали, как «Таганаю» увеличить турпоток, сохранив экосистему.

Новости   
Спецпроекты