«Этому городу нужно уйти от монозависимости». Усть-Катав «подтягивается» к статусу ТОСЭР

30 Марта 2017 Автор: Геннадий Волшуков Фото: Вячеслав Шишкоедов
«Этому городу нужно уйти от монозависимости». Усть-Катав «подтягивается» к статусу ТОСЭР

Губернатор Челябинской области Борис Дубровский с рабочим визитом посетил Усть-Катав. К июлю этого года должны быть сформированы проекты, которые войдут в заявку моногорода на получение статуса ТОСЭР.

Своя тяга

Раньше трамваи производства УКВЗ отправляли заказчикам по железной дороге, сейчас — автотранспортом. Отправляли и в тот день, когда губернатор Борис Дубровский приезжал в Усть-Катав (вторник, 28 марта): местные представители «палаточного» придорожного бизнеса, довольно развитого в этом районе, видели рано утром, как спецмашины везут по трассе новенькие вагоны. Это заказ из Санкт-Петербурга. Контракт предусматривает поставку 15 трамваев, некоторые еще находятся в процессе сборки. Эти модели — так называемые «челноки», то есть двусторонние, — когда-то и были разработаны специально для Северной столицы ввиду отсутствия в городе разворотных колец.

БАД-в-Усть-Катаве_Шишкоедов_DSC8699.jpg

Мы находимся в цехе № 36, на сборочном конвейере, где к вагонам прикреплены бумажки с надписью «Санкт-Петербург». Главный конструктор завода Олег Слепов рассказывает о дополнительных опциях этих моделей (USB-разъемы для зарядки телефонов, Wi-Fi и т.д.), о собственной (то есть заводской) разработке тягового редуктора, которая избавила от необходимости покупать более дорогостоящие аналогии в Чехии, о положительной динамике продаж.

Так, в 2016 году УКВЗ реализовал продукции на 25 % больше, чем в предыдущем. Отгружали технику в Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Хабаровск и Самару. Поставки в Самару продолжатся и в этом году: волжане тоже берут трехсекционные вагоны, но однонаправленного движения. А совсем недавно мэр Магнитогорска Сергей Бердников заявил, что готов купить 15 трамваев, и если УКВЗ выиграет торги, то во втором полугодии трамваи уйдут в Магнитку. Именно во втором, поскольку конвейер в настоящее время серьезно загружен.

БАД-в-Усть-Катаве_Шишкоедов_DSC8399.jpg

Минимум для Магнитки

Челябинск новые трамваи пока не покупает. По словам гендиректора УКВЗ Александра Гнатюка, областной центр обозначил желание приобрести три вагона, но это желание пока ничем не подкреплено, нет даже предварительных договоренностей по модельному ряду. «Мы пока ближе к решению по поставке трамваев именно в Магнитогорск», — говорит Гнатюк. Речь идет о модели 71 623 (четырехосный вагон с переменным уровнем пола или, проще говоря, со ступенями в салоне). «Хотя рассматривается и вариант трехсекционного трамвая с переменным уровнем пола — для использования в часы пик, — добавляет руководитель завода. — Но приоритет будет отдан 623-му вагону. Кстати, один такой ходит в Челябинске, мы его поставили, чтобы челябинцы посмотрели, каким должен быть современный трамвай».

БАД-в-Усть-Катаве_Шишкоедов_DSC8412.jpg

УКВЗ сегодня выпускает четыре серийных трамвайных вагона, стоимость трехсекционного трамвая с переменным уровнем пола и низкопольного составляет около 60 и 80 млн рублей соответственно. Окончательная цена зависит от набора тех опций, о которых говорил Олег Слепов. Во время экскурсии по цеху гендиректор завода охотно перечисляет сервисы: ГЛОНАСС, кондиционеры, видеонаблюдение и т.д. «Мониторы еще у нас стоят, можно транслировать онлайн любые передачи. Например, когда будет чемпионат мира по футболу, можно показывать пассажирам. А в случае ЧС — информацию о том, как нужно действовать», — добавляет Гнатюк. Очевидно, дополнительные опции ведут к заметному удорожанию трамвая, и глава региона в шутливой манере интересуется о запросах главы Магнитогорска на этот счет. «Он (Бердников. — Прим. авт.) уже сказал, что ему нужен минимум», — отвечает руководитель завода.

БАД-в-Усть-Катаве_Шишкоедов_DSC8480.jpg

Уйти от монозависимости

Развитие компетенций, связанных с производством трамваев, вписывается в контекст поручения президента, озвученного на госсовете по экологии. «Создание экологически чистого транспорта является задачей нашего ближайшего будущего», — говорится в поручении. Поэтому Борис Дубровский подчеркивает необходимость дальнейшего развития компетенции именно в Усть-Катаве — городе, который уже сотню лет занимается этой спецификой. «Городу нужно сосредоточиться на тех направлениях развития, которые позволят Усть-Катаву в перспективе уйти от монозависимости и поднять качество жизни людей», — отмечает глава региона.

БАД-в-Усть-Катаве_Шишкоедов_DSC8718.jpg

Речь идет о создании на базе УКВЗ кластера транспортного машиностроения для городских систем пассажирского транспорта и в целом о развитии принципиально нового для России направления «Транспортный инжиниринг». Как отмечал ранее министр экономического развития Челябинской области Сергей Смольников (кстати, выходец из Усть-Катава), поскольку производственные мощности УКВЗ недозагружены, принципиально важной является возможность размещения заказов на профильную продукцию — трамвайные вагоны. «Идея о создании кластера городского пассажирского транспорта именно в Челябинской области возникла неслучайно: в регионе работает большое количество компаний, связанных с производством материалов и комплектующих для городского пассажирского транспорта — трамваев, троллейбусов, автобусов, а также сформирована мощная научная база Южно-Уральского государственного университета», — поясняет министр.

БАД-в-Усть-Катаве_Шишкоедов_DSC8530.jpg

Разделить на два

Предполагается, что кластер на базе УКВЗ станет стартовой площадкой для создания национального производителя трамвайных вагонов, который объединит ключевых производителей трамваев в рамках промышленной кооперации. Концепция нацпроизводителя трамваев предусматривает, что наряду с основной площадкой в Усть-Катаве в стране будет создано три крупных региональных производственно-сервисных центра. И в результате Россия получит комплексный конкурентоспособный продукт, который поможет изменить к лучшему систему общественного транспорта и городской среды в городах страны. «Это то, что нужно нашим городам-миллионникам, задыхающимся от маршруток», — отмечает глава Усть-Катавского городского округа Сергей Семков.

По словам Бориса Дубровского, для реализации этого проекта необходимо четкое понимание взаимодействия областных властей с Роскосмосом. Планируется разделить УКВЗ на два самостоятельных предприятия — завод ракетно-космической техники и завод гражданской продукции. Причем не только юридически, но и территориально. От этого разделения должны выиграть и трамвайное производство, и «оборонка»: упрощаются закупочные процедуры и механизмы инвестирования, открываются новые возможности в поиске стратегических партнеров.
Подписание соответствующего соглашения запланировано на май. С этим проектом региональные власти и намерены претендовать на получение Усть-Катавом статуса территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР).

БАД-в-Усть-Катаве_Шишкоедов_DSC8400.jpg

Не трамваем единым

В Усть-Катаве Борису Дубровскому также показали площадку, на которой будет создан агропромышленный парк. Этот проект общей стоимостью свыше 7 млрд рублей реализует агрокомплекс «Чурилово» (принадлежит ООО «Спортклуб «Урал» Сергея Вайнштейна), в рамках поддержки фонда развития моногородов инвесторам будет обеспечена необходимая инфраструктура. Ранее «Чурилово» рассматривался в качестве якорного резидента ТОСЭР, однако компания не может претендовать на соответствующие преференции, поскольку уже пользуется льготной налоговой ставкой как сельхозтоваропроизводитель.

Агропарк включает в себя три основных объекта: тепличный комплекс «Горный» с досветкой, комплекс легких теплиц, а также логистический центр сельхозпродукции с переработкой. Сейчас проект находится на стадии проектирования, запуск запланирован на 2018 год. В целом «чуриловцы» обещают создание около полутора тысяч новых рабочих мест. В силу своей современной концепции агропарк в Усть-Катаве будет более производительным, чем комплекс в Челябинске. «Если закончим проектирование по плану, то в мае-июне выйдем на площадку», — говорит учредитель ООО «Агрокомплекс «Чурилово» Сергей Вайнштейн. Само строительство займет 14 месяцев.

БАД-в-Усть-Катаве_Шишкоедов_DSC8690.jpg

Среди других инвестпроектов, которые планируется развивать в Усть-Катаве, — многофункциональный комплекс дорожного сервиса (объем инвестиций — порядка 400 млн рублей, до 150 рабочих мест), производство оборудования для подвесных и наземных транспортных систем, а также развитие существующих проектов в области лесопереработки, IT, гостиничного сервиса и производства продуктов питания (суммарно — более 160 млн рублей инвестиций и создание 200 рабочих мест).

В 2016 году индекс промышленного производства в Усть-Катаве составил 110 % по сравнению с аналогичным показателем 2015 года. Борис Дубровский поручил местным властям провести анализ и выяснить, почему доля жителей городского округа, задействованных в малом и среднем бизнесе, в два раза ниже среднеобластных показателей. Среди вопросов развития городской среды и благоустройства, которые требуют пристального внимания городских властей, — газификация и построение эффективной системы очистных сооружений.

Поделиться

Сегодня | 12:30
Южноуральцы стали чаще пользоваться зарядными станциями для электромобилей

В Челябинской области развивают сеть быстрых ЭЗС для электротранспорта.

Вчера | 15:48
Продать идею. На Южном Урале обсудили перспективы креативных индустрий

Челябинск стал первым из городов Урала, где прошел форум «Российская креативная неделя». Это событие по-настоящему уникальное, особенно для города с богатой промышленной историей. Креативные индустрии, которым целиком посвятили это событие, представлены товарами или услугами, являющимися результатом интеллектуальной и творческой деятельности. На Южном Урале в последние годы этот сектор экономики развивается особенно бурно.

Сегодня | 12:30
Южноуральцы стали чаще пользоваться зарядными станциями для электромобилей

В Челябинской области развивают сеть быстрых ЭЗС для электротранспорта.

Вчера | 17:05
Южноуральские предприниматели обжаловали более 500 млн рублей доначислений

Статистику за 2023 год представили в аппарате бизнес-омбудсмена.

Новости   
Спецпроекты