Жизнь после Чубайса

1 Июля 2008

Семь долгих лет россияне с трепетом душевным наблюдали за ходом грандиозной реформы, начатой Анатолием Чубайсом, ведь электроэнергетика — одна из немногих отраслей отечественной экономики, на которой завязана жизнеспособность почти абсолютного большинства предприятий любого уровня. С треском ломая старую монопольную структуру, локомотив Чубайса выехал-таки на рельсы, ведущие к рыночным отношениям. 30 июня государственный монополист РАО «ЕЭС России» официально прекратило свое существование...

Татьяна Стефанив   

Семь долгих лет россияне с трепетом душевным наблюдали за ходом грандиозной реформы, начатой Анатолием Чубайсом, ведь электроэнергетика — одна из немногих отраслей отечественной экономики, на которой завязана жизнеспособность почти абсолютного большинства предприятий любого уровня. С треском ломая старую монопольную структуру, локомотив Чубайса выехал-таки на рельсы, ведущие к рыночным отношениям.

30 июня государственный монополист РАО «ЕЭС России» официально прекратило свое существование.

Реформа завершена

— Реформа российской электроэнергетики была вызвана необходимостью привлечь масштабные инвестиции в ее развитие,— говорит начальник департамента стратегии холдинга Алексей КАЧАЙ.— Мы разделили всю систему электроэнергетики на конкурентные и монопольные секторы, конкурентные перешли в частную собственность, а государству оставлен контроль над инфраструктурными организациями.

Как это происходило? Каждая энергосистема была разделена на части, каждая ее часть укрупнена в те или иные компании. Были выделены станции с тепловой выработкой. Крупные объединены в ВГК, мелкие, отапливающие города, укрупнены в территориальные генерирующие компании. Создана единая федеральная магистральная сетевая компания. Образован холдинг межрегиональных распределительных сетевых компаний. Сформирован системный оператор, которому подчинены все диспетчерские управления на всех уровнях. Созданы сбытовые компании, работающие в каждом субъекте федерации и покрывающие ту или иную территорию. Таким образом, реформа завершена. Новые собственники принесли в отрасль свыше 945 миллиардов рублей частных инвестиций. Теперь эти средства направляются на выполнение пятилетней инвестиционной программы, согласно которой до 2012 года в России будет введено более 43 тысяч мегаватт новых генерирующих мощностей. При этом все вновь вводимые мощности будут работать на созданном в стране конкурентном оптовом рынке.

После юридической ликвидации у РАО «ЕЭС России» остались правопреемники: 6 оптовых генерирующих компаний (ОГК), 14 территориальных генерирующих компаний (ТГК), РусГидро, Федеральная сетевая компания, Системный оператор, Холдинг МРСК (межрегиональные сетевые компании), РАО ЭС Востока и ИНТЕР РАО ЕЭС.

Энергетики прозрачность гарантируют

Есть новость, которая безусловно воодушевит бизнес-сообщество, особенно представителей малого бизнеса. Перед тем, как ликвидироваться, РАО «ЕЭС России» подготовило пакет документов, регламентирующих процедуру технологического подключения к электросетям. Этими документами будут в дальнейшем руководствоваться и все правоприемники РАО.

Очень своевременное решение. Раз уж взяли курс на создание и укрепление среднего класса, будем создавать условия для граждан, открывающих свой маленький бизнес — швейный цех, мини-пекарню, автостоянку. Непрозрачность процесса технологического присоединения к электрическим сетям в первую очередь била именно по ним. По России плата варьировалась от 7 до 25 тыс. рублей за кВт присоединяемой мощности. А это значительные деньги для любого бизнеса, особенно малого.

— Эти негативные явления должны будут исчезнуть,— пообещала руководитель дирекции по управлению финансовыми рисками и социальной отчетности холдинга Марина Либоракина.— Правление РАО утвердило пакет документов, регламентирующих процесс техприсоединения, что должно будет сделать его максимально прозрачным. Речь о новой форме типовых договоров, программе оптимизации техприсоединения для субъектов малого предпринимательства, стандарте раскрытия информации. Новые правила также обеспечат максимально комфортные условия для потребителей.

Самое главное: срок присоединения не должен превышать два года для крупных потребителей и один год для физических лиц, разных некоммерческих объединений, садовых, гаражных товариществ, ТСЖ, религиозных организаций, а также субъектов малого предпринимательства, нуждающихся в мощностях не более 15 кВт. Причем, не играет роли факт, что центр питания может быть закрыт на данной территории, потому что даже у закрытых есть маленький резерв: крупное предприятие мощностями не обеспечишь, а для швейной мастерской на три машинки электричества хватит. Раньше этот резерв кое-кто использовал для вымогательства и мошенничества (мол, заплатите, тогда подключим!), а теперь клиента должны будут подключить безоговорочно, а за год произвести усиление сети.

Кстати, основная масса злоупотреблений проходила именно под видом «отсутствия технической возможности технологического присоединения», ведь потребитель не может сам определить, так это или не так. И его легко можно было «развести на деньги», предложив подключение по индивидуальному проекту. Сейчас подобной практики не будет. Физическим лицам и «малышам» на выбор предложат готовые типовые модульные решения. Индивидуальные же проекты могут предложить только группам крупных и средних потребителей.

Важна прозрачность ценообразования платы за присоединение. Ставку устанавливает региональная энергетическая комиссия на основании рекомендаций, методический указаний, которые готовит Федеральная служба по тарифам. Для физических лиц ФСТ установила ставку за присоединение в размере 5,5 МРОТ (в настоящее время это 550 рублей). Тем, кому нужно более 15 кВт, заплатят по более высокой ставке, но не за факт присоединения, а за киловатт. Стоимость его также устанавливает региональная энергетическая комиссия. Кстати, для малого бизнеса, кому нужны мощности до 15 кВт, энергетики предлагают установить размер платы за техприсоединение такой же, как для физических лиц — 5,5 МРОТ.

По новым правилам запрещена стопроцентная предоплата за подключение, деньги вносятся поэтапно. Если сроки не выполнены, сетевую компанию ждет серьезный штраф. За каждый день просрочки физическим лицам выплатят неустойку: 3 процента от стоимости присоединения. Для защиты прав крупных потребителей предусмотрена скользящая шкала штрафов — чем дольше не подключают, тем выше неустойка, которую заплатит сетевая организация. Можно и в судебном порядке получить компенсацию по упущенной выгоде.

Контроль за выполнением всех этих требований возложен на советы директоров сетевых компаний. Также во всех организациях будут работать комитеты по технологическому присоединению, в которые войдут представители малого бизнеса и организаций по защите прав потребителей. Даже заработная плата в сетевых компаниях будет впрямую зависеть от качества работы с потребителями и соблюдения требований. И, наконец, главное — разработана специальная программа по предупреждению разного рода вымогательств и мошенничества. Сейчас в холдинге МРСК действует штаб по работе с потребителями, куда можно подать жалобу — как лично, так и анонимно.

Отрадно, что электроэнергетика сама сделала первые шаги на пути к тому, чтобы стать клиентоориентированной отраслью. Но необходимо также усилить роль органов государственного управления в защите прав потребителей и обеспечить общественный контроль.

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты