Реклама «загуляла». Ситуация с наружной рекламой в Челябинске остается неуправляемой

18 Ноября 2016 Автор: Станислав Смирнов Фото: Вячеслав Шишкоедов
Реклама «загуляла». Ситуация с наружной рекламой в Челябинске остается неуправляемой

В Челябинске снова заговорили о необходимости освободить город от несанкционированной рекламы, которая, дескать, портит его внешний облик. Глава города Евгений Тефтелев заявил о грядущем ужесточении санкций, кроме того, в гордуму внесен пакет документов, которые, как рассчитывают власти, помогут сформировать единые правила игры. Между тем, судя по наблюдениям экспертов, далеко не все рекламодатели и распространители имеют четкое представление о том, что является нарушением, а что — нет.

Южно-Уральская торгово-промышленная палата на прошлой неделе организовала круглый стол «Наружная реклама сегодня — проблемы и способы их регулирования», главным спикером которого выступила начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС Татьяна Соболевская. Сначала она предостерегла предпринимателей от размещения рекламы на уличных указателях, поскольку, как выяснили в УФАС, это незаконно. «Подумайте о своих деньгах, которые могут быть просто выброшены на ветер», — отмечает эксперт.

Сохраняется тенденция отказов в выдаче разрешений на установку рекламных конструкций, когда муниципальные чиновники ссылаются на «несоответствие внешнему архитектурному облику» города. При этом не учитываются конструкции, срок действий которых уже истек, однако собственник их не демонтирует, да и у чиновников руки не доходят. В ФАС России отметили, что непроведение работ по демонтажу — это фактически бездействие со стороны органов местного самоуправления (ОМС), которое может препятствовать развитию рынка и расцениваться как нарушение закона. Соболевская обращает внимание госслужащих на необходимость проводить такую работу системно, причем расходы должны быть предусмотрены бюджетом.

Вывеска или реклама?

Много жалоб в УФАС поступает по поводу рекламы, которая размещается на фасадах многоквартирных домов, в подъездах. Как отмечает представитель ведомства, звонки с требованиями «Приходите, убирайте!» бесполезны — за бюджетные деньги этого делать никто не станет, поскольку именно собственники жилья вправе принимать какие‑то решения на этот счет. То есть это исключительно их (наша с вами) проблема.

«Реклама на фасадах размещается с разрешения ОМС и собственников многоквартирных домов, — поясняет Татьяна Соболевская. — Но здесь нужно разделять понятия «реклама» и «вывеска». К вывескам отнесены конструкции, которые размещены в месте нахождения организации и на которых обязательно должны быть указаны ее наименование и режим работы. Согласие жильцов в этом случае не предусмотрено, и требования демонтировать такую вывеску, пусть даже пятиметровую, не будут приняты. Если же на конструкции есть дополнительная информация, например, адрес сайта, тогда она считается «рекламой».

В некоторых муниципалитетах Челябинской области до сих пор не приняты схемы размещения рекламы, которые регламентированы законом. Следовательно, реклама устанавливается произвольно — непонятно где и непонятно на каких условиях. «В соответствии с действующим законодательством разрешение выдается исключительно на то место, которое включено в схему», — уточняет эксперт. Схема при этом должна быть представлена в интернете, чтобы предприниматель мог посмотреть, на какой из участков он может претендовать.

Угрожающий вид

Очень много самовольной рекламы на ограждениях и на знаках организации дорожного движения. С этим сложно бороться, но антимонопольщики пытаются — вышли на операторов мобильной связи с просьбой о предоставлении информации о владельцах телефонных номеров. «Чтобы как‑то стимулировать нарушителя к прекращению этой деятельности, — поясняет г-жа Соболевская. — Раньше мы не занимались такими вопросами, поскольку информация о владельцах номера была защищена законом о персональных данных. Сегодня, согласно постановлению Верховного суда РФ, операторы обязаны предоставлять такие данные, поскольку речь идет о государственном контроле в сфере рекламы. Антимонопольный орган в свою очередь обязан сохранить эту информацию в соответствии с законом». Так, Челябинское УФАС рассмотрело серию дел, связанных с продажей дешевых полисов ОСАГО. Материалы были переданы в правоохранительные органы, а на продавцов наложили штрафы. «Правда, нарушители не всегда исполняют предписания, — признает эксперт. — Поэтому обращаемся в органы местного самоуправления, чтобы те конструкции, которые мы выявили, были демонтированы. Надо сказать, администрации достаточно оперативно реагируют. Это я к тому, что общими усилиями мы можем добиться каких‑то результатов».

Татьяна Соболевская также сообщила о необходимости внесения изменений в закон относительно выбора конкурентной процедуры при проведении торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. Наиболее целесообразным проводить такие торги представляется в форме аукциона, а не конкурса, поскольку требования к техническим характеристикам рекламных конструкций определены законодательством, а оценка иных условий затруднительна. «Мы видим, что организаторы торгов устанавливают такие условия, как, например, уборка прилегающей территории. Сколько места нужно убирать вокруг этой конструкции, на каких основаниях, непонятно, — рассказывает эксперт. — Или, к примеру, такой критерий, как «конструкция не должна иметь угрожающий вид». Что за угрожающий вид, как его оценивать?»

На рассмотрение в Госдуму РФ 30 октября 2016 года внесен новый законопроект об изменениях в Законе о рекламе, который предусматривает участие в торгах на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций не менее 20 % субъектов малого и среднего предпринимательства, ограничивает участие в торгах на право размещения рекламных конструкций компаний, аффилированных с «крупными» игроками рекламного рынка.

Поделиться

Вчера | 18:53
Какие улицы попросили отремонтировать жители Челябинска

Алексей Текслер объехал проблемные дороги областного центра.

Вчера | 16:03
Бизнес на обочине. На М5 закрыли проезд к незаконным строениям

Южноуральские дорожники ликвидировали доступы к самостроям и незаконным придорожным объектам вдоль федеральной магистрали.

31.03.2024 | 12:28
В Челябинской области смогут устанавливать правила работы для «наливаек»

Госдума расширила полномочия регионов для борьбы с такими торговыми точками.

06.03.2024 | 15:33
Юрист объяснил, что ждет «дробильщиков» бизнеса после послания Путина

В послании президента Федеральному собранию были затронуты три вопроса, связанные с правом и предпринимательством.

Новости   
Спецпроекты