Понаехали тут. Принесет ли эффект рост количества «варягов» на грядущих выборах в Госдуму в Челябинской области

13 Июля 2016 Автор: Инна Ленина Фото: из архива программы «Рейтинг Баженова»
Понаехали тут. Принесет ли эффект рост количества «варягов» на грядущих выборах в Госдуму в Челябинской области

Ямпольская, Шаргунов, Баженов, Никитчук, Самиев… Челябинские политологи уже устают раздавать комментарии о приезжих кандидатах. «ЮП» попыталась разобраться, с чем связан нынешний политический «наплыв» на Южный Урал.

Последним из иногородних, кто взорвал информационную политическую повестку региона, стал один из мэтров российской экстремальной журналистики Тимофей Баженов. Он подал документы в избирком как самовыдвиженец по Коркинскому избирательному округу. До этого южноуральцы увидели в политической повестке главного редактора газеты «Культура» Елену Ямпольскую, известного писателя и журналиста из Москвы Сергея Шаргунова, федерального политика-коммуниста Ивана Никитчука, крупного московско-сибирского предпринимателя Ильдара Самиева.

Звездные «паровозы»

Хотя появление иногородних на выборах дело далеко не новое, эксперты отмечают, что в этом политическом сезоне на этот тренд стоит обратить особое внимание.

«Варяги, конечно, были и в прошлых выборных кампаниях, в том числе и в 2003 году, когда так же выборы проходили по одномандатным округам. Но, пожалуй, такого количества и «качества» (в плане известности, электорального потенциала) иногородних кандидатов ранее не наблюдалось, — комментирует политолог Александр Мельников. — Полагаю, сегодня в обществе есть серьезный запрос на обновление депутатского корпуса и, как следствие, у многих известных людей проявляется интерес к походу во власть. А Москва и в выборном плане «не резиновая» — всех знаменитостей в столичные округа не втиснешь. Еще одна причина — серьезный настрой на грядущие выборы у многих партий, оппонирующих «Единой России». С помощью известных персон в своих рядах они рассчитывают получить в территориях большее число голосов за партсписок, при этом без особых ресурсных вложений в кампанию.

Законность появления «варягов» ни у кого сомнения не вызывает. Мы живем не в сборище удельных княжеств, а в единой стране, поэтому, чтобы выдвинуться в Госдуму от той или иной территории, достаточно быть гражданином Российской Федерации. Однако экспертов больше сегодня заботит вопрос не законности, а эффективности иногородних депутатов.

«Практика «варягов» закону не противоречит. Применялась всегда, — говорит политолог Андрей Лавров. — Госдума вообще‑то прежде всего общегосударственный орган, и она должна решать общегосударственные проблемы. Есть, конечно, элемент лоббирования региональных интересов, но он вторичен. Вторичен для страны, но не для жителей регионов. Во всяком случае, это показывает социология. А вот здесь нас ждет разочарование. Разумеется, ни один из «варягов» не будет лоббировать региональные интересы. Многие из них после предвыборки (независимо, победят или нет) вообще забудут, что есть Челябинская область и ее проблемы. Предельно откровенна здесь госпожа Ямпольская, которая призналась, что будет заниматься общефедеральной повесткой. Сергей Шаргунов пройдет в Госдуму, но в качестве списочника на Алтае, а в Челябинской области будет только слегка веселиться и топтаться на оппонентах во время дебатов. КПРФ в регионе, вероятно, получит один мандат, и он достанется тоже «варягу» Ивану Никитчику, который сумел аккумулировать финансовые и организационные ресурсы. И мы о нем, скорее всего, благополучно забудем до следующих выборов. Кандидат справороссов Ильдар Самиев выступает спонсором партии и может рассчитывать на мандат по спискам, если Гартунг поборет Литовченко. Но его, по моему мнению, ничего кроме мега-миллиардов не интересует. Думаю, он во время кампании даже в Челябинск не заедет. Тимофей Баженов? Ну, так у него нет шансов. Мне кажется, он классический спойлер. Зато может какое‑нибудь шоу для РМК замутит. Будет весело, но для жителей бессмысленно, если не вредно».

Примерно также оценивает шансы не местных кандидатов и Александр Мельников: «Ямпольская — очень серьезная фигура, которая может оказаться на заметных ролях в следующей Думе. Поэтому неудивительно, что она занимает гарантированно проходную позицию во главе регионального списка партии власти. Шаргунов и Баженов вряд ли могут рассчитывать на победу как одномандатники, но зато способны серьезным образом повлиять на расклады в Коркинском округе. Иван Никитчук — действующий депутат от КПРФ в нашем регионе, поэтому, хотя он и «варяг», можно лишь говорить о закреплении статус-кво».

«Местные организации КПРФ, «Единой России» и так далее при опоре только на свой ресурс сегодня не способны показать сколько‑нибудь значимый или нужный центру процент, — считает Евгений Маклаков, политтехнолог, координатор PRdozor. — Вот и зовут «варягов». У последних есть свои причины двигаться в регионы. В столицах у них высокая конкуренция, их известность оказывается под давлением не менее известных людей, поэтому шансы избираться не особенно велики. Так что регионы находят «паровозы», а «звезды» возможность светиться во всей своей яркости».

Эффект от географии

«Неважно сколько и какого качества будут «варяги», никакого эффекта в лоббировании интересов региона от них не будет, — считает Сергей Шумаков, главный редактор интернет-портала cheltoday.ru. — Впрочем, нет особой пользы, к сожалению, не только от приезжих, но и от большинства наших, местных народных ставленников. Все эти громкие фразы о том, что «возродим культуру в Челябинской области» и прочее — не более, чем предвыборная фальшь, топорная и неумелая. Мы все это уже проходили в предыдущих предвыборных сезонах».

«Я знаю множество примеров того, как наши местные народные избранники, уехав в Москву, на пять лет просто забывали про Челябинскую область, — высказывает свое мнение Сергей Филичкин, медиаменеджер, член правления регионального отделения Союза журналистов России. — В Госдуме они решали свои личные дела, развивали свой бизнес, занимались самопиаром и ничего абсолютно для своих избирателей не делали. И потом за полгода до новых выборов возвращались на родную землю с набором популистских лозунгов, раздавая невыполнимые пустые обещания – лишь бы снова получить заветный мандат и свинтить в Москву. Мне кажется, что делить кандидатов на «местных» и «варягов» не совсем корректно. Если человек честный, открытый, с опытом, с компетенциями, с желанием работать, то пусть избирается и служит стране и Челябинской области. И не важно, где он родился».

«Действительно, стоит говорить сегодня в принципе об эффективности депутатского корпуса, вне зависимости от его географической принадлежности, — говорит Андрей Трушников, главный редактор газеты «Южноуральская панорама». — Нужно отойти от понимания того, что депутат эффективен лишь тогда, когда поставил скамеечку во дворе избирателей и принес букет ветерану ко Дню Победы. Депутат — это законодатель, и он приносит пользу, когда принимает грамотные законы. Если эти законы прямо или косвенно дают новые возможности для нашего региона, мы можем говорить о том, что депутат выполнил свою миссию. Кто здесь будет полезнее, москвич или челябинец, вопрос сложный. У первых может оказаться недостаточно мотивации, у вторых — недостаточно связей и опыта в закулисных играх. Хотя, конечно, есть некоторая обида, что ставка все реже делается на местных кандидатов, это, по моему мнению, несколько снижает и так слабенький интерес южноуральцев к политической жизни».

Действительно считать, что «варяги» априори не могут быть эффективными для региона, не совсем правильно. Есть масса примеров, когда столичные политики удачно лоббируют местные интересы на общегосударственном уровне. Правда, таких примеров крайне мало в России.

«Лобби, в классическом понимании этого слова, в России на сегодня очень экзотическое явление, — комментирует Дмитрий Довбня, специалист по политическому маркетингу, директор рекламно-имиджевого агентства «Иероглиф». — Даже крупнейшие финансово-промышленные группы не знают, как с этим работать. Примеров тому масса. Из последних — полное бессилие крупных российских операторов сотовой связи в отношении так называемого «пакета Яровой». Их бизнес оказывается под мощнейшим давлением, а они ничего стоящего в плане лоббирования своих интересов не смогли этому давлению противопоставить. Какое это имеет отношение к политическим варягам? Самое прямое. Варяги могут быть эффективны лишь при грамотно организованном институте лоббирования. Например, где‑то в Москве, Питере, Новосибирске есть сильный эксперт в той или иной области. И есть финансово-промышленная или какая‑либо иная группа, заинтересованная в решении проблем той отрасли, в которой этот эксперт большой дока. И эта группа имеет серьезные ресурсы, а стало быть, и возможности «провести» этого эксперта в Госдуму (или какой‑нибудь иной орган государственный власти) по избирательным округам Челябинска, Кургана или Екатеринбурга. Группа договаривается с экспертом, помогает провести ему избирательную кампанию, после чего может ставить перед ним задачи по лоббированию.

Такой группой, кстати, может выступать и региональная власть. Например, если бы кто‑то захотел превратить наш регион в культурную столицу Урала, было бы оправданно найти большого спеца в области культуры, вхожего в большие московские кабинеты и имеющего огромные связи в культурной среде. Найти этого спеца, продвинуть его во власть и поставить перед ним задачи культурного продвижения региона. Тогда это эффективно. Но если «варяг» приходит сверху, по разнарядке, отношения выстраиваются совсем по иной схеме».

В настоящий момент наибольшее количество «варягов» зафиксировано в Коркинском избирательном округе. В этот округ входит и город-спутник Челябинска Копейск. И, как говорят эксперты, местные жители смотрят на приезжих кандидатов с известной долей скептицизма.

«Варяги бывают разного калибра, — говорит Анна Викалюк, главный редактор газеты «Копейский рабочий». — От того, что это за человек, насколько он известен, насколько его жизнь и сфера интересов относится к нашему городу, зависит и отношение. Разумеется, политик или артист федерального уровня, имеющий высокую узнаваемость, будет пользоваться достаточно высокой поддержкой населения на любой территории. Но могу сказать, что жители Копейска в основной массе являются патриотами своей малой родины, поэтому критерий привязанности того или иного кандидата к городу муссируется в ходе каждой выборной кампании любого уровня. Думаю, что при прочих равных условиях на месте кандидата я бы выбрала более космополитичную территорию для выдвижения. С другой стороны, участие в выборах значительного числа кандидатов повышает интерес со стороны избирателей, приводит на избирательные участки людей, которые, не будь в списках известных имен, просто не пошли бы голосовать. Реальная конкуренция придает выборной кампании остроты, делает ее более живой, заставляет кандидатов креативить. Главное — чтобы люди не были спойлерами, выдвигали кандидатуры не для того, чтобы их фамилии прозвучали в СМИ, а реально были нацелены на борьбу и на победу».

Поделиться

Сегодня | 12:53
Как изменилась Челябинская область за пять лет

С 19 марта 2019 года руководит регионом Алексей Текслер. По оценкам политологов, за эти пять лет Челябинская область из региона-середнячка превратилась в один из регионов-лидеров. За это время сделано многое, но, кажется, самые главные достижения у региона еще впереди.

17.03.2024 | 17:13
Почему конкурс «Лидеры России» называют кадровым лифтом

Челябинские эксперты оценили систему, позволяющую реализовать здоровые амбиции.

31.10.2016 | 16:19
Каждый сам за себя! Мякуш запретил челябинским депутатам голосовать за прогульщиков

Спикер регионального парламента Владимир Мякуш инициировал поправки в регламент Законодательного Собрания.

31.10.2016 | 15:44
Изношенность зданий и нехватка медперсонала не дает совершенствовать медицину Златоуста

К таким выводам, в частности, пришли депутаты ЗСО, посетив медицинские учреждения города.

Новости   
Спецпроекты