Скорее жив, чем мертв. Челябинские эксперты о судьбе артхауса в Челябинске и России

18 Сентября 2015 Автор: Екатерина Сырцева Фото: Вячеслав Шишкоедов
Скорее жив, чем мертв. Челябинские эксперты о судьбе артхауса в Челябинске и России

Споры о том, умер ли артхаус, задавленный массовым кино и сериальной продукцией, ходят давно. Нет ясности и относительно того, что, собственно, такое артхаус.

«ЮП» пообщалась с челябинскими экспертами и пришла к выводу о том, что артхаус не умер, но вот судьба его в Челябинске, как, впрочем, и в России, если не плачевна, то, как минимум, непроста…

О театре в кино

В одном из интервью федеральному изданию «Афиша-Воздух» российский кинопродюсер Сэм Клебанов, которого некоторые считают не иначе как первым популяризатором артхауса в России, заявил, что сегодня в стране артхаус мало кому нужен и что артхаусная ниша в целом сворачивается.

Аргументирует он это тем, что, во-первых, сегодня появилось много возможностей смотреть кино «на халяву» в Интернете. А во-вторых, авторское кино собирает в кинотеатрах не то, что сотни или тысячи — десятки зрителей.

Анастасия Чекалкина_марка.jpgЕго слова подтверждают комментарии местных специалистов. Анастасия Чекалкина, заместитель директора по рекламе «Синемапарк — Челябинск», отметила, что они, конечно же, дают рекламу, например, такого неформатного для челябинских кинотеатров проекта, как «Театр HD». Но эффект незначительный. «На эти сеансы приходит очень узкая публика, постоянный зритель — люди, которые знают, на что они идут, — отмечает Анастасия. — А вот основная масса жителей города как‑то не особо интересуется лучшими мировыми театральными постановками, которые показывают на большом экране».

О фестивальном прокате

Мордасова-Тамара-Никитична.jpg«Интеллектуальное авторское кино не доходит до кинотеатров Челябинска. И это не только региональная, но и общероссийская проблема. Решить ее можно только фестивальным прокатом», — считает директор киноклуба имени Оболенского, арт-директор фестиваля авторского кино «Полный артхаус» Тамара Мордасова. «На нашем фестивале мы показываем не простое — «трудное» — кино, но зрители не уходят практически ни с каких картин. И любителям, и знатокам кино хочется находиться внутри кинопроцесса с его взлетами и падениями, наблюдать за общими тенденциями развития российского авторского кинематографа в целом и за отдельными творческими судьбами».

Наталья Бычкова_слева_марка.jpgСитуация меняется, когда дело доходит до проката. Челябинску в этом плане крайне повезло, потому что в городе есть площадка именно для «фестивального» кино международного уровня — кинотеатр им. А. С. Пушкина. О том, как осуществляется кинопрокат артхауса, рассказывает заместитель директора по кино кинотеатра имени Пушкина Наталья Бычкова:

— Сначала кинокомпании-дистрибьютеры закупают права на прокат того или иного фильма в России, затем оформляют прокатное удостоверение. После этого нужно адаптировать фильм к прокату (если это зарубежная картина), провести рекламную кампанию, найти кинотеатры, которые будут готовы показать у себя этот фильм. На нас выходят некоторые российские кинофестивали и предлагают свои картины. Мы также работаем с местными — уральскими — молодыми режиссерами, стараемся поддерживать их дебютные работы.

08_Ткачев.jpg«Я не вижу проблемы в том, что сегодня прокат артхаусного кино невелик. Более интересным мне кажется разговор о востребованности артхаусной формы рассказывания историй, — считает журналист «ЮП» Евгений Ткачев. — Ее отличает экспериментальность, радикальность, смешивание жанров. Сейчас зрительским вниманием завладели, с одной стороны, сериалы, а с другой, кинокомиксы. Кстати, артхаус проникает в те же сериалы — «Вершины озера» или «Исправлять ошибки», например. Так что говорить о смерти артхауса все-таки преждевременно».

О пустом

Ольга Конфедерат_марка.jpg«Я не пользуюсь понятием «артхаус» по причине его бессмысленности. Это пустое понятие. Оно может относиться к чему угодно или не относиться ни к чему», — категорично заявляет киновед, кандидат культурологии Ольга Конфедерат. — Слово бойко звучит, хорошо пишется и не означает ничего, так что ошибиться невозможно. Современный кинопроцесс хаотичен. И беспорядочно употребляемое словечко «артхаус» — признак этого хаоса. Кинопоток стал больше похож на потоп. Кинопроката больше нет. Есть развлекательно-досуговые комплексы. Есть телеканалы. Есть слегка ограниченная нынче, но все еще огромная сеть файлообменников. Есть YouTube. Есть рынок цифровых записей в формате DVD. То есть, в принципе, мы видим все».

Макс Мегалинский_марка.jpgС другой стороны посмотрел на артхаус независимый эксперт, кинолюбитель Максим Мегалинский. «Понятие «артхаус» относится только к кино. Оно зародилось в кинематографе и используется чаще всего по отношению к так называемому «кинематографу не для всех». Артхаус — это направление, построенное по якобы некоммерческой модели, но на деле оно тоже направлено на потребление, только в более узких кругах, где популярна контркультура, культура протеста. То есть это потребление, в котором заявлен протест против потребления».

О перспективах и переходе в новое качество

Возможно ли сформировать культуру кинопросмотров «сложного» кино в Челябинске? В этом Юлия Андрушко_марка.jpgне сомневается Юлия Андрушко, преподаватель литературы в одном из челябинских колледжей. «Но сегодня современному государству и бизнесу это просто неинтересно, потому что это требует усилий и финансовых затрат. У правительства свои интересы, и собственно художественные вопросы его волнуют меньше всего. У многих старинных художников были покровители — меценаты, которые их поддерживали, потому что сами любили их творчество. И сегодня эта традиция могла бы стать выходом из ситуации и помочь популяризировать хорошее кино. Но только вот проблема — найти мецената с хорошим вкусом сегодня не так‑то просто».

Иного мнения придерживается Ольга Конфедерат. «Сегодня артхаусное кино востребовано гораздо больше, чем в 70—80-х годах прошлого века. Оно в моде даже у подростков с небольшими культурными запросами, — заключает Ольга Владимировна. — Только они называют это не «артхаус», а «жесть». Так что я не согласна с господином Клебановым в отношении того, что артхаусная ниша сворачивается. Нет. Разворачивается в геометрической прогрессии. Другое дело, что вместе с этим окончательно размываются и границы искусства. Но это необходимое состояние перехода в новое качество».

Поделиться

Сегодня | 17:18
«Урал» на вырост. Секрет успеха детского состава ансамбля танца

Грандиозным концертом отметили артисты 15-летие детской хореографической студии при Государственном академическом ансамбле танца «Урал» на сцене челябинского театра оперы и балета.

Вчера | 10:59
В Челябинском институте культуры прошел концерт памяти Адика Абдурахманова

Заслуженный артист России, создатель, художественный руководитель и главный дирижер первого на Южном Урале государственного симфонического оркестра, он больше тридцати лет мечтал, чтобы в его родном городе появился такой оркестр.

30.10.2019 | 11:35
Выстрел в себя. Александр Черепанов ставит спектакль о лидере рок-группы Nirvana

Ноябрьскую премьеру «Курт» в драмтеатре имени Наума Орлова определяют как эксперимент. В спектакле, посвященном Курту Кобейну, не будет прямых указаний на его биографию.

21.10.2019 | 16:04
Пойти на риск. Что ждать челябинским зрителям от Камерного театра

С 17 по 23 октября в Челябинске прошел театральный фестиваль «Камерата». Проводится он с 1992 года. Начинался как фестиваль спектаклей только Камерного театра. Теперь это проект международного уровня, представляющий лучшие современные постановки из столиц и регионов России, из европейских театров.

Новости   
Спецпроекты