Фирма, допустившая сброс нефтепродуктов в водную артерию Волжского бассейна, выплатит 2,2 миллиона рублей за нанесенный природе ущерб

30 Мая 2008

Это очередное дело о загрязнении окружающей среды вызвало возмущение общественности, экологов, всех, кому небезразлична судьба нашего общего дома — природы-матери. Из-за нерадивости подрядчиков-строителей нефть из изношенного нефтепровода попала в реку Малая Куторка Саткинского района, экологии одного из красивейших уголков горнозаводского края нанесен трудновосполнимый урон. Кроме того, возникла угроза нанесения ущерба здоровью людей.

Евгений Аникиенко   

Это очередное дело о загрязнении окружающей среды вызвало возмущение общественности, экологов, всех, кому небезразлична судьба нашего общего дома — природы-матери. Из-за нерадивости подрядчиков-строителей нефть из изношенного нефтепровода попала в реку Малая Куторка Саткинского района, экологии одного из красивейших уголков горнозаводского края нанесен трудновосполнимый урон. Кроме того, возникла угроза нанесения ущерба здоровью людей.

Вместо амбара — нефтяной котлован

В мае прошлого года эксплуатационники нефтепровода из ОАО «Уралсибнефтепродукт» заключили с татарстанской фирмой ООО «Контакт-С» контракт на субподрядные работы по замене переходов нефтяной магистрали через реки Ищелька и Малая Куторка. По его условиям работы должны быть завершены в октябре 2007 года. Незадолго до сдачи объекта, в конце сентября, строители подключили проложенный участок нефтепровода, начали демонтаж отключенной ветки.

Чтобы обеспечить соблюдение требований экологической безопасности, субподрядчики должны были построить амбар для сбора водно-нефтяной эмульсии после очистки и промывки демонтированного нефтепровода, но, видимо, решили сэкономить и от возведения сего объекта уклонились.

Надежды на авось не оправдались: халатность строителей привела к серьезному инциденту, который вполне мог разрастись до масштабов большой беды. Сентябрь прошлого года выдался дожд-ливым, и после очередного небесного потопа необорудованный котлован, куда сливали отходы из демонтируемого трубопровода, переполнился, загрязненная жидкость стала выходить из берегов. Но и это не встревожило строителей, должных мер они так и не приняли. Котлован стал своего рода бомбой замедленного действия.

Залповый сброс

— Позже, в ходе проверки, было установлено, что строители при замене трубы допустили серьезные нарушения технологии,— говорит челябинский природоохранный прокурор Анатолий Екимов.— Правда, они откачали нефть из заменяемого участка, но на стенах труб всегда остается нефтяная пленка. Трубу промыли, смешанную с водой нефть слили в необорудованный котлован. Это и послужило, после обильного выпадения осадков, главной причиной «нефтяного смыва» в реку. Строители должны были утилизировать опасную жидкость сразу после промывки трубы, а не устраивать ее «хранилище» под открытым небом.

…ЧП случилось 25 сентября 2007 года. Ядовитая водно-нефтяная эмульсия потекла в безымянный ручей и затем попала в реку Малая Куторка, разлилась на протяжении 1500 метров.

Нефтяная пленка расплылась по ручью и горной речке на несколько километров. Пришлось принимать экстренные меры по ее сбору и утилизации. Концентрация нефтепродуктов, по данным лаборатории ОАО «Комбинат Магнезит», превысила предельно допустимые нормы в десять раз! А согласно расчетам отдела по охране окружающей среды администрации Саткинского района сумма ущерба, причиненного окружающей среде, превысила 3 миллиона 422 тысячи рублей.

Особенно тревожит то, что река Малая Куторка относится к бассейну важнейшего источника питьевой воды для городов Центральной России. Если бы нефть дошла до «матери рек русских», масштаб инцидента мог бы принять характер экологической катастрофы. Кроме того, Малая Куторка является важным объектом рыбохозяйственного назначения, здесь водятся весьма редкие и даже уникальные виды рыб. Как подсчитать невосполнимый ущерб, нанесенный рыбному генофонду?

Ядовитая пленка губит живое

Нефтяную пленку с водной поверхности собирали с лодок в течение нескольких дней. Были установлены три рубежа заградительных сооружений — два из грунта и один боновый. У первого поставили две емкости для сбора нефти с поверхности воды и два нефтесборщика. Кроме того, пришлось срезать загрязненный грунт и траву вдоль берега реки, которые затем сдали в шламонакопитель города Ленинска.

Через день после инцидента, 27 сентября, работы по очистке и промывке замазученных берегов Малой Куторки продолжили с участием пожарных машин. Прибрежные кусты и деревья обработали синтетическим препаратом «Биолан». А остатки нефти с водной глади собирали угольным сорбентом, рассыпанным по реке, и тканевым полотном.

Уже на другое утро после ЧП на место происшествия прибыла комиссия администрации Саткинского района. По результатам обследования был составлен акт. В пяти точках по течению реки водной лабораторией комбината «Магнезит» были взяты пробы воды. По факту нарушения водного законодательства в отношении заказчика — ОАО «Уралсибнефтепродукт» — был составлен протокол.

По словам начальника отдела контроля за водными ресурсами и безопасностью гидротехнических сооружений облуправления Росприроднадзора Н. Бызова, в водные объекты Саткин-ского района поступило 1500 литров водно-нефтяной эмульсии, в том числе 600 литров (516 килограммов) нефти. По расчетам специалистов Росприроднадзора ущерб экологии — более 2 миллионов 208 тысяч рублей.

Миллионы — за ущерб природе

В возбуждении уголовного дела в отношении строителей нефтепровода было отказано: они уверяют, что допустили нарушения, поскольку спешили сдать особо важный объект, а «непредвиденный инцидент» случился из-за капризов погоды. Но отвечать за содеянное фирме таки пришлось.

Челябинский природоохранный прокурор Анатолий Екимов обратился в суд с иском к ООО «Контакт-С» о возмещении нанесенного природе вреда.

— Фирма «Контакт-С» не обеспечила выполнение экологических требований при строительстве опасных объектов,— говорит Анатолий Екимов.— Тем самым допущены серьезные нарушения Федерального закона «Об охране окружающей среды». В статье 77 пункте 1 этого закона четко прописано, что «юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и ландшафтов, обязаны возместить его в полном объеме».

Фирма «Контакт-С», частично признавая вину в причинении вреда природе, в то же время попыталась уменьшить его сумму. Но доказательств того, что строители понесли серьезные расходы по ликвидации последствий инцидента, представлено не было, и суд не взял их в расчет.

Даже спустя полгода после ЧП, 28 марта 2008 года, когда комиссией были взяты повторные пробы воды и донных отложений в месте разлива нефти, снова было установлено серьезное превышение предельно допустимых концентраций растворенных нефтепродуктов. Суд сделал резонный вывод, что последствия инцидента ликвидированы не полностью. К примеру, берега реки Малая Куторка так и не были рекультивированы. И кто знает, возможно, последствия аварийной ситуации вполне могут аукнуться и спустя десятилетия.

Решение Лениногорского городского суда Республики Татарстан таково: взыскать с ООО «Контакт-С» в бюджет Саткинского района, в счет ущерба, нанесенного окружающей среде, 2 миллиона 208 тысяч 872 рубля. Ответчика также обязали уплатить госпошлину — 15 144 рубля. Но какими деньгами можно измерить вред, причиненный природе Южного Урала!

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты