Послание Шагала. Уникальная коллекция литографий раскроет челябинцам мудрость Священного писания
В Челябинском музее изобразительных искусств состоялось открытие последнего в этом календарном году выставочного проекта, реализованного совместно с «Арт-центром в Перинных рядах» (Санкт-Петербург). Выставка «Марк Шагал. La Bible» — это коллекция из 40 литографий, иллюстрирующих Библию, и 24 литографий из серии «Окна Иерусалима».
- В Музее изобразительных искусств Челябинска появилась уникальная театральная площадка
- Секреты театрального кофра. В Челябинске показали закулисье драматического театра
Марк Шагал родился в еврейской семье в маленьком городке Витебске, провинциальные образы которого будут часто встречаться в его будущих работах. Художником Шагал стал не благодаря, а вопреки ожиданиям отца, торговца селедкой, вопреки своей бедности в момент вступления во взрослую жизнь. Не признанный советской властью, он уехал во Францию, которая стала его вторым домом, затем — в США и снова в Европу…
— Талант Марка Шагала не вписывается в рамки одной национальности или одного художественного направления, например, авангардизма, к которому часто причисляют художника, — отмечает искусствовед, куратор выставки Ирина Костерина. — Немного наивная, детская манера письма, внутренняя символика, цветовое решение, сюжеты — все это делает работы Шагала неповторимыми и узнаваемыми.
Особое место в творчестве художника занимает серия иллюстраций к Ветхому Завету, заказ на изготовление которой поступил от французского издателя Амбруаза Воллара в начале 1930-х годов. Священное писание с детства сопровождало Шагала, поэтому он не мог отказаться от этой работы и отнесся к ее выполнению со всей серьезностью, стремясь не просто проанализировать и визуализировать текст Ветхого Завета, но и «сердцем увидеть Библию». Для этого вместе с семьей он отправился в путешествие (а скорее, паломничество) по святым местам — в Палестину, Сирию, Египет.
Результатом поездки и многолетнего изучения текста Библии стала серия работ «Библейское послание». Они не сразу были явлены миру, преодолев и тяготы Второй мировой войны, и проблемы в издательстве. Но в 1973 году в Ницце был создан своеобразный музей с одноименным названием «Библейское послание», который стал настоящим домом для шедевров мастера и со временем был удостоен статуса национального музея.
«Мне хотелось оставить мои работы в этом Доме, чтобы люди, приходя сюда, попытались обрести в них мир и покой, духовность, веру, смысл жизни», — говорил сам Марк Шагал о своей миссии. В ходе этой работы помимо 105 офортов он создал множество картин, гравюр, рисунков, керамических изображений, витражей, шпалер на библейские темы.
Непростая экспозиция
Поначалу работы вызывают смятение. Да, это Шагал. Его почерк узнаваем. Но ведь это иллюстрации к Библии! Почему же в них так много ярких цветов? Откуда эти странные существа, длиннобородые старцы, женщины в юбках и платках, навевающие воспоминания о его витебском цикле?
— Зрители часто задают эти вопросы, — продолжает Ирина Костерина. — Но не стоит поддаваться первым впечатлениям. Шагал не просто иллюстрирует Библию. Он повествует о ней, сохраняя свою манеру письма. В процессе просмотра возникает очень сложная, тройная интерпретация, которая включает в себя смысловую нагрузку библейского текста, понимание его значения художником и личное видение зрителя. В результате каждый выносит свои эмоции, свое понимание.
Марк Шагал хотел не только «сердцем увидеть Библию», но и показать ее другим. Поэтому цикл «Библейское послание» был выполнен в технике литогравюры, которая позволяет тиражировать работы. Литография — это особая, сложная техника, которая заключается в том, что на отшлифованную пластину камня с помощью литографского карандаша и туши наносится исходное изображение — в зеркальном отражении по отношению к эскизу. Затем поверхность камня протравливают кислотным химическим составом. Это нужно для того, чтобы обработанные участки отталкивали литографскую краску, а к тем местам, куда был нанесен рисунок, краска, напротив, прилипала. После исходное изображение смывается и взамен него валиком на увлажненный камень наносится печатная краска. Затем с помощью пресса к литографскому камню плотно прижимается бумага. Таким образом получается оттиск. Для каждого цвета используется отдельный камень. То есть, если в эскизе использовались красный и зеленый цвета, то на один и тот же лист оттиски будут делаться с разных камней, каждый из которых подвергался вышеописанной процедуре.
Драгоценности для венца
Вторая часть выставки в зале им. архитектора Е.В. Александрова включает в себя 24 эскиза к витражам, созданных для синагоги медицинского центра Хадасса в Иерусалиме. Заказ на эту работу Марк Шагал получил в 1959 году и работал над ним два года, не позволяя себе отвлекаться на другие проекты. Законченная работа была представлена на выставке в Париже, где экспонировалась с июня 1961 года по февраль 1962 года.
К этой работе Марк Шагал отнесся с неменьшим трепетом, поэтому и здесь чуткий зритель почувствует особое отношение художника к еврейской истории и религии. Синагога, в которой работал Шагал, представлялась мастеру «венцом еврейского царства», а окна, на которые наносилась роспись, — украшающими его драгоценными камнями. Над эскизами мастер трудился по 12 часов в сутки. Начинал с карандашного наброска, переходил к рисунку тушью, после к акварели и гуаши, затем создавал картоны в натуральный размер окон и только после этого приступал к росписи витражей.
Сама синагога располагалась на Иудейских холмах на западе Иерусалима и представляла собой здание прямоугольной формы с 12-ю окнами, расположенными по периметру. Каждое окно художник решил в одном из четырех основных цветов — красном, синем, желтом и зеленом, используя разные их оттенки.
«Близкое» искусство
Выставка «Марк Шагал. La Bible» продолжает цикл экспозиций, посвященных творчеству мастеров ХХ века.
— Без показа работ Сальвадора Дали, Анри Матисса, Марка Шагала, Пабло Пикассо, Рене Магритта понимание искусства ХХ века невозможно, — считает директор Челябинского музея изобразительных искусств Олег Ткаченко. — Кого‑то из этого списка мы уже представили нашим посетителям, с кем‑то нам еще только предстоит познакомиться в будущем. Эти экспозиции позволяют нам приблизиться к искусству прошлого столетия, почувствовать его нерв и через это лучше понять искусство дня сегодняшнего.
Посетители музея смогут неоднократно насладиться мастерством Марка Шагала и прочувствовать всю глубину его работ. В рамках выставки, которая продлится до 29 января 2017 года, в зале им. архитектора Е.В. Александрова будут проходить различные мероприятия: поэтические вечера (чтения рождественского цикла Иосифа Бродского), мастер-классы по керамике (10 декабря), росписи по стеклу (11 декабря), ксилографии, или гравюре по дереву (17 декабря), созданию Витража Тиффани (18 декабря). В январе посетителей ждет ряд лекций: «Русские художники в изгнании (14 января), «Марк Шагал и художники ХХ века» (21 января), «Загадки библейского послания Марка Шагала» (28 января).
Поделиться