Однажды 100 лет спустя. В минувший понедельник в «Оболенском» вновь собрался арт-клуб «Шляпа»
Мы выполнили обещание, данное Ирине Израилевне Моргулес, обозревателю газеты «Южноуральская панорама» и крестной матери «Шляпы», ушедшей из жизни в прошлом году. Обещание — возродить клуб.
- Смотреть и видеть. Выставка художника Виктории Питиримовой показывает иной взгляд на реальность
- Розы для органиста и другие события в арт-клубе «Шляпа»
И так же, как в старых добрых традициях «Шляпы», тему заседания подсказала сама жизнь. Тут и очередная дата подоспела — столетие Февральской революции. Скучно, скажете? Да нисколько! Коль скоро собрались люди, которые могут смотреть на вещи не просто со знанием дела, но и остроумно, тонко, весело.
А собрались почти все те же, кто стоял у истоков «Шляпы». Помните, как пел Андрей Миронов про старых друзей?
…Они порой почти легенды.
Старые друзья тебя точнее видят,
Чем все врачи и все рентгены.
Именно так: все они почти легенды. Да и врачи тоже! Среди них — известный челябинский хирург, профессор Сергей Пышкин, главный онколог области Андрей Важенин.
Как некогда признавались сами основательницы клуба, подруги Ирина Моргулес и Лидия Старикова, в 2008-м будущих членов клуба выбирали «поштучно, как яблоки на рынке».
А в этот день хозяйка дома, директор киноцентра имени Оболенского Тамара Мордасова и независимый искусствовед Ирина Духина встречали старых добрых друзей. Среди них были художник Елена Щетинкина в непременно новой экстравагантной шляпе, известный органист, утонченный аристократ Владимир Хомяков. В эстетику арт-клуба вписался даже легендарный стронгмен Алексей Серебряков — гора мышц, доброты и творческой фантазии. Это красноречиво подтвердило слайд-шоу из его шедевров, находящихся на стыке фотографии и живописи, родившихся с помощью света, стеклянной пластины, раритетной камеры и непредсказуемого коллодиевого раствора. Шедевры а-ля винтажные портреты героев XIX столетия…
Магия шести рукопожатий
О революции не говорили с пафосом, это не в стиле клуба. Просто вспоминали, каким был Челябинск сто лет назад: что пили, ели, как жили, чем дышали.
Сто лет — как два или три акта в пьесе. Так же быстро, должно быть, сменяются театральные декорации. И сейчас, в клубе, словно в зеркальной галерее, можно проследить, как действует буквально то самое магическое, ставшее почти сакральным правило шести рукопожатий.
Известный челябинский историк и краевед Владимир Боже живописно рассказывает о событиях ровно столетней давности, происходивших в Челябинске. Рассказывает словно очевидец. Потому что еще лет 35-40 назад он так же близко, как с нами сейчас, общался с выходцами из 1917-го.
Слушаешь и понимаешь: а ведь не так уж это и далеко! Даже то, как в 1913 году тысячи челябинцев шли по улице Уфимской, отмечая 300-летие дома Романовых, как в 1914-м на Хлебной площади за рекой Миасс звучал молебен, как в 1916-м в центре города разразился бабий бунт…
Исторический экскурс Владимира Боже мягко оттенился знаменитым шлягером начала XX века, городским романсом «Кирпичики», вкусно исполненным под гитару актером челябинской драмы Николаем Ларионовым.
Меч революции
Следующей иллюстрацией темы революции стали картины замечательного челябинского художника Валентина Качалова, выставка которых проходит в эти дни в Челябинске. На одну из них Ирина Духина обратила особое внимание членов арт-клуба. «1922 год» — так называется эта полная драматизма картина. Точнее, коллективный портрет целого поколения. Героями страшного полотна стали священнослужители — те, кого покарал безжалостный меч революции. На их фоне стоят красноармейцы — те, кто этот самый меч поднял. У первых лица одухотворенные. Те, кто стоит фоном, словно безликие…
В названии картины не случайно отражен 1922 год, когда началось изъятие церковных ценностей. И тогда герои картины находились по обе стороны баррикад. Но и с высоты нашего времени художник вряд ли смог бы их примирить. Валентин Качалов, скорее, напоминает нам: мы не имеем права допустить, чтобы подобное повторилось...
Директор Государственного исторического музея Южного Урала Владимир Богдановский рассказал о тайнах закулисья: в дебаркадере готовится к постановке спектакль, посвященный легендарной челябинской революционерке Соне Кривой. В самом музее готовится к открытию выставка «Ислам».
Владимир Хомяков напомнил о предстоящих в этом году знаковых датах — 80-летии челябинской филармонии и 30-летии челябинского органа.
Было очевидно, что каждый выступавший — человек самодостаточный, яркая, интереснейшая личность! И каждый вполне смог бы стать режиссером и ведущим клуба. Этакий дежурный по «Шляпе»! Что, скорее всего, и будет в дальнейшем. А пока участники клуба, похоже, так соскучились друг по другу и так вышли из временного лимита, что намеченные выступления, в том числе Андрея Важенина и Натальи Заварзиной, увы, пришлось перенести на следующий раз.
Роскошь общения
Под занавес заседания «Шляпы» был преподнесен киносюрприз: совершенно в духе немого кино демонстрировался фильм Льва Кулешова 1924 года «Необычайные приключения мистера Веста в Стране большевиков». Смотрели ленту под музыку тапера, в роли которого выступил Вениамин Беленький.
Тамара Мордасова выступала в качестве киногида по картине, каждый раз безошибочно угадывая в кадре новую звезду: Борис Барнет, Всеволод Пудовкин, Владимир Фогель и, конечно же, Леонид Оболенский в роли франта. И вот замечательная ремарка: на экране блистала еще одна легенда немого кино — Александра Хохлова, дочка врача Сергея Боткина и внучка основателя «Третьяковки». Сегодня теперь уже внучка самой знаменитой актрисы дружна с киноцентром Оболенского… Да-да, тот самый эффект шести рукопожатий!
И пройдет еще, быть может, тридцать-пятьдесят лет и кто-то из нынешнего поколения скажет будущим молодым не без гордости: «Это были наши «старые друзья, испытанные люди…» И словно по эстафетной палочке будут переданы, как завет, мудрые слова Антуана де Сент-Экзюпери о том, что самая большая роскошь — это роскошь человеческого общения… Как в арт-клубе «Шляпа»!
Поделиться