Александр Сокуров: «Работаю за границей, потому что в России я не нужен»
Это было, пожалуй, самое неоднозначное открытие кинофестиваля за всю историю «Полного артхауса». Приезд режиссера и общественного деятеля Александра Сокурова, который представил свой новый фильм «Франкофония», конечно, привлек особое внимание.
- «Полный артхаус» в Челябинске. 15 событий кинофестиваля, которые нельзя пропустить
- Тамара Мордасова: «В некоторых артхаусных фильмах слишком много режиссерского высокомерия»
— Мы знаем итоги Года литературы: в стране сократилось количество библиотек. Поэтому нас даже немного пугает, что этот год назван Годом кино.
Так начал пресс-конференцию киновед, продюсер, художественный руководитель кинофестиваля «Полный артхаус» Вячеслав Шмыров. Затем он передал слово Александру Сокурову, который высказал свое мнение о судьбе российского кинематографа и ответил на вопросы челябинцев.
О будущем российского кинематографа
У нас есть «московское княжество кинематографа». Но нет кинематографа Российской Федерации. Нет кинематографических сил, к примеру, в Иркутске, Архангельске, Омске, Вологде, на Северном Кавказе или на Кубани. Сегодня российский кинематограф — это кинематограф небольшой группы людей, режиссерской элиты, у которых есть доступ к денежным потокам, к бюджетным средствам.
Поэтому первое, что нужно сделать сегодня, — разрешить проблему дебютов. Нужно, чтобы в год выходило 100, минимум 80 дебютных лент начинающих режиссеров. Тогда есть вероятность, что из этого количества удастся отобрать хотя бы 3-4 действительно качественные работы. Решить эту проблему можно только при взаимодействии министерства культуры с сообществом кинематографистов. При этом часть режиссеров моего поколения и моего уровня должна хотя бы на год отказаться от собственного производства, чтобы у молодых ребят появилась возможность показать себя.
Я считаю, что этот год закончится закрытием целого ряда киностудий Сибири, Урала, Дальнего Востока и других регионов. Этот процесс уже начался. Из-за этого у студентов нет возможности проходить производственную практику на киностудиях. Максимум, что им доступно, — работа на сериальных проектах и на телевидении. Нет базы для формирования профессионального художественного вкуса молодых режиссеров.
О несговорчивости властей
В Германии, к примеру, в каждой земле, на которые разделена страна, имеется накопительный фонд, предназначенный для финансирования разных направлений искусства — выставок, спектаклей, кино. Но сколько бы я ни обращался к нашему президенту, губернаторам с инициативой создания подобных накопительных фондов в России, мне говорят, что этого не будет. Все попытки создания альтернативной системы материального обеспечения художественного творчества и развития искусства пресекаются на корню. То же самое, кстати, происходит с медициной.
О работе за границей
Нужно, чтобы каждый имел возможность делать то, что он считает нужным. И если у меня такая возможность есть только за границей, я уеду из своей страны и буду заниматься этим там. Я обязан работать. Я работаю за границей, потом что в России я не нужен. Мне очень непросто пришлось в советское время. Многие мои картины, документальные и игровые, были закрыты. Если бы не пришел Горбачев, я знаю, в каком лагере я бы сидел под Сыктывкаром за антисоветскую деятельность. Сегодня ситуация не лучше. По телевидению показывать меня по-прежнему нельзя. Но не потому, что у нас какая-то жуткая, страшная власть. Просто людям это не нужно, нет такой потребности в обществе.
О тоталитаризме и демократии
Тоталитарное государство интересуется искусством, а не культурой, и вытаскивает наиболее умных и талантливых людей, чтобы контролировать их. Тоталитарному режиму как никакому другому нужны талантливые творцы, которые становятся маяками и ослепляют общество, не давая разглядеть грехи, совершенные руководством страны.
…Та политическая ситуация, которая сложилась сегодня в Европе, — это результат гуманитарного кризиса в европейских странах. Общий уровень исторической культуры, уровень интуиции опустился настолько ниже всех допустимых пределов, что они даже не смогли решить, нужно воевать с Сирией или нет. Путин говорил им: «Не лезьте». Никто не обратил внимания. Теперь процесс уже не остановить. То же касается и Украины. Я говорил об этом в 2007-2008 годах: война неизбежна. Сначала в Украине, потом в Казахстане. Чтобы понять это, достаточно элементарного гуманитарного анализа. Но вы посмотрите, кто у нас в парламенте, кто в Думе. Это же общая усредненность всего — интересов, задач. У демократического государства нашего времени нет больших целей.
О Челябинске
Я сегодня посмотрел ваш город, и мне обидно, что Челябинск в таком состоянии. У города нет ни лица, ни планировки. Я видел несколько домов, которые просто сокровища, но они стоят с заколоченными окнами. Не сегодня-завтра будет поджог, и они сгорят. Это что такое? Сколько у вас деревьев в городе? Их же можно по пальцам пересчитать. Думаю, вы не собьетесь со счета. Это самый удручающий момент в общем городском ландшафте: нет зеленого пространства. У вас огромный город, но повсюду ужасные фасады, архитектура 60-70-х годов. В Челябинске нужно серьезно заниматься реинновацией.
Полтора года назад президент подписал закон об основных принципах культурной политики. И я обращаю на это внимание журналистов, которые, в свою очередь, должны привлечь к этому вопросу внимание руководителей вашего города. В этих принципах говорится о категорической необходимости сохранения объектов культурного наследия. В этом документе много чего прекрасного написано, но ничего не выполняется. И не выполняется в том числе потому, что мы сами позволяем многое властям.
Поделиться