Искусство плоскости. Челябинский дизайнер показал плакаты, которые держат стену
В Историческом музее Южного Урала работает авторская выставка челябинского художника-плакатиста, дизайнера Сергея Сафьянова с замысловатым названием «60x90x60».
- Судьба коллекции. Появится ли в Челябинске экспозиция картин южноуральских художников ХХ века
- Смотреть сердцем. Художник Валентин Качалов — о постижении тайн искусства, жизни и смерти
Оглядываясь назад
С появлением в конце прошлого века персональных компьютеров и графических программ сообщество настоящих художников-плакатистов, которые буквально вручную создавали свои работы, обрушилось. И в Челябинске, и в России, и в мире появилась тьма художников, которые стали заниматься разработкой логотипов, фирменных стилей, афиш, плакатов, открыток и называть себя дизайнерами. Непросто стало вычленить из их числа действительно самобытных, грамотных специалистов, понимающих, что такое искусство плаката, в чем его задача, каким он должен быть, чтобы достигнуть своей цели, а не просто висеть пестрым пятном. Их мало. Сергей Сафьянов в их числе.
Его замечаешь сразу. И дело не только в загадочном восточном разрезе глаз. Дело в энергетике, внутренней силе, доброте и приветливости, которые излучает Сергей Сафьянов. Еще одна его особенность — скромность. Он осознанно отказался от подробных подписей к своим плакатам на выставке. Все лаконично: название, год. Иначе таблички дополнились бы информацией о том, на каких международных выставках побывали эти плакаты. Работы Сафьянова становились участниками и победителями конкурсов в Одессе, Варшаве (Польша), Брно (Чехословакия), Вероне (Италия). Но художник убежден: о его творчестве говорят не победы на конкурсах, а сами работы.
Глубина плоскости
По словам Сергея Сафьянова, у него нет среднего или высшего художественного образования. Хотя он довольно долго учился в студии скульптуры и керамики при Дворце культуры металлургов у Валентины Шариковой-Цепелевой-Егоровой. Вероятно, оттуда его внутренняя стойкость и творческая закалка. Все-таки работать с шамотной глиной, раскаленными печами для обжига — занятие небезобидное. По мнению искусствоведа Ирины Духиной, оттуда же, из студии, и умение Сафьянова оставаться художником в самых сложных ситуациях.
Сергей Сафьянов начинал работать с объемом, но ушел в работу с плоскостью. Казалось бы, резкий переход. С другой стороны, все объяснимо: в совершенстве овладев объемной формой, художник постепенно вышел на другой уровень — уровень плоскости, где, пользуясь уже приобретенным опытом, нашел скрытую форму и глубину.
Параллельно с занятиями в студии скульптуры и керамики Сергей Сафьянов начал обучение на курсах рисования в Челябинском художественном училище. Одновременно работал художником-оформителем на заводах, в Гипромезе. Это был непростой период напряженной каждодневной работы. Каторга, как говорит сам Сафьянов. Но и очень мощная школа. Ведь все тогда писалось от руки: тексты документов, соцобязательства. «Каторга» продолжилась и в газете (с 1986 по 1995 год Сергей Сафьянов работал художником областной молодежной газеты «Комсомолец», с 1995 года — бильд-редактором в «Челябинском рабочем»).
Ничего лишнего
Еще один важный этап творческой биографии — работа художником клуба Челябинского политехнического института, куда Сергея Сафьянова пригласил Александр Мордасов, в то время художественный руководитель творческого объединения «Коллаж». Он же не единожды заказывал художнику афиши для спектаклей Нового художественного театра. Так появился ряд потрясающих плакатов, передающих особенный дух и атмосферу театра.
Середина 80-х годов, начало «перестройки». Время перемен — и в стране, и в искусстве. Появляются первые политические плакаты. Есть такие работы и у Сергея Сафьянова. Например, Ленин, читающий газету «Правда». Обратите внимание: Ильич что ни на есть настоящий, а вот выпуск газеты совсем не 20-х годов. Или искореженное «тело» поезда «Аврора». Черно-белое пространство плаката пронзает яркая красная линия. Художник тонко и четко работает и с содержанием, и с формой. Ничего лишнего. Только ключевая идея, конкретный смысл и главное цветовое пятно. Размышляя над этим, спрашиваю Сергея Сафьянова: нужно ли быть подготовленным зрителем, чтобы этот запрятанный смысл понять?
— Ни в коем случае! — с восклицанием отвечает плакатист. — Никаких советов, как правильно смотреть и «расшифровывать» плакат, давать нельзя. Потому что каждый увидит что-то свое. А кто-то пролетит мимо и ничего не заметит. От человека зависит. В театре говорят, что в спектакль нужно вместить в пять раз больше смыслов, чем изначально есть в пьесе, потому что зритель, как правило, считывает только 30 %. Так и с изобразительным искусством.
Поэзия графики
У плаката, по мнению Сергея Сафьянова, две главные функции: либо привлекать внимание к какому-то конкретному событию, либо служить украшением интерьера. Еще один профессиональный критерий: если плакат можно увеличить до размеров стены многоэтажного дома и он будет эту стену «держать», будет смотреться на ней, значит, это хороший плакат. В России сегодня таких мало. И вообще мы лет на пятнадцать отстаем в графическом дизайне от европейских и американских дизайнеров-плакатистов. По словам Сергея Сафьянова, за границей плакаты более формальные, но потому и более красивые, декоративные. Независимо от того, афиша ли это, реклама или плакат на социальную тематику, все они будут прекрасно смотреться и на выставке, и в рамочке на стене в офисе, и в общественном транспорте.
— В моем понимании, плакаты должны быть монументальными. Хотя есть и другое понимание, особенно у молодежи: фломастерами изрисуют все… — сетует Сергей Сафьянов. — Хотя это тоже подход. Но я воспитывался на японском, польском плакатах. Там важно, чтобы всегда была оригинальная мысль, графический поворот, четкое цветовое пятно, грамотная компоновка. То есть нужно придумать формальный прием и графически его обыграть. А дальше подчинять все этой идее, убирать лишнее. Все это — формализм, и только лишь. Наивно полагать, что плакат может что-то изменить. Плакат — это чисто прикладная штука.
А вот здесь я с художником внутренне не соглашаюсь. Хороший плакат как хорошая поэзия: за лаконичностью слога и метафорой скрывается целая вселенная мысли — переживание, опыт, событие. Так и в плакате: яркий фон, центральный образ, будь то предмет, человек, фигура или пятно, минимум необходимого текста. И в этом всё: и информация, и подтекст, и ассоциативный ряд, и возможность поразмыслить. А еще юмор. В плакатах Сергея Сафьянова нет иронии или сарказма. Нет и излишней серьезности. Вероятно, еще и поэтому его работы так привлекательны. Их хочется разглядывать. Над ними хочется размышлять.
P.S. Увидеть работы Сергея Сафьянова можно на втором этаже в западной башне Исторического музея Южного Урала до 28 мая.
Поделиться