Теймур Халиков: «Российские режиссеры показывают негатив, подстраиваясь под европейскую аудиторию»

24 Марта 2017 Автор: Екатерина Сырцева Фото: Вячеслав Шишкоедов
Теймур Халиков: «Российские режиссеры показывают негатив, подстраиваясь под европейскую аудиторию»

В Челябинске проходит восьмой кинофестиваль «ЗА!». В 2010 году это был творческий проект студентов, увлеченных театром. Позже они ввели новое направление — киноискусство, из которого постепенно вырос самостоятельный фестиваль-конкурс. И если поначалу в адрес оргкомитета приходило порядка 20 заявок, то сегодня их более 250. Представить свое творчество в Челябинске хотят режиссеры не только из России, но и из США, Европы, Азии.

Халиков-Теймур-режиссер.jpgНакануне кинофорума мы поговорили с челябинским режиссером Теймуром Халиковым, который со своей творческой командой уже в четвертый раз борется за победу в кинофестивале «ЗА!».

— Расскажите, пожалуйста, о короткометражном фильме «Герой», который вы представили на этот раз. Это не первая ваша работа. Вы придерживаетесь какой-то определенной тематики?

— Нам интересны разные темы. Но общая идея есть: кино должно менять людей, делать их лучше, учить чему-то новому, чтобы после просмотра зрители как-то внутренне менялись. Если мы этого добились, это успех. 20-минутный фильм «Герой» — это история про парня, которому нужна помощь, чтобы стать сильнее и решить жизненные проблемы. Неожиданно для себя он попадает в ситуацию, когда ему самому приходится стать героем, чтобы спасти жизни других людей.

— Чем вам дорог фестиваль «ЗА!»?

— Он стал уже родным. У нашей творческой команды сложилось хорошее сотрудничество с организаторами. Хотя это не означает, что у нас есть какие-то преференции. К примеру, в прошлом году нашу картину не взяли на фестиваль. И это нормально. Для нас важнее то, что здесь мы можем встретиться с друзьями, поговорить со зрителями, обменяться опытом с коллегами.

— Что это за творческая команда?

— Это киностудия thelastfilm. Ее костяк составляют четыре человека. В разных проектах к нам присоединяется порядка десяти человек, которые готовы помочь: актеры, режиссеры, музыканты. Мы не только создаем свои фильмы, но и принимаем участие в создании других картин. К примеру, в 2016 году в прокате был полнометражный художественный фильм «Загадай желание» — снятая в Ульяновске режиссером Евгением Кравченко добрая новогодняя история. Пусть в ограниченном прокате, но фильм все-таки шел во всех кинотеатрах страны. Совместно с челябинским режиссером и оператором Вячеславом Мотовым мы принимали участие в том проекте как операторы-постановщики. Я также отвечал за монтаж. Но под своим брендом мы выпускаем пока только короткий метр. Полнометражное кино — наш следующий шаг.

— С какими сложностями, помимо конкуренции, приходится сталкиваться молодым создателям фильмов?

— Я считаю, что все сложности выдуманы. В современном мире производство кино стало невероятно доступным. Лет двадцать назад для съемок фильма нужна была гигантская команда и сложная кинотехника. Сегодня все подешевело, стало доступным. Самое главное, на мой взгляд, что должно быть у создателей фильма, это история, которую хочется рассказать. К сожалению, мы только мечтаем о миллиардных бюджетах. Но как только у нас появляется интересная история, получаются фильмы, которые цепляют огромное количество зрителей.

— На недавно прошедшем в Челябинске «Полном артхаусе» мы увидели жесткие фильмы. Организаторы кинофестиваля «ЗА!», напротив, стараются делать акцент на картинах о гуманности, любви, взаимопомощи. Учитывая все это, каково, на ваш взгляд, лицо современного отечественного кинематографа?

— Оно многолико. Если грубо, то наш кинематограф я бы разделил на коммерческие проекты, которые пытаются соперничать с Голливудом, но пока одерживают ошеломительный крах, и авторское кино. В Америке научились вкладывать в блокбастеры глубокие мысли и идеи. У нас это плохо получается. В авторском кино другая ситуация. Там создатели пытаются самовыразиться и выбирают для этого тяжелые темы. После таких фильмов складывается впечатление, что в России невозможно жить, здесь непрозрачный воздух, вечная зима и всегда кто-то умирает. Это какой-то тренд. Но на все крупные зарубежные кинофестивали берут именно такие российские фильмы. Жизнеутверждающие картины просто не проходят в конкурсную программу. И наши режиссеры, как мне кажется, начали подстраиваться под эту ситуацию.

— Кто из современных российских режиссеров вам наиболее интересен?

— Павел Руминов. Очень нравится Роман Каримов из Уфы, который снял фильм «Неадекватные люди». Руминов для меня уникален тем, что он начинал как режиссер, который хотел снимать коммерческое кино. Тогда ему пришлось столкнуться со многими трудностями. В том числе с огромным числом недоброжелателей. Потом, как мне кажется, он многое переосмыслил и сейчас делает хорошие, искренние авторские фильмы, которые при этом попадают в массовый прокат. Это очень круто.

— А как вам треш, который он показывает в фильме «Дизлайк», представленном на «Полном артхаусе»?

— Это коммерческий фильм. Будем считать, что его не существует. (Смеется.)

Поделиться

Вчера | 11:23
В Челябинске откроют первую выставку из фондов Пушкинского музея

Во время «Российской креативной недели – Урал» достигнуто предварительное соглашение о сотрудничестве Челябинского музея изобразительных искусств со знаменитым Пушкинским музеем.

22.04.2024 | 16:19
Музыка моря. В Челябинске прозвучали шедевры великого русского композитора

В Концертном зале им. С. Прокофьева состоялся концерт из цикла «Двадцать музыкальных шедевров, изменивших мир», посвященный величайшему русскому композитору Николаю Римскому-Корсакову.

30.10.2019 | 11:35
Выстрел в себя. Александр Черепанов ставит спектакль о лидере рок-группы Nirvana

Ноябрьскую премьеру «Курт» в драмтеатре имени Наума Орлова определяют как эксперимент. В спектакле, посвященном Курту Кобейну, не будет прямых указаний на его биографию.

21.10.2019 | 16:04
Пойти на риск. Что ждать челябинским зрителям от Камерного театра

С 17 по 23 октября в Челябинске прошел театральный фестиваль «Камерата». Проводится он с 1992 года. Начинался как фестиваль спектаклей только Камерного театра. Теперь это проект международного уровня, представляющий лучшие современные постановки из столиц и регионов России, из европейских театров.

Новости   
Спецпроекты