Так философствуют в «Молоте»

9 Октября 2012 Автор: Ткачев Евгений Валерьевич
Так философствуют в «Молоте»

В Челябинске намерены возродить фестиваль «Новое кино России». Если это произойдет, столица Южного Урала присоединится к общероссийскому фестивальному движению, ведь на сегодняшний день в стране практически все крупные и даже некрупные города имеют свои кинофорумы. Один из таких городов — Пермь, где уже в третий раз прошел фестиваль «Текстура».

Наша культурологическая экспедиция в Пермь призвана почерпнуть полезное для Южного Урала


В Челябинске намерены возродить фестиваль «Новое кино России». Если это произойдет, столица Южного Урала присоединится к общероссийскому фестивальному движению, ведь на сегодняшний день в стране практически все крупные и даже некрупные города имеют свои кинофорумы. Один из таких городов — Пермь, где уже в третий раз прошел фестиваль «Текстура».


«ЮП» посмотрела на то, как организован фестиваль в Пермском крае и поговорила с директором киноцентра имени Оболенского Тамарой Мордасовой о том, как собираются преломить этот опыт в Челябинске.

 

Культурный код


Фестиваль «Текстура» — один из ярких нестоличных брендов. Известный факт, что уже несколько лет из Перми делают новую культурную столицу России. Причем речь идет о культуре не академического, а современного толка.


Название фестиваля — это код. И как  всякий код, он имеет расшифровку. «Текстура» складывается из двух слов: «текст» и «культура». Стоит отметить, что с текстом на мероприятии работают с особой тщательностью. Например, в «Театре-Театре», который вместе с экспериментальной площадкой «Сцена-Молот» выполняет функцию своего рода фестивального дворца, ставятся театрализованные читки сценариев и пьес. Тех же пьес на фестиваль, к слову, приходит ежегодно до 600 штук, из которых программным директорам приходится выбирать не больше семи.


В этом году большой ажиотаж вызвала читка пьесы «Мой парень — робот» Жоры Крыжовникова в постановке Валерии Гай Германики. На Германику пришли посмотреть не только взрослые, но и, понятно, школьницы. Но шестиклассниц не пустили — на читку вообще не пускали никого младше 18 лет, кроме разве что актеров, которые составляли исключение.

Помимо драматургии на «Текстуре» важное место занимают спектакли и фильмы. Причем не все, а те, что отражают дух времени. Связано это с тем, что «Текстура» позиционирует себя как «фестиваль театра и кино о современности». Что примечательно, бывает, на мероприятии обкатываются постановки, премьеры которых еще не состоялись. В этом году, например, до своего официального релиза в Москве был показан спектакль «Общий вагон» — копродукция театра «Практика» и школы-студии МХАТ. Впрочем, на фестивале можно увидеть не только столичные работы, но и спектакли из Абакана, Прокопьевска и других городов нашей страны.

 

Пытка чистым искусством


Что касается кино, то на «Текстуре, как правило, не показывают фестивальных новинок. Зато демонстрируют те фильмы, которые непременно стоит увидеть. На этот раз кинопрограмма была сформирована так мощно, что все картины выглядели ударно — и документальные, и игровые. Но особенно хотелось бы выделить четыре.


«Ты и я» Бернардо Бертолуччи — работа живого классика, история про самовлюбленного подростка-интроверта, которого из интровертного пузыря вытаскивает его старшая сводная сестра — эпатажница и героиновая наркоманка, но в целом хорошая девушка. Шаг за шагом два одиноких сердца сближаются настолько, что пусть и ненадолго, но превращаются в единое целое. Танцуют под Space Oddity Дэвида Боуи. Разговаривают по душам. Становятся теми, кем они могли бы быть, если бы не разные «но».


«Корпорация «Святые моторы» Леоса Каракса — серьезный разговор о кинематографе в целом и актерской профессии в частности. Пытка чистым искусством, как заметил один молодой киновед. По-другому и не скажешь. Караксу, к слову, досталась награда за лучшую режиссуру. А лучшим фильмом были названы «Сломленные» Руфуса Норриса. И вполне заслуженно. Это история про людей, придавленных жизнью. Сломленных, но не сломавшихся. Норрис — театральный режиссер, и это его кинодебют. Но с киноязыком он работает не менее уверенно. Два часа напряженной драматургии с очень хорошими актерскими работами.


Из отечественных игровых фильмов на фестивале был показан только один — «Жить» Василия Сигарева (его недавно прокатывали в Челябинске в кинотеатре имени Пушкина). Сигареву явно надо теперь снимать комедию, так как в жанре трагедии он дошел до такого уровня, что «еще один шаг — и можно будет увидеть ад». Очень не хочется, чтобы режиссер сошел с ума.

 

Точная форма проката


На «Текстуре» всегда полные залы (как на различных показах, так и на дискуссиях). Вообще, фестиваль создает мощный культурный фон для города. В этом, собственно, и заключается задача любого фестиваля, соглашается директор кинообразовательного центра имени Леонида Оболенского Тамара Мордасова. По ее словам, фестиваль «Новое кино России» проходил в Челябинске с 2000-го по 2006 год. Затем возникла долгосрочная пауза, которая отчасти была нарушена фестивальной киноакцией «Виват Оболенский!» в январе этого года. «И хотя она была посвящена пионеру отечественного кинематографа, она не была зациклена на нем. В ее программе были как ретроспективные показы, так и премьеры современных русских фильмов», — напоминает директор киноцентра.


— В конце октября — в начале ноября в Челябинске будет проводиться благотворительная акция международного кинофестиваля «Сталкер», — продолжает Тамара Никитична. — В составе гостей фестиваля ожидается Вячеслав Шмыров — главный редактор журнала «Кинопроцесс», руководитель продюсерского центра «Московская премьера», который был неизменным художественным руководителем и продюсером «Нового кино России» и фестивальной киноакции «Виват Оболенский!».


В его приезд мы собираемся провести официальные переговоры с Управлением культуры города, как принимающей стороной фестиваля. Необходимо договориться о концепции нашего будущего ежегодного кинофестиваля, который видится нам фестивалем авторского кино. Почему авторского? Потому что сейчас именно камерный, авторский кинематограф не находит своего зрителя в кинозалах. Это, в частности, связано с тем, что эти фильмы практически не имеют рекламного бюджета, проще говоря, не рекламируются. Коммерческие кинотеатры ставят авторские фильмы в свою репертуарную сетку лишь формально, поэтому потенциальная зрительская аудитория, а такой зритель в Челябинске несомненно есть, их не видит. Например, в прошлом году фильм «Жила-была одна баба» Андрея Смирнова в кинотеатре КРК «Мегаполис» показывали раз в день в течение недели. В Челябинске его посмотрели всего 540 человек.


Безусловно, сначала мы намерены составлять программу фестиваля из отечественных авторских фильмов, а потом, возможно, расширим его границы, будем включать авторские киноленты зарубежного производства.


Что вообще собой на сегодня представляет кинофестивальное движение в России? У каждого из фестивалей, проводимых в нашей стране, есть свои тематические или жанровые границы. Связано это с тем, что на сейчас кинофестиваль — наиболее точная форма проката отечественного некоммерческого и вообще некоммерческого кино. Благодаря таким фестивальным акциям этот кинематограф максимально точно попадает к своему зрителю и определяет неповторимый культурный имидж города. Кинофестиваль может стать брендом Челябинска, если в него будут вложены необходимые финансовые средства и профессиональные усилия.

Евгений Ткачев,
фото Максима Сухагузова

 

КОММЕНТАРИЙ


Среда, подпитывающая художника


Одна из главных идей «Текстуры» — это симбиоз театра и кино. «ЮП» спросила у московского кинокритика и члена Совета фестиваля Алексея Медведева, как сейчас взаимодействуют эти две формы медиа.


— Я не возьму на себя смелость обобщать какие-то тенденции и тренды, но на примере той же «Текстуры» отчетливо видно, как это взаимодействие происходит. На фестивале есть программа «Имя», в рамках которой происходит награждение современных знаковых режиссеров (европейских и российских), и это, как правило, люди, работающие и в театре, и в кино.


Пару лет назад награды удостоился интересный венгерский режиссер Корнель Мундруцу. В этом — один из моих любимых европейских режиссеров, чех Петр Зеленка. Почему Зеленка работает и в театре, и в кино? Тому есть и банальное экономическое объяснение. Известный факт, что больших денег авторское кино не приносит, поэтому для режиссера театр — это еще и дополнительная возможность самореализоваться. Живая среда, которая подпитывает художника, пока он ищет деньги на новый кинопроект.


Что касается того, какое влияние кино оказывает на театральный язык, то тут совершенно очевидно, что в современном театре видеоизображение становится полноправным и одним из важнейших элементов. Если говорить об эстетике ритма и монтажа, то с помощью тех же видепроекций театром осваивается механизм крупного плана, которого в традиционном, классическом театре не было.

Поделиться

Вчера | 17:18
«Урал» на вырост. Секрет успеха детского состава ансамбля танца

Грандиозным концертом отметили артисты 15-летие детской хореографической студии при Государственном академическом ансамбле танца «Урал» на сцене челябинского театра оперы и балета.

17.05.2024 | 10:59
В Челябинском институте культуры прошел концерт памяти Адика Абдурахманова

Заслуженный артист России, создатель, художественный руководитель и главный дирижер первого на Южном Урале государственного симфонического оркестра, он больше тридцати лет мечтал, чтобы в его родном городе появился такой оркестр.

24.03.2015 | 12:54
«Не метод, а обстоятельства». Антон Долин о том, как стать народным кинокритиком

Специальным гостем челябинского фестиваля «Открытая книга», проводимого лицеем № 31, стал известный московский кинокритик, радиоведущий, автор нескольких книг Антон Долин

Новости   
Спецпроекты