Обнаженная красота. В Челябинском музее изобразительных искусств провели «Линию любви» и эротизма
Увидеть, как изображали красоту обнаженного тела мастера прошлого века Эгон Шиле, Пабло Пикассо, Анри Матисс, Пауль Вундерлих, Корнейль, Луи Бертом Сен-Андре, смогут только совершеннолетние ценители искусства. И это не прихоть руководства музея. Поставить на афише возрастное ограничение 18+ организаторов обязал федеральный закон.
- Послание Шагала. Уникальная коллекция литографий раскроет челябинцам мудрость Священного писания
- Александр Венергольд: «Сальвадор Дали вызвал настоящий ажиотаж среди челябинцев»
Однако директор Челябинского музея изобразительных искусств Станислав Ткаченко убежден, что настоящее искусство в разных его проявлениях можно и нужно смотреть в любом возрасте, так как оно не может быть пошлым. Другое дело, что для более полного понимания выставки «Линия любви» зрителю не помешает определенная подготовка. Совсем другое понимание представленных в Александровском зале работ сложится у посетителя, если он будет иметь хотя бы общее представление о психоанализе Фрейда, трудах Юнга, идеях Ницше, почитает Кафку или посмотрит фильмы Гринуэя.
В экспозиции представлены 54 работы западноевропейских мастеров ХХ века, в чьем творчестве темы красоты обнаженного тела, отношений мужчины и женщины, чувственности, любви прозвучали наиболее отчетливо. Перемещаясь из одного конца Александровского зала в другой, посетитель сможет проследить, как менялись представления о человеческом теле, об эротизме у разных художников в разные периоды прошлого столетия. Жанрово выставка объединяет именно графические работы мастеров, что неслучайно.
— У художников-графиков меньше выразительных средств. Это позволяет создать более лаконичное и четкое художественное высказывание, — объясняет Станислав Ткаченко. — С другой стороны, перед ними встает, возможно, более сложная задача: написать художественные формулы, которые носили бы уверенный и завершенный характер, передать свою мысль, чувство, состояние просто, но выразительно и точно.
Особенно очевидно это на примере работ Анри Матисса, пожалуй, самых «безобидных» на этой выставке. Кажется, что телесность как форма интереснее художнику, нежели душевные переживания и страсть. Для художника важно не столько состояние, сколько строй картины: какое место занимают предметы на листе, как соотносятся промежутки между ними. Абстрактные фигуры, в которых все же просматривается человеческое тело, легки и просты. Максимального упрощения художественного языка Матисс достигает в своем проекте «Джаз» — сборнике авторских текстов и иллюстраций. Каждая из них представляла собой геометрическую композицию из обрезков бумаги, выкрашенных гуашью. И все же за этой лаконичностью, ясностью скрывается личность, постигшая глубину восприятия мира, увидевшая то, что увидит не каждый.
Совсем другого рода эротизм у Пабло Пикассо — человека страстного, эмоционального, горящего любовью к жизни, искусству, женщинам. На выставке представлено несколько его работ из серии Suite 347, при создании которой Пикассо использовал разные техники: травление, акватинту, полировку, сухую иглу. Художник пишет эротические сцены, нарочито искаженные, гротескные, далекие от этой реальности и в то же время ее отражающие. Искусствоведы называют эту серию художественным дневником Пабло Пикассо, который выписывал таким образом свои фантазии и воспоминания, черными струящимися линиями изображая на белом фоне мужчин и женщин в замысловатых позах. Над этим циклом мастер работал семь месяцев в 1968 году, в возрасте 87 лет. В каждой работе вдумчивый зритель найдет конфликт — противоречие между победой и поражением, чувственностью и агрессивностью, притяжением и отталкиванием, прекрасным и уродливым. Художник словно ищет во всем этом связь между любовью и страстью, земным пороком и небесными откровениями, делая любовный акт аллегорией жизни.
Странная красота
Пожалуй, самая шокирующая часть выставки — это работы Эгона Шиле, художника с удивительной судьбой и загадочным внутренним миром. Что творилось в душе молодого австрийского экспрессиониста, когда он одну за другой создавал свои странные работы, люди на которых изображены в неудобных, откровенных позах, с кожей неестественных цветов, напряженными выражениями на лице? Картины Шиле полны безмолвной истерики, боли. Это оголенный нерв. Это не отражение рационального понимания действительности, но поиск художником ответов в области иррационального, в сфере души и духа. Это космос его внутреннего мира.
Искусствоведы отмечают важную деталь: в картинах Шиле нет перспективы, фона, окружения. Это может говорить о том, что его интересовало не время, не общество, не социальный контекст. Ему был интересен человек — его переживания, ощущения, чувства. Белый ореол, которым окружены некоторые его образы, подчеркивает их отчужденность и изолированность. Художник никогда не исправлял свои рисунки. Если его не устраивала линия или натурщица или натурщик немного меняли позу, он продолжал работу, делая рядом другую линию, третью, четвертую. Из-за этого некоторые картины создают ощущение раздваивания, расщепления.
— Шиле не стремится показать красоту женского или мужского тела. Да и автопортрет для него уже не способ презентовать себя в лучшем виде, как это делали художники ранее, — рассказывает искусствовед, куратор выставки Дарья Костенко (Санкт-Петербург). — Это, скорее, его способ самоанализа через рисунок, особая манера самопрезентации.
Шиле пришлось нелегко, ведь за свою недолгую жизнь (художник умер в 28 лет от испанки) он пережил арест, обвинения в развращении малолетних, конфискацию работ, объявление его творчества порнографией. Однако известность и признание в художественной среде пришли к нему еще при жизни.
Составить портрет экстравагантного художника помогут романы «Высокомерие» (1990) Джоаны Скотт и «Порнограф из Вены» Люиса Крофтса (2007). Кинематографическое воплощение истории австрийского экспрессиониста показали Херберт Весели в фильме «Эгон Шиле. Эксцесс» (1981), Рауль Руис в картине «Климт» (2005) и Дитер Бернер, снявший в прошлом году фильм «Эгон Шиле: смерть и дева».
Контуры запредельного
Вторая половина выставки — это работы более близких к нашему времени художников: Корнейля (полное имя — Гильом Корнелис ван Беверлоо) и Пауля Вундерлиха, а также ряд эротических иллюстраций, созданных Луи Бертомом Сен-Андре для «Декамерона» Боккаччо.
Искусствоведы говорят о Корнейле как о мастере цвета. Сам он называл себя «художником радости». Действительно, Корнейль наполняет цвет философским и символическим содержанием. Его стиль — нарочито детский, примитивный, работы насыщены фантастическими образами женщин, птиц, кошек. Летящая на его картинах птица — это словно он сам, смотрящий на этот мир с высоты полета. Плоский диск не просто изображение солнца, но источник света и жизненной энергии. Ну а женщина — воплощение двух крайностей: любви и смерти, реальности и фантазии.
Работы Пауля Вундерлиха понравятся любителям иррационального и запредельного, странного и необычного. Немецкий график, скульптор, живописец, дизайнер, он экспериментировал с модерном, реализмом, ташизмом (европейской разновидностью абстрактного экспрессионизма в 1940-60-х годах). Но в итоге стал последователем магического (фантастического) реализма, или неосюрреализма.
— От Сальвадора Дали и Макса Эрнста Вундерлиха отличает более аналитический подход, прохладная отстраненность, — продолжает Дарья Костенко. — Художник работал в тандеме со своей женой-фотографом, сочетая в своих странных, загадочных произведениях возможности графики и фотоискусства.
Картины Вундерлиха — это немного пугающие, мистические оммажи — обращение к творчеству ушедших мастеров изобразительного искусства, посвящение Энгру, Мане, их интерпретация. Это переплетение грез и реальности, традиции и современности, любви и смерти. Сохраняя лишь намек на контуры человеческого тела, Вундерлих вмещает в них космос, пытаясь показать мир, видимый только его глазу, который, как рентгеновский аппарат, высвечивает запредельное.
P.S. Увидеть выставку «Линия любви. Эротизм в творчестве великих мастеров XX века» можно до 3 сентября в Александровском зале Челябинского музея изобразительных искусств (пл. Революции, 1). Показать уникальную коллекцию в Челябинске стало возможным благодаря сотрудничеству музея с выставочным пространством «Арт-Банк» (Санкт-Петербург), который до недавнего прошлого назывался «Арт-центр в Перинных рядах» и должен быть известен челябинскому зрителю по таким выставочным проектам, как «Сальвадор Дали. Тайнопись», «Марк Шагал. La Bible», «Золотой век японской графики».
Поделиться