Строим планы. Челябинские художники готовы «открыть» новую художественную галерею

3 Мая 2017 Автор: Екатерина Сырцева Фото: Владлена Шваб
Строим планы. Челябинские художники готовы «открыть» новую художественную галерею

Вместо того чтобы сетовать по поводу отсутствия в Челябинске культурной среды, челябинские художники, кураторы, искусствоведы собрались в мастерской печатной графики «Печка», чтобы поговорить о том, что у нас есть и что можно сделать общими усилиями. Мнения участников, их ощущения по поводу возможности перемен разделились, но двухчасовой круглый стол закончился конструктивно, с витающей в воздухе фразой: «Все будет хорошо. Все уже хорошо».

Задача — проявиться

Круглый стол организовала руководитель мастерской «Печка», созданной при челябинском отделении Союза художников России, художник-график Ольга Гражданкина. Модератором встречи выступила поэт Наталия Санникова. Три вопроса были предложены для обсуждения участникам: современное искусство в Челябинске, институт кураторства, перспективы развития. Разговор вышел и на другие темы.

— Нас нет в информационном поле. Нас не видят, — обозначила одну из проблем, с которой сталкиваются представители художественной среды Южного Урала, Любовь Серова, художник, заведующая кафедрой «Архитектура и дизайн» Южно-Уральского института управления и экономики.

— Искусство Южного Урала — это огромный пласт талантливых, выдающихся художников, — продолжила она. — У нас такие имена! Есть еще живые современники. Но о нас не знают, потому что мы не освещаем в должной степени тот материал, которым обладаем. У нас 130 членов Союза художников России только в Челябинске. А сколько талантов по области! Нам есть что показывать и о чем рассказывать.

— О том, какие таланты работали и жили на Южном Урале, кто работает сейчас, многие действительно не знают в полной мере, — согласился художник, председатель челябинского отделения Союза художников России Анатолий Костюк. — Даже мы, художники, находясь в культурном пространстве, видим и знаем далеко не все. Выставка в Челябинском музее изобразительных искусств «Частная история», на которой представлена коллекция картин южноуральских мастеров ХХ века, это подтвердила. Все имена там знакомы, но ты то и дело совершаешь открытия.

— К слову сказать, владелец этой коллекции Виктор Новичков отмечал во время своей творческой встречи, что Челябинск — абсолютно герметично закрытый город, который боится открытости, новых горизонтов, боится выйти за пределы, — заметила немаловажную деталь искусствовед, куратор художественных выставок Ирина Духина.

В итоге участники дискуссии сошлись на мнении о том, что необходим интернет-ресурс, площадка в виртуальном пространстве, где была бы собрана и систематизирована информация о южноуральской художественной сцене. Более того, можно было бы создать виртуальную картинную галерею, чтобы хотя бы в цифровом формате познакомить жителей Челябинской области, да и всей России, с шедеврами местных мастеров, которые работали в ХХ веке.

— В идеале нужно расширить пространство нашей картинной галереи и создать постоянную экспозицию, посвященную нашим художникам, показать местное искусство в развитии, — затронула больную тему искусствовед, доцент кафедры «Искусствоведение и культурология» Южно-Уральского государственного университета, куратор Галина Трифонова. — Тогда мы наконец‑то покажем, что в Челябинской области есть художественное пространство, есть история.

«Мы должны им ответить»

Еще один участник круглого стола — художник, руководитель «Студии Чернышева» Борис Чернышев — выразил неверие в то, что южноуральцам вообще нужно какое‑либо искусство. Оно на Южном Урале, безусловно, есть. Но аудитории, которая была бы в нем заинтересована, по мнению художника, нет. Причина — в косности сознания, в менталитете. В подтверждение своих слов он привел такой пример:

— На своих занятиях я предложил студентам разработать проект дома, в котором они хотели бы жить. Ребята были не ограничены в выборе форм — это мог быть замок, вилла, павильон. И что, вы думаете, они делают: реконструируют квартиру в «хрущевке» с потолком высотой 2 метра 70 сантиметров. И говорят при этом, что их все устраивает!

Еще на заре перестройки Борис Чернышев сам предлагал разные проекты по благоустройству города. Но, по его наблюдениям, это мало кому оказалось интересно. Так было и так остается.

— У нас нет институции, которая занималась бы эстетикой окружающей среды. Когда я вышел с частной инициативой, я натолкнулся на сопротивление со стороны сначала коллег, затем  граждан, которые оказались против любого вмешательства в привычный распорядок их быта. И люди не поменялись. Они по-прежнему консервативны, снедаемы косностью, не хотят, чтобы их трогали.

Не все участники круглого стола с ним согласились.

— Жители Челябинской области хотят понимать, кто они такие, что и кто их окружает, — возразила Галина Трифонова. — Для них это вопросы не просто культурной самоидентификации. Люди обращаются к своим корням, к родной природе, к культуре родного края, к истории нашего искусства. Они, может быть, не осознают, почему они это делают, но на интуитивном уровне ищут возможность углубиться в вопросы культуры. И мы должны им ответить.

Поддержала искусствоведа главный специалист по выставочной работе Государственного исторического музея Южного Урала Марья Аникина, которая проводит не только экскурсии, но и лекции по мировой художественной культуре в Челябинске. Раз за разом видя заинтересованных слушателей на своих занятиях, она понимает: челябинскому зрителю это нужно. В том числе массовой аудитории, которая приходит в музей для того, чтобы посмотреть на метеорит. Им интересно и что‑то большее.

Что нужно художнику

Участники круглого стола не только обсудили проблемы, но и попытались сформулировать пути выхода из ситуации, наметили план дальнейших действий.

— Я пока не знаю, чем это закончится, но администрация губернатора и общественное движение «За возрождение Урала!» поддержали наш проект — учреждение художественной премии, — сообщил Анатолий Костюк. — Сейчас мы готовим положение и, если найдем общий язык с властями, то получим официальную поддержку.

— Почему мы все время ориентируемся на правительство? — обратилась к присутствующим Ирина Духина. — Давайте учредим свою профессиональную премию. Сформируем экспертный совет и будем ежегодно награждать наших художников за их успехи и достижения. Мне до сих пор жаль, что в 2011 году не удалось наградить Владимира Витлифа за его проект «С чего начинается родина». На мой взгляд, это была выставка года.

Присутствующий на круглом столе Владимир Витлиф напомнил об этом проекте, в который вошли необычные работы, созданные на стыке живописи, фотографии, коллажа и литературной прозы. Проект был посвящен Челябинску, в частности, району ЧТЗ.

Участники круглого стола согласились с тем, что челябинским художникам нужна не только материальная поддержка. Иногда гораздо существеннее оказывается поддержка эмоциональная.

— Важны не только правительственные проекты, но и поддержка конкретных художников, — продолжила мысль искусствовед, куратор галереи современного искусства «ОкNо», преподаватель кафедры «Культурология и социология» Челябинского государственного института культуры Анна Леготина. — Недавно наши художники — Николай Панафидин и Анастасия Богомолова — были приглашены к участию на первой российской триеннале современного искусства в Москву. Кураторы музея «Гараж», где разместилась масштабная экспозиция, проявили столько внимания, уважения, деликатности к каждому участнику. Такое общение, эмоциональная помощь — грандиозная история. Она формирует художника.

В рамках круглого стола искусствовед, арт-директор галереи современного искусства «ОкNо» Светлана Шляпникова подробнее рассказала об участии челябинских художников на упомянутой триеннале. В заключение встречи и дискуссии художник Ольга Антипина представила свое исследование, посвященное вопросу о том, насколько востребованы и посещаемы челябинские музеи.

Поделиться

Сегодня | 11:23
В Челябинске откроют первую выставку из фондов Пушкинского музея

Во время «Российской креативной недели – Урал» достигнуто предварительное соглашение о сотрудничестве Челябинского музея изобразительных искусств со знаменитым Пушкинским музеем.

22.04.2024 | 16:19
Музыка моря. В Челябинске прозвучали шедевры великого русского композитора

В Концертном зале им. С. Прокофьева состоялся концерт из цикла «Двадцать музыкальных шедевров, изменивших мир», посвященный величайшему русскому композитору Николаю Римскому-Корсакову.

30.10.2019 | 11:35
Выстрел в себя. Александр Черепанов ставит спектакль о лидере рок-группы Nirvana

Ноябрьскую премьеру «Курт» в драмтеатре имени Наума Орлова определяют как эксперимент. В спектакле, посвященном Курту Кобейну, не будет прямых указаний на его биографию.

21.10.2019 | 16:04
Пойти на риск. Что ждать челябинским зрителям от Камерного театра

С 17 по 23 октября в Челябинске прошел театральный фестиваль «Камерата». Проводится он с 1992 года. Начинался как фестиваль спектаклей только Камерного театра. Теперь это проект международного уровня, представляющий лучшие современные постановки из столиц и регионов России, из европейских театров.

Новости   
Спецпроекты