Челябинская филармония представила шедевры Иоганнеса Брамса

10 Июня 2023 Автор: Ирина Дурманова Фото: Людмила Ковалева
Челябинская филармония представила шедевры Иоганнеса Брамса

Его и при жизни называли гениальным композитором, призванным дать самое высокое и идеальное выражение духа того времени. Но для Брамса это было не важно, и вообще внешняя жизнь имела для него не слишком большое значение. Он обладал непростым характером, и все, что отвлекало композитора от создания музыки, должно было быть исторгнуто из его мыслей и сердца.

Два произведения великого немецкого композитора Иоганнеса Брамса вошли в филармонический цикл концертов «Двадцать музыкальных шедевров, изменивших мир». Этот проект, авторами которого являются заслуженный артист РФ, художественный руководитель Государственного симфонического оркестра Челябинской области Адик Абдурахманов и известный драматург, либреттист, «золотомасочник» Константин Рубинский, запустили по второму кругу. Однажды «Двадцать шедевров…» уже отыграли. Но это было еще при камерном оркестре «Классика». С рождением на Южном Урале симфонического оркестра исполнительские возможности увеличились. Более сложные и глубокие произведения стали доступными для сцены челябинской филармонии.

И слово, и музыка

Второй год концерты этого цикла заполняют зрительный зал до отказа. В начале весны в рамках абонемента впервые в Челябинске прозвучала «Поэма экстаза» Александра Скрябина. На минувшей неделе прошел концерт, посвященный Брамсу, а осенью авторы проекта вновь обратятся к творчеству Сергея Рахманинова, чей 150-летний юбилей в этом году отмечает мировая музыкальная общественность.

Брамс_Ковалева_Филармония--(4)_Константин-Рубинский.jpg

Этот абонемент интересен не только музыкой, но и предисловиями, которые рождают интригу и позволяют еще глубже понять те шедевры, которые звучат со сцены. Константин Рубинский, который пишет сценарии и ведет концерты, старается раздобыть малоизвестные факты, увлекает зрителя, рассказывая, где и почему создавалось то или иное произведение и что оно символизирует. Константин — представитель очень редкой профессии, и его литературное творчество всегда сопряжено с музыкой. Сейчас он живет в Москве, но стоит вспомнить, что когда-то Адик Абдурахманов обучал Константина игре на флейте сначала в специальной музыкальной школе, а потом в колледже имени Чайковского. Отношения ученика и учителя переродились в творческий союз. «Шедевры…» — яркий продукт этого талантливого дуэта, в котором и слово, и музыка имеют одинаково главное значение.

Антискрипичный концерт

Есть еще третья важная составляющая этого филармонического проекта: для участия в нем в Челябинск всегда приезжают известные музыканты. На сей раз соло в Концерте для скрипки с оркестром ре мажор, ор. 77 Иоганнеса Брамса исполнил скрипач Иван Почекин (Москва). Иван — представитель скрипичной династии. Его отец Юрий Почекин — высочайшего уровня скрипичный мастер, современный представитель кремонской школы. Брат Михаил тоже известный скрипач. Иван играет на скрипке отца и отзывается о ней только в превосходной степени. Исполнение скрипичного концерта Брамса невероятно сложная задача.

«Это первый скрипичный концерт, который композитор посвятил своему другу, известному скрипачу Йозефу Иоахиму, — рассказывает Константин Рубинский. — Несмотря на название, он не для скрипки, а против скрипки. Главная роль в нем принадлежит оркестру. Партия скрипки как будто подчинена оркестру и технически невероятно сложная. Понятна метафора Брамса о том, что личность, скрипка, в этом произведении как будто растворяется в стихии, в глубине оркестра».

Брамс_Ковалева_Филармония-(7)_симфонический-оркестр_Иван-Почекин-(скрипка,-Москва).jpg

«Этот концерт, как и вся музыка Брамса, отличается тем, что в нем есть эмоции и математика, — подтверждает Иван Почекин. — Идеальный расчет тактов и формы. И при этом он очень эмоциональный. Интересный исторический факт: Чайковский и Брамс были антиподами, не любили друг друга. Брамс считал Чайковского очень легковесным. А Чайковский называл Брамса чрезмерно педантичным, не открывающим душу. В итоге история расставила все по своим местам. Сегодня они оба, Брамс и Чайковский, два столпа в скрипичных сочинениях».

Музой была Клара

Иоганнес Брамс никогда не был женат, хотя и имел большую способность любить. Главной женщиной его жизни стала Клара Шуман, талантливая пианистка, жена его друга и коллеги Роберта Шумана. Она была старше Брамса на 14 лет и ко времени знакомства была беременна восьмым ребенком. Его любовь была сильна и возвышенна, но она не перешагнула за платонические отношения даже после смерти Роберта Шумана. Клара пережила своего мужа на сорок лет, а Брамс скончался спустя год после ее смерти. Были и другие влюбленности композитора, и даже сильные чувства, но…

«Неужели тому, кто влюблен в нотный стан, уже не нужен стан женский, — рассуждает Константин Рубинский. — Каждый раз, когда начинались серьезные отношения или открывалась перспектива брака, появлялась странность, роднившая Брамса с молодым Гете: постоянная готовность к бегству… Он легко воспламенялся, но так же легко остывал и бросался в музыку... В безбрачии жили многие композиторы: Гендель, Бетховен, Шуберт, Брукнер. Для многих из них мечты в воображении были важнее, чем реальная любовь».

Брамс_Ковалева_Филармония-(15)_ноты_музыка.jpg

Второй шедевр, прозвучавший в исполнении челябинского симфонического оркестра, — Симфония № 4 ми минор, ор. 98. Последняя симфония Иоганнеса Брамса была написана в 1884-1885 годах, и она принадлежит к числу наиболее совершенных и самобытных творений композитора.

«Произведение большой драмы, — рассказывает ведущий. — Но ключ — в чувствах Брамса, в странном трагическом треугольнике. Даже после смерти Роберт Шуман будет влиять на судьбы наших героев. Лирика упоительна, полна прекрасных чувств. Но то, что может быть счастьем жизни, несет зародыш трагедии… Брамс, формально являясь другом семьи Шумана, мог открыться возлюбленной только в письмах, которые впоследствии велел сжечь. То, что погибло в огне, мы расслышим в Четвертой симфонии».

Музыка Брамса основана на классической традиции: на Бахе и Гайдне, на Моцарте и Шуберте. Но при этом она преисполнена предельной романтической экспрессии. Быть романтиком по Брамсу, это вслушиваться в человека, в его размышления, тревоги, печали и рассказы о себе. Йозеф Иоахим называл Брамса чистым, как алмаз, мягким, как свет, и жгучим, как пламень.

Брамс_Ковалева_Филармония-(9)_симфонический-оркестр.jpg

Филармонический сезон завершается. Следующий концерт из цикла «Двадцать музыкальных шедевров, изменивших мир» состоится 24 ноября.

6+

Поделиться

26.04.2024 | 13:24
В Челябинске наградили победителей XV Премии «Андрюша»

Как одаренным детям помогают стать мировыми звездами.

25.04.2024 | 11:23
В Челябинске откроют первую выставку из фондов Пушкинского музея

Во время «Российской креативной недели – Урал» достигнуто предварительное соглашение о сотрудничестве Челябинского музея изобразительных искусств со знаменитым Пушкинским музеем.

22.04.2024 | 16:19
Музыка моря. В Челябинске прозвучали шедевры великого русского композитора

В Концертном зале им. С. Прокофьева состоялся концерт из цикла «Двадцать музыкальных шедевров, изменивших мир», посвященный величайшему русскому композитору Николаю Римскому-Корсакову.

15.04.2024 | 11:07
В Челябинске чествовали стипендиатов фонда «Новые имена»

Народный артист России Денис Мацуев, фестиваль которого только что завершился на Южном Урале, назвал церемонию, посвященную юным талантам, главным событием своего музыкального форума.

Новости   
Спецпроекты