Точки над i. Почему скульптуру «Маски скорби» Эрнста Неизвестного не установили в Челябинске

30 Ноября 2017 Автор: Екатерина Сырцева Фото: предоставлено художественным музеем Эрнста Неизвестного
Точки над i. Почему скульптуру «Маски скорби» Эрнста Неизвестного не установили в Челябинске

В Екатеринбурге на 12-м километре Московского тракта состоялось открытие монумента «Маски скорби: Европа-Азия».

Бронзовая скульптура напоминает двуликого Януса, который незаслуженно считается только лишь воплощением лицемерия, ведь изначально  это бог начала и конца, входа и выхода. Так и «Маски скорби»  помнят о том, что было, и, возможно, знают о том, что будет. Сможем ли мы сегодня услышать их безмолвное послание?

Треугольник памяти

«Маски скорби» стали элементом мемориального комплекса, установленного на месте захоронения жертв репрессий 30-50-х годов прошлого столетия. Одной своей стороной — лицом с европейскими чертами — бронзовый монумент смотрит в Азию (или в сторону Магадана), другой — азиатским лицом — в Европу (на запад, откуда в Свердловск прибывали эшелоны с заключенными).

Первая очередь мемориала была открыта в 1996 году. В 1999 и 2000 годах появились новые плиты с фамилиями расстрелянных в Свердловске. Всего здесь  18 475 имен. По другим сведениям, здесь было захоронено как минимум 36 763 человека, а, может, и больше.

По изначальному замыслу Эрнста Неизвестного «Маски скорби» должны были располагаться в вершинах «Треугольника скорби», незримой линией соединяющего Воркуту, Магадан и Свердловск. Скульптор связывал эти монументы не только с жертвами сталинских репрессий. Для него этот проект был попыткой увековечить память о жестокости и абсурдности «утопического сознания» или «утопического тоталитаризма». В скульптуре он видел «условный, обобщенный образ всечеловеческой скорби…». Мастер хотел, чтобы монумент высотой 15 метров был сделан из гранита и установлен в центре Свердловска, в парке за Дворцом молодежи. Но получилось иначе…

История злоключений

В 1993 году была утверждена рабочая модель «Масок скорби», заключен авторский договор о создании скульптурной композиции, подготовлена проектная документация. Но стоило только начать изготовление первых каменных блоков, как неожиданно разразилась кампания, направленная против установки памятника. И хотя сторонников проекта было не меньше, чем противников, монумент так и не был создан.

Снова к идее установки «Масок скорби» вернулись в 1998 году. Но дефолт и изменившаяся экономическая ситуация перечеркнули планы. Для следующего шага потребовалось еще 5 лет. В 2003 году директор Екатеринбургского художественного фонда Сергей Титлинов и руководитель администрации губернатора Свердловской области Вениамин Голубицкий предложили отлить «Маски» в чугуне в уменьшенном формате и установить их в Историческом сквере напротив Екатеринбургского музея изобразительных искусств. Но и это начинание сорвалось.

В это время рабочая модель монумента в разобранном виде, распиленная на фрагменты, пылилась в подвальных помещениях Екатеринбургского художественного фонда. Тогда доверенное лицо Эрнста Неизвестного в Челябинске Михаил Петров обратился в суд, по решению которого скульптурная композиция из гипса была передана представителю скульптора. Гипсовую модель перевезли в Челябинский областной краеведческий музей, чтобы в ближайшее время использовать ее для создания монумента и его установки в Челябинске. Власти города — губернатор Челябинской области Петр Сумин, председатель Законодательного Собрания Владимир Мякуш, глава города Вячеслав Тарасов и региональное министерство культуры — поддержали проект и дали свое согласие.

Несколько лет прорабатывался проект установки «Масок скорби» в районе Золотой горы, где в 30-х годах массово хоронили расстрелянных. Потом решено было возвести монумент на площади Павших революционеров. Однако и здесь началось противостояние установке памятника. Противники проекта ревностно выступали против фактов о том, что в Челябинской области были лагеря… А потом пришла новая власть, и «Маски скорби» в Челябинске так и не появились.

Что получилось

На церемонии открытия «Маски скорби» терялись на фоне многолюдной толпы. Зная многострадальную историю создания монумента, ожидаешь увидеть нечто грандиозное — памятник, цепляющий вершины сосен. В действительности впечатление другое.

Сотни людей в тот день пришли с цветами, фотографиями родственников, жертв репрессий. Перед бронзовыми лицами алой лентой выложили гвоздики. Атмосфера на мемориальной площади была тягостной. Но важность момента понимали и чувствовали все — и пожилые люди, которых было подавляющее большинство, и немногочисленная молодежь и дети. Самым сильным моментом стала минута молчания, которая сменила затянувшиеся официальные речи. Вот только длилась она секунд 30, не больше. Столько лет монумент ждал своего часа, но открыт был в суете…

От момента зарождения замысла «Масок скорби» до воплощения прошло 70 лет. Сам проект реализовывался больше четверти века — 27 лет. В итоге получилась бронзовая, а не каменная скульптура высотой не 15, а 3,5 метра. Согласовать изменения проекта Эрнст Неизвестный успел, а вот увидеть открытие монумента — нет. Скульптор ушел из жизни в августе 2016 года.

Второй монумент «Треугольника скорби», открытый в 1996 году, находится в Магадане, на сопке Крутая. Магаданский мемориал сделан из железобетона и достигает 15 метров в высоту. Скульптура представляет собой стилизованное лицо человека, по левой щеке которого текут слезы в форме масок. Вместо правого глаза — окно с решеткой. На обратной стороне монумента — бронзовая скульптура скорбящей женщины под неканоническим распятием. Внутри памятника находится копия тюремной камеры-одиночки.

Известно, что в Магадане тоже не все были за установку памятника — боялись, что монумент будет слишком тягостным напоминанием. Однако сегодня это одно из знаковых мест, куда жители города регулярно приходят поклониться и почтить память погибших… В Воркуте проект пока остается на бумаге.

P.S.

Челябинск тоже имел право претендовать на то, чтобы занять одну из вершин «Треугольника скорби». На территории Челябинской области существовала обширная сеть лагерей. Печально известен Бакаллаг — исправительно-трудовой лагерь, заключенные которого строили Челябинский металлургический завод. В конце концов челябинская железнодорожная станция, как и когда‑то Свердловск, тоже служила перевалочным пунктом, откуда заключенных отправляли дальше, в глубь России.

— До сих пор в нашей стране о репрессиях говорят неохотно, — отмечает один из авторов книги «Неизвестное о Неизвестном», челябинский библиотекарь-просветитель, член клуба друзей Художественного музея Эрнста Неизвестного Надежда Капитонова, которая не понаслышке знает всю историю злоключений «Масок скорби». — Уходят люди, которые пережили и еще помнят те бедствия. Молодые поколения либо не знают, либо не хотят знать о репрессиях. Не анонсировалось открытие в конце сентября мемориального комплекса «Сад памяти» на Бутовском полигоне в Москве, посвященного жертвам репрессий 1937-1938 годов. Без особой огласки открыли 30 октября «Стену скорби» на пересечении проспекта академика Сахарова и Садового кольца в столице. Да что далеко ходить: памятник на Золотой горе в Челябинске установили, но до сих пор не называется точное количество жертв репрессий, которые захоронены в этом месте. Мы так и не поставили точки над i.
11.01.2018 | 15:43
Авторами фотоальбома о Сатке стали ректор, мэр и министр

В Сатке состоится презентация фотоальбома «Слова и образы саткинской земли» Владимира Садырина, в котором автор представил собранную им за долгие годы уникальную коллекцию снимков любимого края.

29.12.2017 | 10:54
Надежда Косых: «Про челябинский метеорит я пока что не шутила»

Челябинка Надежда Косых в последнем сезоне популярного шоу на канале ТНТ «Свободный микрофон» дошла до финала. Как ей «каталось» на «социальном лифте для комиков», обиделся ли папа на ее шутки о нем и почему Слава Комиссаренко комфортнее Руслана Белого? На эти и другие вопросы Надежда Косых ответила корреспонденту «ЮП».

28.12.2017 | 13:12
Убийство под Рождество. Восемь женщин челябинского Камерного театра обвиняются в смерти мужчины

Декабрьской премьерой в челябинском Камерном театре стал спектакль «Восемь любящих женщин» режиссера Владимира Михельсона (Санкт-Петербург), поставленный по пьесе французского драматурга Робера Тома «Восемь женщин».

28.12.2017 | 09:23
Почти половина из 28 миллионов талонов, выданных южноуральскими поликлиниками в 2017 году, были оформлены дистанционно

«Открытая поликлиника» — это один из приоритетных проектов министерства здравоохранения Челябинской области.

Новости   
Спецпроекты