Что мешает открытию филиала Государственного центра современного искусства в Челябинске
В марте челябинская галерея современного искусства «ОкNо» отмечает свое 16-летие. Для подобной культурной институции это зрелый возраст. Особенно если посмотреть, что было сделано за эти годы. Недавно челябинских художников Николая Панафидина и Анастасию Богомолову включили в программу российской триеннале современного искусства, которая впервые проводится в Москве. Знаменательно, что их первые выставки прошли именно в галерее «ОкNо», которая стала для них окном в большой мир современного искусства.
- Память на фото. Екатеринбургский фотограф обратился к чувствам челябинцев
- Любовь к чуждому. Проект Landscape челябинского художника Анастасии Богомоловой
- Степени свободы. В картинной галерее Челябинска представили уникальные объекты Николая Панафидина
— В чем значение триеннале в музее современного искусства «Гараж», на которой представлены работы наших художников?
— Этот форум современного искусства позволил увидеть работы художников, которые живут и творят в регионах. На пресс-конференции кураторы «Гаража» говорили, что не ожидали таких результатов и открыли для себя новые имена в современном российском искусстве. «Гараж» не просто сделал выставку, он создал площадку для общения. Все художники триеннале были приглашены в Москву, участвовали во всех праздничных мероприятиях.
— Как выглядит челябинское современное искусство?
— Я, как и кураторы «Гаража», мало знала о российском современном искусстве вне столичной сцены и на триеннале знакомилась с творчеством художников из разных регионов. Конечно, проводила сравнения, и могу сказать, что в Челябинске работают оригинальные, ни на кого не похожие художники.
— Были ли интересные вопросы после вашей лекции, с которой вы выступили в директории «Локальные истории искусства»?
— Большой интерес в «Гараже» вызвал показ отрывков из перформанса Льва Гутовского «Передвижной оркестр майора Брауна». Проект, который был создан в конце 1980-х, не утратил актуальности сегодня. Вопросы, заданные в Москве, еще раз подтвердили, что интерес к перформансу Гутовского в Екатеринбурге был неслучайным. За последние два года «Передвижной оркестр майора Брауна» был показан там дважды — в Уральском филиале Государственного центра современного искусства и на фестивале «Остров 90-х» в «Ельцин-Центре».
Лев Гутовский — ключевая фигура в современном искусстве Челябинска, он многое сделал для его становления. Гутовский — настоящий институционалист. В 1990-х годах у него была галерея «Пеликан» в пешеходном переходе, потом — центр современного искусства «Монолит». Он является создателем ТХЭН («Товарищества художников экспериментальных направлений»), НХА («Нового художественного ансамбля»). И он непростительно не оценен в родном городе. Три года назад мы обращались в челябинский центр искусств при управлении культуры городской администрации с просьбой выделить Льву Гутовскому мастерскую. У нас были рекомендации от всех творческих союзов Челябинска. Но ничего не вышло.
— Почему у нас нет филиала Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) и что для этого нужно?
— Мы с Алисой Прудниковой (в прошлом — директором филиала ГЦСИ в Екатеринбурге, сегодня — главой дирекции регионального развития ГЦСИ — РОСИЗО. — Прим. авт.) обсуждали этот вопрос еще до того, как появился Приволжский филиал. «ОкNо» тесно сотрудничает с Уральским филиалом ГЦСИ, мы участвуем в их выставках, принимали участие в Уральской индустриальной биеннале. В какой-то момент появились мысли о том, что галерея «ОкNо» могла бы стать филиалом. Но при отсутствии у городских властей интереса к современному искусству невозможно решить главный вопрос — найти помещение. Пространства галереи «ОкNo» для этого недостаточно, и оно нам не принадлежит. Но, по сути, мы уже сейчас выполняем в Челябинске те функции, которые осуществляют филиалы ГЦСИ.
— Чем стала галерея современного искусства «ОкNо» за прошедшие 16 лет?
— Галерея прошла очень большой творческий путь становления. Несмотря на то что сотрудники совмещают работу в галерее с другой профессиональной деятельностью, мы серьезно и целенаправленно занимаемся исследованием и практиками современного искусства. У нас хорошая профессиональная репутация, с нами работают российские и западные художники и институции, мы представляем своих художников в рамках разных проектов в России и за рубежом. Интересы галереи не ограничиваются только выставками. Наряду с экспонированием произведений contemporary art (с англ. «современное искусство». — Прим. авт.), land art (с англ. «ландшафтное искусство». — Прим. авт.), интернет-, видео-, медиапроектов мы проводим музыкальные, театральные, поэтические мероприятия, занимаемся исследованиями в области психологии и социологии, издательской деятельностью, проводим семинары и лекции по современному искусству.
P.S. Подробнее об участии челябинских художников в программе российской триеннале современного искусства в Москве читайте в других материалах «ЮП».
Поделиться