Символ возрождения. Какие святыни поможет восстановить фестиваль духовной музыки Южного Урала
Новая музыкальная традиция Челябинской области зародилась в прошлом году под сводами самого величественного храма Кыштыма — Христорождественского.
- Увидеть незримое. Какие смыслы скрывают натюрморты из Третьяковской галереи, показанные в Челябинске
- Бог в звуке. В семи городах Челябинской области будет звучать духовная музыка
Строительство храма Рождества Христова в Кыштыме началось в 1848 году. Самая высокая точка этой уникальной святыни — 71 метр. Внутри — не менее уникальная настенная роспись нижнего этажа, выполненная художниками придворной мастерской Якова Епанечникова.
После революции 1917 года запах ладана и церковное песнопение в священном здании сменились ржанием лошадей — здесь были конюшня и склад. Во время Великой Отечественной войны церковь вернули и освятили. Но верхний храм использовался крайне редко, из-за чего пришел в плачевное состояние.
В прошлом году, во время одного из рабочих визитов губернатора Челябинской области Бориса Дубровского в Кыштым глава региона был поражен красотой храма и острой необходимостью восстанавливать святыню. Через некоторое время по инициативе губернатора был организован благотворительный концерт духовной музыки, который стал началом большой работы по спасению храма Рождества Христова. Тогда же был запланирован следующий концерт, хотя организаторы еще не знали, будет ли востребован этот проект, будет ли он интересен жителям Южного Урала. Дальнейшие события рассеяли сомнения.
Творцы возрождения
Уже после первого концерта духовной музыки в Кыштыме, который прошел не в концертном зале и не в Доме культуры, а именно в храме, было много вопросов и просьб со стороны кыштымцев и жителей других районов Челябинской области повторить это мероприятие. Было решено расширить формат проекта и провести фестиваль. Для Челябинской области это новая музыкальная традиция, так как ранее не было таких крупных форумов, посвященных именно духовной музыке.
В этом году внимание к фестивалю было неменьшим. Он проходил в семи городах: Кыштыме, Челябинске, Южноуральске, Троицке, Магнитогорске, Сатке, Златоусте. И в каждом городе на каждый концерт билетов в кассе не оставалось.
— Если вы были на концерте в прошлом году, то обратили внимание, как изменился второй этаж храма, — отметил заместитель губернатора Вадим Евдокимов. — Второй придел полностью побелен, отреставрирован, заменены входные двери. В этот раз мы также собирали пожертвования, которые позволят продолжить эту большую работу.
— Не хочется использовать именно это слово по отношению к данному мероприятию, но иначе не скажешь — в этом году возник настоящий ажиотаж вокруг фестиваля духовной музыки, — сказал на открытии Борис Дубровский. — Когда мы делали первый концерт в прошлом году, было не до конца понятно, чем обернется этот проект, какой будет эффект, нужно ли это людям. Теперь мы видим — нужно. Люди ждали этого мероприятия, которое способствует возрождению не просто храма — культуры в целом. Так что мы сегодня являемся и творцами, и свидетелями этого процесса.
Главное — вера
В этом году к участию организаторы пригласили Византийский хор Святого Иоанна Дамаскина из греческого города Кардица, что придало фестивалю международный статус. Также в программу проекта вошли известные хоровые коллективы Челябинской и Свердловской областей, храмовые, детские, любительские, профессиональные хоры. Греческие гости остались довольны и теплым приемом, и организацией мероприятия, а главное — уникальной акустикой храма Рождества Христова.
— Российские церкви и храмы имеют важную архитектурную характеристику — они построены так, чтобы максимально эффективно передавать акустику по всему помещению. Современные церкви не всегда соответствуют этим требованиям, — признался хормейстер Византийского хора Святого Иоанна Дамаскина Иоаннис Папахронис.
На вопрос, отличается ли византийская и русская духовная музыка, греческие гости ответили, что отличие только одно: в России используется многоголосие, полифоническая певческая система, в то время как в Греции все участники хора поют на одном уровне. В остальном же суть и сила духовной музыки — и в России, и на Западе — едины.
— Неверующий человек не может исполнять псалмы и выступать в нашем хоре, — добавил Иоаннис Папахронис. — Неважно, насколько он профессиональный певец. Главное — вера, душа. Все наше творчество затрагивает веру в Бога. Однако мы выступаем и вне храмов и церквей, так как хотим нести нашу веру и духовную музыку как важный элемент культуры в массы.
По словам хормейстера Византийского хора, произведения, исполненные коллективом в рамках фестиваля, — подлинные образцы псалмов, которые пели в Константинополе во времена Римской империи.
Одним из самых ярких моментом фестиваля стало общее выступление Византийского хора Святого Иоанна Дамаскина, Челябинского камерного хора им. В.В. Михальченко, Магнитогорской академической капеллы им. С. Г. Эйдинова, хоровых капелл мальчиков и юношей «Созвучие» и «Молодость». Также в трехдневном музыкальном форуме музыки души и духа приняли участие Государственная академическая хоровая капелла России им. А.А. Юрлова (Москва), хор «Доместик» им. В.А. Копанева (Екатеринбург) и челябинские коллективы: академический смешанный хор ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского, академический смешанный хор русского культурного центра, хоры Свято-Симеоновского кафедрального собора, Свято-Троицкого храма и храма в честь Святого Великомученика Георгия Победоносца.
Организаторы уже готовятся к следующему фестивалю и обещают не только пригласить новые коллективы, но и задействовать новые площадки.
Поделиться