Предки по прямой?

2 Октября 2014 Автор: Моргулес Ирина Израилевна
Предки по прямой?

У клуба «Шляпа» нашлись предшественники в XIX веке

У клуба «Шляпа» нашлись предшественники в XIX веке

Бывают случаи, когда ученый делает открытие, сам не оценив его значение. Так случилось с членом арт-клуба «Шляпа», кандидатом исторических наук, доцентом кафедры «Древняя история и этнология Евразии» ЮУрГУ Гаязом Самигуловым.

«Провождение времени с пользой»

Открытие, сделанное Гаязом Хамитовичем, состоит в том, что он обнаружил в документах сведения о том, что в 1869 году в Челябинске появился первый очаг культуры — открылся купеческо-дворянский клуб под названием «Челябинское общественное собрание». Цель его сводилась к «приятному проведению времени в чтении книг, танцах и позволительных играх».

В общественное собрание допускались лица, которые по поведению и образованию могли быть приняты в общество. Допускались и дамы — члены семей.

В документах фигурирует то «общественное собрание», то «клуб», отношение к нему было уважительное.

Гаяз Хамитович подробно описал в публикации, напечатанной 14 сентября нынешнего года в «Южноуральской панораме», где клуб арендовал помещение, какой обзавелся посудой и прочей утварью, чем угощались на встречах, а главное, чем занимались.

Никаких параллелей у Самигулова с нынешними днями не возникло. Отдал свои заметки в редакцию и улетел в экспедицию на Дальний Восток. У членов арт-клуба «Шляпа» возникли ассоциации с чем то до боли знакомым, а именно с этим самим нашим клубом. То же желание поводить время в кругу себе подобных, расширение собственного кругозора, знакомство с искусствами…

Все это в Челябинске появилось 145 лет назад. А «Шляпе» в конце марта нынешнего года исполнилось пять лет. Почти полтора века прошло между ними, но идея оказалась живучей, с перерывами, вызванными историческими катаклизмами и революционными бурями, но все же дошла до XXIвека и утвердилась в нем в виде нашего арт-клуба.

В результате этих размышлений мы решили считать «Челябинское общественное собрание» предшественником «Шляпы», а себя — наследниками этого достойного объединения.

О чем и сообщили Гаязу Хамитовичу, успевшему вовремя добраться с Дальнего Востока через Алтай, Иркутск и так далее в Челябинск прямо к началу встречи в «Шляпе». Об экспедиции ему еще предстоит рассказать.

Не один Самигулов спешил оказаться в помещении Кинообразовательного центра имени Леонида Оболенского 29 сентября. У директора областного краеведческого музея, председателя Союза фотохудожников Челябинской области Владимира Богдановского открылась персональная выставка его фоторабот в городе Кастильо, что расположен в испанской Валенсии. В выставке этой, как рассказал нам Владимир Иванович, — тридцать снимков, на двух третях из них — Урал. Рассказ Богдановского о выставке, о древнем городе Кастильо, показ снимков, сделанных на ежегодном празднике и традиционном шествии, посвященных истории ордена тамплиеров, были очень интересны.

Спешили в Челябинск из Германии художественный руководитель театра современного танца дважды золотомасочная Ольга Пона и теоретик современного танца, педагог Аарт Хаугей. У них в минувший понедельник состоялось открытие сезона, но хотя бы на часок они заглянули в «Шляпу»…

Челябинск: Чехов, Черкасов…

А вот что вошло в основную программу первой встречи нового сезона.

Искусствовед Ирина Духина познакомила членов «Шляпы» с выставкой работ большого художника Николая Черкасова, открывшейся в зале Союза художников. Лучшее из того, что создано мастером за 93 года жизни, любовно отобрано, подреставрировано и представлено к показу куратором выставки Ириной Духиной, помогавшими ей Геннадием Жихаревым, Любовью Жихаревой и Евгением Кондаковым. Это 137 гравюр, акварелей, живописных работ.

Члены «Шляпы» имели возможность внимательно рассмотреть творение мастера, в «Южноуральской панораме» опубликован отчет с вернисажа. Но лучше все-таки воспользоваться тем, что можно побывать на выставке и без посредников вглядеться в то, что на снимках.

Молодежный театр открыл новый сезон пьесой современного румынско-французского драматурга Матея Вишнека «Чехов la machine”. Читатели «Южноуральской панорамы» могли прочитать рецензию на новую премьеру, а на открытие сезона в «Шляпе» решено было пригласить создателей спектакля.

И они пришли: директор театра Алла Точилкина, народная артистка России Ольга Жилякова, создавшая в «Чехове…» представление о трех любимых чеховских женских персонажах: Аркадиной из «Чайки», Сарры из «Иванова», Раневской из «Вишневого сада», художник Антон Сластников, заведующая музыкальной частью театра Анна Розенберг, куратор спецпроектов Роза Орлова, руководитель литературно-драматической частью Юрий Сычев, фотограф Игорь Шутов.

Они постарались, чтобы у членов «Шляпы» сложилось понимание, что это за спектакль, какое впечатление он создает о Чехове, его видении мира, показали снимки из спектакля и макетов декораций, эскизы костюмов.

Ольга Телякова была в одном из «чеховских» костюмов, где шляпка уже навевала настроение, идущее от чтения Чехова или встреч с его пьесами на сцене…

В этот вечер задержались надолго. Был летний перерыв в работе арт-клуба, соскучились друг по другу. И наступило самое любимое в этих встречах: просто разговор за столом, без запланированных тем. На этот раз сложилось как то особенно душевно…

фото Игоря Шутова

Ольга Пона, Аарт Хаугей, Юрий Сычев

 

Елена Щетинкина                                        Ольга Телякова

 

Антон Сластников и Алла Точилкина

Поделиться

22.04.2024 | 16:19
Музыка моря. В Челябинске прозвучали шедевры великого русского композитора

В Концертном зале им. С. Прокофьева состоялся концерт из цикла «Двадцать музыкальных шедевров, изменивших мир», посвященный величайшему русскому композитору Николаю Римскому-Корсакову.

21.04.2024 | 18:04
Нравится или нет. Лучшую пьесу о буллинге представили в Челябинске

В Челябинском молодежном театре состоялась премьера спектакля по пьесе Игоря Витренко «Яна всем нравится (нет)». Произведение сильное, непростое, повествует о спорах за влияние в молодежной среде.

25.03.2015 | 13:11
Запрещенная пьеса. На сцене златоустовского «Омнибуса»

У молодого, но уже довольно известного писателя был рассказ «Осенью». Два года он пролежал в столе, но потом автор, пробовавший себя в драматургии, решил переделать рассказ для сцены, а переделав, представил его, как и было положено, в цензуру.

06.03.2015 | 11:55
«CHELoBEK ТЕАТРА» — это звучит…

На фестиваль, созванный НХТ, съехались театры России и зарубежья

Новости   
Спецпроекты