Goffman по-южноуральски

1 Сентября 2008 Автор: Ткачев Евгений Валерьевич

В студии театре "Манекен", театре "Манекен" и "Новом художественном театре" прошел Международный фестиваль-транзит современного искусства Goffman. Корреспондент "ЮП" побывал на некоторых его спектаклях и перфомансах и посмотрел то, что лучше видеть своими глазами.

В студии театре "Манекен", театре "Манекен" и "Новом художественном театре" прошел Международный фестиваль-транзит современного искусства Goffman. Корреспондент "ЮП" побывал на некоторых его спектаклях и перфомансах и посмотрел то, что лучше видеть своими глазами.

Четвертое пришествие

Нынешний фестиваль Goffman, занимающейся популяризацией современного театрального искусства, музыки и хореографии и проходящий в рамках так называемого большого театрального фестиваля Goffmah Globe, в Челябинске состоялся уже в четвертый раз. Итак, до сих пор неясно, к чему его название ближе: фамилии известного немецкого писателя, художника, композитора Э.Т. А. Гофмана, что концептуально логичнее, либо к фамилии немецкого, опять же, пловца Георга Гоффмана, что орфографически точнее.

Тем не менее фестиваль по-прежнему проводится в жанре site-specific ("специфичное место" с англ.) - это когда действие разворачивается в зависимости от идей и впечатлений, возникающих в каком-то конкретном пространстве. Так, например, на прошлом, третьем, Goffman'е часть представлений организаторы перенесли на территорию городского элеватора.

Что же касается мистификаций, то они у фестиваля в крови. Они уже берут начало с афиши мероприятия, которая хвастает наличием иностранных исполнителей, многие из которых на самом деле челябинцы. Так, неизменными участниками всего этого мероприятия являются музыкант и художник Лев Гутовский, экспериментальный Liquid theatre ("прозрачный театр" с англ.) и некоторые другие.

Программа выступлений

Пересказывать смысл работ участников в первый день фестиваля тяжело, так как они были преимущественно бессюжетными. Например, постановка Вовы Вишнякова "Девочка и шаман" была минималистическим перфомансом. Девушка (Маруся Мартимьянова) на стуле в круге света читала стихи, красиво пела (без музыки), пока к ней не присоединился юноша с книгой, который тоже стал читать стихи.

Далее последовали "Киноминиатюры" режиссера, оператора и сценариста Дарьи Онищук. До этого они уже где-то демонстрировались, но в студии-театре «Манекен» это была премьера. Сами же "Киноминиатюры" оказались претенциозными видеозаметками из жизни людей (в том числе и автора).

А моноспектакль "Где-то там" Екатерины Жариновой из Екатеринбурга начался как пластический танец самой Екатерины. Была даже очерчена для него территория и задано направление (стрелкой). Однако для исполнительницы всякие рамки оказались ненужными, и вскоре она вышла за них, задействовав уже всю сцену. Но и сцена не стала пределом - танец потом переместился на экран. Екатерина включила DVD-запись с короткими танцевальными номерами.

Свое продолжение танец получил и у хореографической компании "Кислотный дождь", в их постановке "Остаток". Несколько девушек в платьях определенно где-то конца XIX - начала XX века, перемещаясь по сцене со свечкой и безголовым трупом из пленки и скотча, устраивали канкан-пляски, для разнообразия иногда срываясь на крик и порой что-то шепча на непонятном языке. Местами это, если честно, выглядело довольно пугающе.

Программа второго дня просмотра обращала на себя внимание, прежде всего, моноспектаклем "ЛБВЬ" плакальщицы Натальи Широковой, которая, как известно, помимо этого ведет "Марусины сказки" на телеканале ВЭ. Постановка рассказывала о том, как меняется организм женщины во время беременности (от настроения до пищеварения). Единственной, но не роковой ошибкой исполнительницы являлось то, что она изначально настроила аудиторию на ироничный лад, и многие довольно серьезные вещи, высказываемые ею, вызывали гогот. Среди прочего, Наталья сделала интересное замечание о том, что "все спрашивают, где матери тех детей, которых оставили в роддоме, но никто не спрашивает, а где же их отцы".

Третий день получился, наверное, одним из самых интересных. Все представления проходили в "Новом художественном театре", в его недостроенном еще помещении - на фоне обшарпанных стен и земляного пола, что задавало весьма необычную атмосферу.

Уже на входе в театр зрители могли увидеть занимательную инсталляцию Ольги Мацук и Дмитрия Козлова под названием "Музей крошки Цахеса по прозванию Циннобер", проходящую в рамках проекта "Точка отсчета". Инсталляция по сказке Гофмана была выполнена хоть и кустарными средствами (из предметов и материалов, находившихся в перестраиваемом фойе "Нового художественного театра"), зато обладала каким-то магнетически-притягательным свойством.

Среди, опять же, перфомансов запомнились два. Один - "Освещение", выполненный питерской "Организацией ясной мечты", представлял собой светопреставление, где девушка, одетая в костюм инопланетянки, цветными гирляндами мастерила что-то наподобие взлетно-посадочной полосы, в центре которой разместился надувной матрас в форме головы пришельца.

Вторая постановка - того самого "Liquid theatre",- как мне показалось, отсылала к первым кадрам "Космической одиссеи 2001 года" С. Кубрика, где уже не обезьяны, но еще не люди в исполнении трех артистов театра, вывалившихся в земле, разыгрывали то, что принято называть доисторической жизнью.

Поделиться

18.04.2024 | 15:14
В Челябинске презентовали эксклюзивную цирковую программу с тиграми и медведями

Для столицы Южного Урала собрали номера из нескольких представлений.

15.04.2024 | 11:07
В Челябинске чествовали стипендиатов фонда «Новые имена»

Народный артист России Денис Мацуев, фестиваль которого только что завершился на Южном Урале, назвал церемонию, посвященную юным талантам, главным событием своего музыкального форума.

24.03.2015 | 12:54
«Не метод, а обстоятельства». Антон Долин о том, как стать народным кинокритиком

Специальным гостем челябинского фестиваля «Открытая книга», проводимого лицеем № 31, стал известный московский кинокритик, радиоведущий, автор нескольких книг Антон Долин

Новости   
Спецпроекты