История об истории. Всего месяц в Челябинске пробудет уникальная коллекция южноуральской живописи ХХ века

3 Мая 2017 Автор: Екатерина Сырцева
История об истории. Всего месяц в Челябинске пробудет уникальная коллекция южноуральской живописи ХХ века

В Александровском зале Челябинского музея изобразительных искусств представлены картины южноуральских мастеров ХХ века — часть уникальной коллекции нашего земляка Виктора Новичкова. Посетителей на вернисаже было столько, что к картинам не подойти. А ведь именно полотна — главные виновники торжества.

Увидеть их у южноуральцев не было возможности долгое время. И еще неизвестно, когда она представится вновь. Другие работы южноуральских художников, написанные в прошлом веке, есть также в фонде Челябинской картинной галереи. Но из-за отсутствия помещения, где могла бы разместиться постоянная экспозиция, показать их общественности у руководства музея пока нет возможности.

Эталонная экспозиция

Выставка «Частная история. Искусство Челябинска ХХ века» — результат почти 30-летней работы Виктора Новичкова. Собирать произведения изобразительного искусства (в том числе челябинского) он начал в конце 1980-х. По словам коллекционера, это его «частная история», сложившаяся на основе личных интересов и пристрастий.

В собрании Виктора Новичкова — почти 200 работ южноуральских художников. В Челябинске представлены 57 картин, которые отобрал сам автор. Более года велась подготовка к выставке: составление каталога, решение вопросов по экспозиции, продвижение проекта в интернете. Еще раз окинув взглядом экспозиционное пространство Александровского зала, директор Челябинского музея изобразительных искусств Станислав Ткаченко замечает: мы видим пример того, как надо делать выставки.

Частная-история-внутрь-текста_Шишкоедов_DSC4032.jpg— Имена, представленные здесь, всем известны. Это Русаков, Ходаев, Фокин, Кучма, Качалов, Данилов, — перечисляет Станислав Олегович. — Но эти художники предстают в совершенно неожиданных ракурсах. У одних мастеров это ранние работы, их поиски, у других — зрелые вещи, но рассказывающие что‑то новое об авторе.
И в качестве реставрации картин, и в их оформлении, и в интересных экспозиционных решениях — во всем чувствуется любовное отношение организаторов к проекту. Каждая картина в экспозиции — отражение ее создателя, за каждым живописным и графическим полотном стоит личность, судьба, история. Картины разные — монументальные и сдержанные, яркие и строгие, реалистические и мистические, но во всех случаях мощные и законченные.

По мнению Виктора Новичкова, показанная в Челябинске коллекция способна помочь преодолеть комплексы провинциального происхождения, показывает плотную, интересную, заслуживающую внимания реальность. В конце концов это прекрасный повод отвлечься от разговоров об экологии в Челябинске и поговорить о его культурной истории.

Особую ценность проекта «Частная история» представляет каталог выставочных работ. Это не просто собрание репродукций, но монументальное исследование, осуществленное Виктором Новичковым при участии южноуральских искусствоведов. Сами художники, их работы, их судьбы стали главным объектом этого труда, который позволяет увидеть целостный «портрет» изобразительного искусства Южного Урала ХХ века в развитии.
В издании собраны свидетельства участников художественной жизни Челябинска разных лет, устные истории, воспоминания.

Назад в прошлое

Сориентироваться в пространстве выставки (и в истории южноуральского изобразительного искусства) зрителям помогут информационные стенды и подписи к картинам — не традиционные таблички с названием и годом создания работы, но эссе, написанные Виктором Новичковым о художниках, картинах и истории их попадания в его коллекцию. Вот выдержки  некоторых из них.

Николай Русаков представлен в коллекции как «звезда уральского модернизма». В экспозиции — шедевры из его «восточной серии» 1910 — 1920-х годов. Например, эскиз к монументальной (2 на 2 метра) картине «Смерть рикши. Шанхай», написанной в 1926 году на основе впечатлений Русакова от его путешествий по Дальнему Востоку и Центральной Азии. По легенде, о которой упоминается в эссе, эта работа попала в собрание Британского музея. Еще одна картина Русакова в коллекции Новичкова — «Бант-Матарам. Да здравствует свободная Индия!». По словам Виктора Давидовича, это его коллекционерская удача. Именно она стала ядром, вокруг которого формировалась вся челябинская коллекция.

Частная-история_Шишкоедов_DSC4471.jpg

Еще одна картина, которая также была приобретена одной из первых, — «Ангел-хранитель» Александра Данилова. По словам кураторов, это революционная для конца 80-х годов работа. Да и сам художник в каком‑то смысле — революционер. Искусствоведы называют Данилова абстракционистом и метафизиком, художником, который один из немногих пытался продвигать южноуральскую арт-сцену, стремясь включить ее в современный контекст.

Еще одна картина с удивительной судьбой — мальчик, написанный Валентином Качаловым в 1967 году в селе Афанасьевском во время летней практики. По воспоминаниям самого автора, который присутствовал на открытии выставки и поделился этой историей, тогда он был еще студентом четвертого курса Свердловского художественного училища. За ту работу начинающему художнику поставили «двойку». Но позже именно этот мальчик стал центральной фигурой легендарной картины «Первые авиаторы», которая потрясла профессиональное сообщество.

Проходя в дальний конец зала, посетители оказываются один на один с картиной Константина Фокина «Казнь Степана Разина». Подпись к полотну сообщает о том, что это «магический кристалл» коллекции. Картина действительно энергетически притягательна, насыщена цветом, пропитана силой духа создателя. Клубы облаков на заднем плане напоминают то ли искаженные фигуры людей, то ли дым из челябинских заводских труб, а бунтарь Разин — самого художника. Еще один «бунтарь» в коллекции Новичкова — Василий Дьяков. Его абстракции — новаторство для своего времени. Сегодня они немного пугают — не хотелось бы встретиться с такими образами ни во сне, ни наяву. Но с художественной точки зрения это смелое, неординарное и сильное выражение художником своего ви́дения.

Также посетители выставки увидят работы Василия Неясова и Ивана Кучмы, написанные в стиле советского импрессионизма; картины Николая Аникина, Павла Ходаева; графику Николая Третьякова и Николая Черкасова; монотипии Михаила Ткачева; национальную лирику Зайнулы Латфулина; художественные поиски Ивана Болотских и Владимира Мишина.

В Челябинском музее изобразительных искусств можно приобрести каталог выставки. Уникальная коллекция пробудет в Александровском зале (пл. Революции, 1) до 28 мая. В других материалах «ЮП» читайте интервью с коллекционером Виктором Новичковым — о том, как формировалось его собрание и каковы критерии состоявшейся коллекции.

Частная-история_Шишкоедов_DSC4572.jpg

Поделиться

Сегодня | 15:01
На юбилее хозяина особняка. Вполне правдивая челябинская история со странностями

В Доме Покровского зрителям показали необыкновенный спектакль «Ключи прошлого». Его премьера состоялась 4 ноября минувшего года в рамках всероссийской акции «Ночь искусств». На этот раз актеры и авторы проекта собрались 25 марта, чтобы сыграть спектакль снова и таким образом отметить Всемирный день театра.

24.03.2024 | 17:51
Послушать фильм. В Челябинске показали незримое кино

Состоялась премьера трех новых короткометражных фильмов, снабженных тифлокомментариями.

30.10.2019 | 11:35
Выстрел в себя. Александр Черепанов ставит спектакль о лидере рок-группы Nirvana

Ноябрьскую премьеру «Курт» в драмтеатре имени Наума Орлова определяют как эксперимент. В спектакле, посвященном Курту Кобейну, не будет прямых указаний на его биографию.

21.10.2019 | 16:04
Пойти на риск. Что ждать челябинским зрителям от Камерного театра

С 17 по 23 октября в Челябинске прошел театральный фестиваль «Камерата». Проводится он с 1992 года. Начинался как фестиваль спектаклей только Камерного театра. Теперь это проект международного уровня, представляющий лучшие современные постановки из столиц и регионов России, из европейских театров.

Новости   
Спецпроекты