Вселенная гения. Челябинцам выпал редкий шанс увидеть разные проявления творчества Пикассо

20 Декабря 2017 Автор: Екатерина Сырцева Фото: Вячеслав Шишкоедов
Вселенная гения. Челябинцам выпал редкий шанс увидеть разные проявления творчества Пикассо

«Параграфы» — один из выставочных проектов санкт-петербургской галереи «Арт-Банк», которая собирает по всему миру лучшие образцы живописи и графики из частных коллекций и художественных домов, чтобы показать их в России. В том числе в Челябинске.

В рамках этого сотрудничества в Челябинском музее изобразительных искусств были представлены произведения Сальвадора Дали, Марка Шагала, Эгона Шиле, Анри Матисса, японская графика. Выставка работ Пабло Пикассо «Параграфы» завершила этот перечень шедевров в 2017 году. В следующем челябинцев ждут новые открытия и сюрпризы от санкт-петербургской галереи.

Неистовый бунтарь

Человек, который «убивает то, что любит» (по словам Поля Элюара), «удивительное чудовище» (по признанию одной из его многочисленных возлюбленных Марии-Терезы Вальтер), неистовый гений и новатор современности (по замечаниям искусствоведов). Всё это — о Пабло Пикассо, испанском художнике, значимость которого в изобразительном искусстве можно сравнить с «большим взрывом» в науке.

В каком-то смысле он действительно создавал собственную Вселенную, неведомо откуда черпая силы, энергию и вдохновение. Пикассо сам словно взрыв. Фотографии, дополняющие выставку, служат тому подтверждением: перед нами большой ребенок с огромными, распахнутыми миру глазами, открытой душой и, судя по всему, отличным чувством юмора и самоиронии.

выставка-Пикассо_Шишкоедов_DSC4193.jpgПри этом Пикассо был, что называется, «здесь и сейчас». Он остро реагировал на все социальные и политические события, которые в ХХ веке потрясали мир, кажется, ежесекундно. Он никогда не оставался в стороне. Искусство для него, как говорил сам мастер, было орудием борьбы. Да и сам он был борцом и бунтарем. Вселенная Пикассо стала источником идей и вдохновения для других художников ХХ века — для его явных и неявных последователей, для тех, кто любил его, и тех, кто ненавидел.

В поисках гармонии

«Параграфы» позволяют составить представление о разных этапах творческого пути Пабло Пикассо. Это литографии с картин, объединенные в серию Les blues de Barcelone, работы в рамках кубизма, коллажи, цикл Toros y Toreros. Особую ценность представляют 37 (из 45) эскизов, созданных Пикассо для полотна «Герника». Некоторые из них сами по себе являются завершенными произведениями искусства.

В жизни этого, как может показаться, неунывающего весельчака было место и грусти, и страданиям, и одиночеству, и противоречиям. Еще в начале своего пути Пикассо, как он сам признавался, понял, что идет «против всех». Это случилось, когда он впервые открыл для себя африканские ритуальные маски. В них он увидел что-то сакральное, таинственное, неистовое. Возможно, именно тот момент послужил отправной точкой для появления нового направления в искусстве. Пикассо пишет «Авиньонских девиц» (на выставке репродукция картины представлена на информационном стенде), которые дали начало кубизму.

выставка-Пикассо_Шишкоедов_DSC4202.jpgЕсли в начале своего пути Пикассо искал гармонию традиционными способами (он пишет пастелью, создает мягкие, воздушные жанровые композиции, портреты), то через некоторое время его подход кардинально меняется. Художник создает картины (те же «Авиньонские девицы» тому подтверждение), которые вызывают отвращение и шок. Так он обращается к подсознанию зрителя.

К осмыслению нефигуративного искусства Пикассо бесполезно подходить исключительно рационально. Необходимо также руководствоваться чувственным восприятием. Кубизм Пикассо — это тоже своего рода поиск гармонии. Художник расчленяет предметы на составляющие, дробит их на грани, выворачивает наизнанку, а потом снова собирает воедино. Во имя чего? Чтобы добраться до первоистоков, найти наиболее устойчивые элементы в мире, который в начале ХХ столетия вдруг стал слишком быстро меняться, охваченный мощным технологическим прогрессом и научными открытиями.

выставка-Пикассо_Шишкоедов_DSC4210.jpgТо же мы видим и в работах сюрреалистического периода Пикассо (на выставке это литографии с работ 1940 года «Женский портрет (Война)» и «Женская голова (Война)»). Они могут показаться пугающими — ужасными фантазмами, монстрами, рожденными больным воображением. Уводя зрителя в сферу бессознательного, художник как бы предлагает ему погрузиться в поток свободных ассоциаций, где не работают рациональные законы восприятия.

— Через некоторое время после появления «Авиньонских девиц» миру была явлена модель атома. Это событие воспринималось как заявление о том, что все в мире имеет единую основу, — рассуждает один из кураторов выставки, научный сотрудник Челябинского музея изобразительных искусств Вероника Савельева. — Пикассо, жадный до жизни, не мог не откликаться на витавшие в воздухе идеи и научные открытия. Его искусство можно рассматривать как попытку показать, из чего состоит окружающий мир: он разбирает предметы на стереометрические примитивы. Это и есть кубизм. Примером этого направления на выставке является кубистическая серия Papiers Colles.

Смотря смерти в лицо

26 апреля 1937 года произошло событие, которое, несмотря на ужас ситуации, вдохновило Пикассо на одно из самых значительных его полотен. «Герника» — картина размером 3,5 на 8 метров, написанная всего за два месяца. Она стала ответом мастера на бессмысленное и неоправданное зло, которое совершили фашисты, разбомбив и уничтожив мирный городок басков Гернику во время гражданской войны в Испании.

— В эскизах, созданных к картине, мы видим всю историю создания этого масштабного полотна, — рассказывает куратор выставки из Санкт-Петербурга, искусствовед, сотрудник «Арт-Банка» Дарья Костенко. — Художник изображает боль, крик, плач испанского народа. А вместе с тем и свою боль. Каждый образ на картине имеет свое место и роль. К примеру, бык, устремивший пустой взгляд в пустоту, это, по одной из версий, олицетворение фашизма — такого же слепого, глухого, тупого и бессмысленного.

выставка-Пикассо_Шишкоедов_DSC4238.jpgОбраз быка не единожды встречается в творчестве Пикассо. В этом позволяет убедиться цикл картин Toros y Toreros («Быки и матадоры»). Как отмечают искусствоведы, бык становится для художника воплощением жизненной силы, энергии, коррида — олицетворением совершенства человеческой пластики. Центральная тема картин этой серии — смертельная схватка. Пикассо словно пытается заглянуть смерти в лицо, чтобы понять, какова она. Исследователи творчества художника усматривают в этих произведениях философский подтекст: бык, приносимый в жертву, становится символом Христа, распятого на кресте…

P.S.

Выставка «Параграфы» включает в себя 61 работу мастера. Здесь зритель совершает путешествие по миру Пикассо, может увидеть и сравнить разные периоды творчества испанского гения, попытаться понять, в чем же его уникальность. До 4 февраля каждый посетитель Челябинского музея изобразительных искусств сможет окунуться в эту вселенную и найти ответы на собственные вопросы о сути жизни, любви, войны и искусства.

выставка-Пикассо_Шишкоедов_DSC4316.jpg
11.01.2018 | 15:43
Авторами фотоальбома о Сатке стали ректор, мэр и министр

В Сатке состоится презентация фотоальбома «Слова и образы саткинской земли» Владимира Садырина, в котором автор представил собранную им за долгие годы уникальную коллекцию снимков любимого края.

29.12.2017 | 10:54
Надежда Косых: «Про челябинский метеорит я пока что не шутила»

Челябинка Надежда Косых в последнем сезоне популярного шоу на канале ТНТ «Свободный микрофон» дошла до финала. Как ей «каталось» на «социальном лифте для комиков», обиделся ли папа на ее шутки о нем и почему Слава Комиссаренко комфортнее Руслана Белого? На эти и другие вопросы Надежда Косых ответила корреспонденту «ЮП».

28.12.2017 | 13:12
Убийство под Рождество. Восемь женщин челябинского Камерного театра обвиняются в смерти мужчины

Декабрьской премьерой в челябинском Камерном театре стал спектакль «Восемь любящих женщин» режиссера Владимира Михельсона (Санкт-Петербург), поставленный по пьесе французского драматурга Робера Тома «Восемь женщин».

28.12.2017 | 09:23
Почти половина из 28 миллионов талонов, выданных южноуральскими поликлиниками в 2017 году, были оформлены дистанционно

«Открытая поликлиника» — это один из приоритетных проектов министерства здравоохранения Челябинской области.

Новости   
Спецпроекты