Новый сезон драмы. Челябинский театр готов к рискам и экспериментам

10 Августа 2017 Автор: Екатерина Сырцева Фото: Вячеслав Шишкоедов
Новый сезон драмы. Челябинский театр готов к рискам и экспериментам

Прошедший театральный год в Челябинском драматическом театре им. Н.Ю. Орлова ознаменовался рядом событий, оценить последствия которых нам еще только предстоит.

Среди них — появление попечительского совета, долгожданное назначение главного режиссера театра, эксперименты на малой сцене, набирающие популярность читки. О том, в каком состоянии и настроении драмтеатр подходит к новому сезону, мы спросили директора челябинской драмы Елену Петрову.

Люди театра

— Елена Анатольевна, вопрос банальный, но всё же: какой зритель приходит к вам сегодня?

— У разных спектаклей — своя аудитория. Рассчитывать на то, что в огромном зале на 850 мест будет только «театральный» зритель, невозможно. Около 30 % от общего числа нашей аудитории — это подготовленный зритель. Примерно столько же — те, кто приходят на конкретный спектакль или конкретного актера. Есть зрители, которые приходят, чтобы приятно провести время или даже (бывает и такое) отметить день рождения. Для кого-то прийти в театр — это престижно, особенно если это гастроли и выступления знаковых фигур. То, что в драмтеатр ходят только женщины бальзаковского возраста или мужья, которых заставили жены, — ошибочный стереотип.

— Каков «человеческий» портрет Челябинского драматического театра?

— Мне представляется интеллигентный мужчина, убеленный сединами. Очень хочется, чтобы душа у него оставалась молодой, чтобы он не уходил… в седину.

— По официально предлагаемой статистике, наполняемость зала в театре драмы — 68-70 %. Неплохие показатели. Однако новый худрук драмы Александр Зыков во время своего представления коллективу сказал, что видит свою миссию в привлечении нового зрителя…

— Журналисты слишком рано «взялись» за Александра Марковича. Он еще не успел изучить обстановку в театре. К тому же это было сказано в июне, когда начался сезон отпусков и наполняемость зала действительно была меньше. Хотя закрытие сезона, на котором мы показывали спектакль «Продавец дождя», прошло с переаншлагом.

— Что за творческий лидер Александр Зыков? Есть ли у вас ощущение, что он хочет заниматься театром, хочет его развивать, продвигать?

— Это профессионал классической театральной школы. Сейчас такому уже не учат. Режиссеры, как правило, приезжают, делают одну постановку, реализуют свои амбиции и уезжают. Так же проще. Александр Зыков позиционирует себя иначе. У него много разных идей, именно театральных, а не личных амбиций, он хочет заниматься труппой. С одной стороны, это уважительный, интеллигентный человек, но при этом достаточно строгий. При внешней мягкости он умеет спрашивать. Наши актеры его очень ждут. Это легенда в театральном деле, человек априори уважаемый.

Оргмоменты

— Удалось уже ощутить поддержку попечительского совета?

— Самая неожиданная премьера прошлого сезона, спектакль «Шинель», состоялась именно благодаря участию попечительского совета. Вообще я могу сказать, что в Челябинске есть люди, которые, не афишируя этого, готовы сделать все, чтобы в Челябинске было комфортно жить, чтобы в городе был достойный театр.

— Как продвигается ремонт?

— После встречи губернатора Челябинской области Бориса Дубровского с премьер-министром Дмитрием Медведем, который дал поручение Министерству культуры РФ проработать этот вопрос, мы разработали проектно-сметную документацию на реконструкцию здания театра. Ждем заключения от Екатеринбургского филиала «Главгосэкспертизы». Работы предстоит много, потому что с 1982 года здание не ремонтировались ни разу. Это привело и к аварийной ситуации с плитками, и к износу всех коммуникаций. Больше всего затрат потребуется для технического переоснащения сцены, обновления светового, звукового оборудования. Пока обходимся своими силами: что-то приобретаем, отремонтировали кровлю в том году. Но это крохи…

Прорывы, эксперименты, риски…

— Одним из экспериментов прошлого сезона стал спектакль «Убийца» в постановке режиссера Данила Чащина. Опыт удался?

— Это не то чтобы эксперимент… Скорее, некоторый риск. Но мы нисколько не пожалели и будем продолжать сотрудничество. Данил Чащин работал у нас в рамках проекта Гильдии театральных режиссеров, который реализуется под руководством Валерия Фокина. В следующем сезоне он снова поставит у нас спектакль, но на этот раз на главной сцене. Денис Хуснияров, режиссер «Шинели», будет, наоборот, работать на малой сцене. С материалом они определились, но пока озвучивать его я не буду. Скажу только, что это хороший классический театральный материал, где главное — актерская работа, а не форма.

— «Шинель» действительно стала прорывом прошлого сезона?

— Наши зрители, которые следят за театральными тенденциями не только в Челябинске, и некоторые критики считают, что этот спектакль нетипичный для Челябинска, что это столичный уровень. Действительно, это совершенно иная для нас работа. Театр формы. Не могу сказать, что «Шинель» понятна всем зрителям и всеми принимается. Ее сложно смотреть. Нужна определенная подготовка. Но то, что у нас такой спектакль появился, это замечательно.

— Что бы вы сказали о «Продавце дождя» и «Леди на день»?

— Я считаю, что все премьеры прошедшего сезона удачные и будут жить у нас долго. В том числе и эти спектакли. «Продавец дождя» в постановке Александра Зыкова — самая демократичная постановка, рассчитанная на разного зрителя. «Леди на день»… С Дмитрием Астраханом труппа сработалась не сразу, поначалу было некоторое сопротивление, но в итоге работа с этим режиссером стала для них замечательным мастер-классом. Получился спектакль-праздник, на который зритель приходит отдохнуть, весело и легко провести время.

— Читки тоже были… риском?

—У актеров они зачастую вызывали некоторый скепсис, а вот зрителям нравится. Читки вызывают у них другой интерес к театру, потому что дают возможность увидеть, как происходит становление спектаклей. Я считаю, что это направление имеет место быть, потому что театр не может быть застывшим. Со стольким сегодня приходится конкурировать — кино, интернет, шоу. Можно сколько угодно говорить, что мы высокое искусство и вне коммерции, но мы все равно находимся на том же рынке. Поэтому мы стараемся делать так, чтобы даже если зрителю не понравился спектакль, он хотя бы понимал, что именно ему не понравилось, и хотел прийти сюда снова.

Поделиться

Сегодня | 15:01
На юбилее хозяина особняка. Вполне правдивая челябинская история со странностями

В Доме Покровского зрителям показали необыкновенный спектакль «Ключи прошлого». Его премьера состоялась 4 ноября минувшего года в рамках всероссийской акции «Ночь искусств». На этот раз актеры и авторы проекта собрались 25 марта, чтобы сыграть спектакль снова и таким образом отметить Всемирный день театра.

24.03.2024 | 17:51
Послушать фильм. В Челябинске показали незримое кино

Состоялась премьера трех новых короткометражных фильмов, снабженных тифлокомментариями.

30.10.2019 | 11:35
Выстрел в себя. Александр Черепанов ставит спектакль о лидере рок-группы Nirvana

Ноябрьскую премьеру «Курт» в драмтеатре имени Наума Орлова определяют как эксперимент. В спектакле, посвященном Курту Кобейну, не будет прямых указаний на его биографию.

21.10.2019 | 16:04
Пойти на риск. Что ждать челябинским зрителям от Камерного театра

С 17 по 23 октября в Челябинске прошел театральный фестиваль «Камерата». Проводится он с 1992 года. Начинался как фестиваль спектаклей только Камерного театра. Теперь это проект международного уровня, представляющий лучшие современные постановки из столиц и регионов России, из европейских театров.

Новости   
Спецпроекты