Сестры из Челябинска, потерявшие родителей и обманом лишенные жилья, верят, что их не оставят в беде

24 Апреля 2015 Автор: Евгений Аникиенко Фото: автора
Сестры из Челябинска, потерявшие родителей и обманом лишенные жилья, верят, что их не оставят в беде

…Голос в трубке напоминал детский, и поначалу подумалось, что какая‑то школьница ошиблась номером.

Но нет, сквозь плач и жалобы на жизнь явно чувствовалась боль и недетское страдание многое пережившей женщины, будущей матери, волею судьбы оказавшейся на улице, на положении бомжа.
«Помогите! Нас с сестрой-инвалидом «черные риелторы» лишили квартиры, и мы уже 5 лет мыкаемся по подъездам и подворотням, живем в шалаше, — сетовала моя собеседница. — Хотя суд вынес решение в нашу пользу, вернуть жилье не удалось. К тому же я на последнем месяце беременности и от такой жизни могу потерять ребенка… Куда только не обращались — все без толку. Осталась одна надежда — на помощь вашей газеты…»

Вторая мама

С «бомжами поневоле» Юлей Бронниковой и ее сестрой Светой мы встретились на задворках Ленинского района Челябинска, где за гаражами на фоне новостроек по улице Агалакова приютилась их ветхая палатка. Обездоленные девушки годами живут «на семи ветрах», мечтая о своем доме с горячим душем. Их покой охраняет верный страж двортерьер Сэм, которого щенком подобрали и вырастили, делясь последним куском хлеба. В рассказе Юли — отчаяние и надежда, вера в добро и обида на судьбу-злодейку, выбросившую их на обочину жизни.

—  Мне было всего 10 лет, а сестренке 9, когда мы лишились родителей, — вспоминает Юлия. — Вначале от рака умерла мама, а затем и отец. Наш папа, Юсупян Гальянович, был ее намного старше, прошел с боями Великую Отечественную, за храбрость награжден орденом Красной Звезды. Когда его не стало, наша старшая сестра Татьяна (от другого отца), чтобы стать единовластной хозяйкой доставшейся по наследству «полуторки», выгнала меня и Свету на улицу. Мы ночевали в подъездах, просили милостыню. Особенно тяжело приходилось младшей сестренке — она инвалид детства, стоит на учете у психиатра. Кроме меня  о ней заботиться некому. Но нашлись добрые люди — нас приютила совершенно посторонний человек, соседка Валентина Ивановна Давыдкина. Она, хотя и без того в квартире проживала с мужем, дочерью и внучкой, взяла под опеку нас и еще одну сироту, Наташу. Давыдкины вырастили нас как родных, не деля на «своих» и «чужих».

Когда Юля и Света выросли, то поступили в 129‑е профессиональное училище в Саргазах, выучились на агронома. Но ехать в деревню, где ни жилья, ни родных и знакомых, так и не решились. Жилищный вопрос помогла решить все та же «мама Валя», отсудившая у старшей сестры Бронниковых их родительскую квартиру по Трубников, 41. Как оказалось, Татьяна здесь даже не была прописана, имеет другое жилье, где проживает с мужем и детьми. Девушки переехали в отцовскую «полуторку», оформили право собственности. И жили вполне счастливо, наслаждаясь комфортом и семейным уютом. Правда, недолго…

Из квартиры — в барак

Через год к сиротам стала наведываться одна женщина, представившаяся сотрудницей службы соцзащиты Светланой Панариной. Приносила вещи, еду. А когда девушки доверились ей, начала уговаривать продать квартиру. Юля наотрез отказалась. Тогда «черная риелторша» стала запугивать сестер, заявила, что с ними «разберутся». И вправду, какие‑то парни не раз ломились по ночам, разнесли дверь. В итоге риелтор, пообещав несведущим в юридических вопросах сиротам деньги и хорошее жилье на природе, уговорила их подписать бумаги. Позже оказалось, что это купчая на продажу квартиры.

—  Ни жилья, ни обещанных денег мы так и не дождались, — говорит Юлия Бронникова. — Нас просто выкинули на улицу. Правда, поначалу Панарина увезла нас в копейский поселок Горняк, по поддельным документам вселила в аварийный барак, но и оттуда пришлось бежать. Нам стали бить стекла, угрожать расправой, а один из налетчиков выстрелил мне в лицо из газового пистолета. Один глаз у меня полностью ослеп… А жаловаться в полицию, опасаясь за жизнь сестры, боялась. Риелтор, пообещав, что нас больше не тронут, перевезла меня и Свету в другой барак, в поселке Потанино. Но оказалось, что и у этой халупы есть хозяин: вскоре он вышел из тюрьмы и указал нам на дверь…

На семи ветрах

С тех пор сестры-сироты живут на улице, на положении робинзонов большого города. Вернувшись в Ленинский район Челябинска, соорудили на пустыре из веток шалаш, накрыли тряпками — и выживают, как могут. Зимой стужа, летом дожди… Их обитель несколько раз поджигали бомжи-конкуренты, приходилось перебираться на другое место.

По словам Юлии, хрупкая надежда вновь обрести свой дом появилась, когда «черных риелторов» в 2010 году осудили, дали более 10 лет лишения свободы. По приговору суда Панарина должна выплатить сестрам 1 миллион 130 тысяч рублей на покупку новой квартиры, но оказалось, что у нее «ничего нет». Она все имущество (квартиру по улице Гагарина, несколько машин) переписала на родственников, и арестовывать нечего. Судебные приставы лишь разводят руками…

К тому же риелторы забрали у Бронниковых паспорта, «зеленки», инвалидную книжку младшей сестры. Из-за этого она не получает пенсию, а ходить по чиновным кабинетам, умолять о помощи девушки уже устали. Вдобавок ко всем бедам как‑то во время очередного пожара в шалаше Бронниковых у них сгорели оставшиеся документы, а без них как докажешь свои права?

Но мир не без добрых людей: случайно узнав об их проблемах, одна совершенно незнакомая женщина дала Юле на оформление бумаг 3 тысячи рублей, помогла восстановить паспорта. Но прописку (в квартире, где они когда‑то жили) почему‑то оформили только у Юли, Света так и осталась без регистрации. Юля устроилась на работу уборщицей в одну клининговую компанию при ЧТПЗ, но мизерной зарплаты на двоих не хватало. А потом жизнь преподнесла новый сюрприз…

С Верой и Любовью

—  Нас бесплатно подкармливают в церкви в честь Иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость», дарят одежду, — делится Юлия Бронникова. — Одна соседка — баба Таня как‑то нас с сетрой окрестила в божьем храме и всегда помогает, чем может. А другая бабушка приглашает нас в гости, угощает соленьями-вареньями. Часто приносят продукты и просто прохожие, жители соседних домов.

Сами сестры уже привыкли перебиваться «на подножном корму», но так случилось, что в их семье скоро появится пополнение. Юля ждет малыша, а для него уличные условия «строго противопоказаны»…

—  Все получилось само собой, нежданно-негаданно, — улыбается Юля. — Как‑то в наш шалаш заглянул один парень — вежливый, обходительный. Дима все жаловался на судьбу, безденежье, из-за которого он вынужден скитаться по подворотням, воровать. Обещал, что образумится, сойдет с «кривой дорожки». Я пожалела его, приютила, а вскоре мы стали жить как муж и жена. Когда узнала, что у нас будет ребенок, решила его оставить. Тогда верила, что все наладится, у нас будет семья и свой кров. Но оказалось, что Дима и не думает «завязать»… Как‑то попался на очередной краже, сейчас в СИЗО ждет суда.

Но это еще полбеды… Прийдя в женскую консультацию и сдав анализы, Юля узнала, что у нее обнаружили смертельно опасную болезнь. Правда, с таким диагнозом люди живут годами, но нужно следить за здоровьем, принимать лекарства. Юле их предоставляют бесплатно, но при жизни на улице шанса на излечение врачи не дают.

И все же, по словам девушки, она хочет сохранить дочку и жить ради нее. Пока неродившийся ребенок (срок беременности уже 8 месяцев!), как показали анализы, здоров, и надежда, что он не заболеет, есть. Но преждевременные роды в таких условиях могут случиться в любую минуту. К тому же Юля опасается, что у нее могут отнять малыша — соцзащита не позволит, чтобы он жил «под открытым небом». Значит, нужно бороться, добиваться крыши над головой.

Надежда от президента

Я обращалась в прокуратуру, к судебным приставам, главе Ленинского района, но пока реального результата нет, — сетует будущая мать. — Правда, нас на время определили в спецучреждения: меня — в отделение экстренной помощи реабилитационного центра, а Свету — в комплексный центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства. Относятся к нам хорошо, но «богадельни» переполнены, срок пребывания в них скоро закончится, и мы можем вновь оказаться на улице…

Правда, по словам Юли, надежды она не теряет. Недавно направила письмо президенту России Владимиру Путину, и хотя на  горячей линии ее вопрос не прозвучал, из кремлевской администрации пришел ответ: «Ваше обращение направлено в правительство Челябинской области. Оно будет рассмотрено в ближайшее время, вас проинформируют о результатах». Обнадеживающее письмо пришло и от первого вице-губернатора Евгения Редина.

—  Мы провели проверку условий жизни Юлии и буквально на другой день, 13 марта, помогли с устройством в реабилитационный центр, — говорит Ирина Артамонова, начальник отдела семьи и назначения детских пособий Ленинского районного управления соцзащиты населения администрации Челябинска. — По отзывам жителей соседних домов, она добрая, отзывчивая женщина, которой просто не повезло в жизни. Мы связывались с учреждением, где Бронникова сейчас временно проживает, и все о ней говорят только хорошее. После рождения ребенка она будет получать федеральное пособие по месту работы.

—  Юлия за время пребывания у нас показала себя как воспитанная, выдержанная, аккуратная женщина, — сообщила Светлана Демьяненко, специалист кризисного центра по социальной работе. — Она всегда утешит, поддержит добрым словом наших «клиенток» со сложной жизненной ситуацией. Насколько я знаю, Юля поддерживает хорошие отношения с бабушкой своего молодого человека, ходит к ней в гости и готова ждать, когда он вернется из мест лишения свободы. Правда, пребывание в нашем учреждении ограничено 3 месяцами, но никто не собирается ее выгонять. Думаю, ей пойдут навстречу и после рождения ребенка продлят срок социальной адаптации. Уверена, что Юля будет хорошей, заботливой матерью, но она попала в беду, и ей нужно помочь. Я очень надеюсь, что жилищный вопрос сирот все-таки будет решен.

Поделиться

24.04.2024 | 15:11
На Южном Урале впервые проходит форум креативных индустрий

В регион приехали эксперты из креативного бизнеса, люди, чьи имена и бренды знает вся Россия.

24.04.2024 | 11:47
В Челябинске больше детей смогут получать бесплатное питание

Список получателей этой меры соцподдержки дополнен по решению депутатов Челябинской городской Думы.

Вчера | 17:02
В Челябинске подвели итоги Молодежного цифрового форума «на ТЫ с IT»

Южноуральские вузы ежегодно выпускают около 1000 молодых программистов, но потребность кратно больше.

Вчера | 14:29
На Южный Урал к Дню Победы завезли более 370 тысяч гвоздик из Китая

Нарушений фитосанитарного законодательства и карантинных объектов не выявлено.

Новости   
Спецпроекты