Почему региональный минкульт удивился появлению попечительского совета оркестра «Классика»

21 Декабря 2017 Автор: Екатерина Сырцева Фото: Вячеслав Шишкоедов
Почему региональный минкульт удивился появлению попечительского совета оркестра «Классика»

Создание попечительского совета камерного оркестра «Классика» — событие для культурной сферы Челябинска значимое и в каком‑то смысле беспрецедентное. Это не широкий жест и не рядовое соглашение. Есть вероятность, что поддержка в лице руководства ПАО «Сбербанк» сдвинет, наконец, с мертвой точки вопрос, связанный с созданием симфонического оркестра, который на постоянной основе будет работать на базе Челябинской филармонии. Пока Челябинск остается единственным городом-миллионником в России, в котором такого коллектива нет. Периодически собирается сводный оркестр из музыкантов филармонии и оперного театра. Но происходит это редко и, как правило, привязано к каким‑то крупным мероприятиям фестивального масштаба.

На другом уровне

Не так давно при поддержке главы региона Бориса Дубровского были сформированы попечительские советы Челябинского театра оперы и балета им. М. И. Глинки и драмтеатра им. Н. Ю. Орлова. Такое взаимодействие уже приносит первые плоды. И, как правило, весьма положительные. Хотя имеет место быть и некоторое вмешательство со стороны попечителей в вопросы, связанные с художественной политикой театров. Руководство челябинского отделения «Сбербанка» пообещало, что влиять на репертуар камерного оркестра они не собираются.

— Надеюсь, в состав попечительского совета войдут не просто люди, которые любят музыку, но и те, кто реально хочет способствовать профессиональному и творческому развитию нашей филармонии, готов направлять на это средства, — отметил управляющий челябинским отделением ПАО «Сбербанк» Денис Чугунов. — Наша задача — помогать, а не корректировать художественную программу. Это большое вложение в будущее, потому что именно музыка способствует формированию ценностей, ориентиров у подрастающего поколения.

Беспрецедентность этого события заключается в том, что предложение финансовой поддержки поступило, условно говоря, «снизу» — от частной компании, а не «сверху» — от руководства региона. Поэтому появление попечительского совета камерного оркестра «Классика» стало приятной неожиданностью даже для министерства культуры Челябинской области.

— Стратегические направления работы мы будем обсуждать уже после праздников, в январе 2018 года, — сказал генеральный директор Челябинской филармонии Алексей Пелымский. — Тогда появится конкретика относительно того, кто войдет в попечительский совет, в какой форме мы будем взаимодействовать.

При этом направлений — море. Вот только несколько запланированных проектов, которые назвал художественный руководитель и главный дирижер камерного оркестра «Классика» Адик Абдурахманов:

— Один из них — «Весь Чайковский». Будет шесть концертов. Другой гениальный проект, который мы реализуем с поэтом Константином Рубинским «Поэзия нобелевских лауреатов», — Бунин, Пастернак, Шолохов, Солженицын, Бродский. Это пять концертов, а точнее музыкально-поэтических вечеров, в которых примут участие ведущие артисты России. Предварительная договоренность есть с Александром Филиппенко, Ксенией Раппопорт. Будет много концертов, у которых такая программа, что взглянешь на афишу — и уже интересно. Ну и, конечно, мы продолжим сотрудничество с Австрией. Они уже пригласили наш детский оркестр на гастроли. Обычно при этом возникают проблемы, потому что не все родители могут позволить оплатить перелет. Теперь, надеюсь, этот вопрос будет решаться на другом уровне.

Концерт с эффектом

Камерный оркестр «Классика» неслучайно считается одним из ведущих коллективов Челябинска и Челябинской области. Каждый его концерт — это праздник, образец художественного вкуса, чувства юмора, таланта, искренности и самоотдачи. Не стал исключением и предновогодний концерт «Сказки венского леса», который состоялся в окружении живых цветов.

Впервые подобный музыкальный вечер проводился три года назад, в честь двадцатилетия камерного оркестра «Классика», и пришелся по душе челябинской публике. На этот раз музыканты исполнили вальсы венского композитора Иоганна Штрауса — эталон танцевальной музыки, которая звучит на новогодних балах. Наряду с шедеврами «короля вальсов» прозвучали произведения Имре Кальмана, Жюля Демерссмана, Артуро Маркеза, Луиджи Ардити и Леонарда Берстайна. И все же главным на этом празднике музыки и цветов был Штраус.

Окруженные ароматом свежей хвои, цитрусов и красотой живых цветов — орхидей, хризантем, ирисов, тюльпанов, зрители наслаждались исцеляющим и вдохновляющим звучанием классики. Не обошлось и без сюрпризов. Одним из них стало исполнение «Персидского марша» Штрауса при участии музыканта из Ирана по имени Соруш Добери, который самозабвенно исполнил свою партию на невероятно красивом и мистическом по звучанию струнном инструменте сантур. Не менее приятным подарком стали розы, которые юные джентльмены, солисты капеллы мальчиков и юношей «Созвучие», подарили женщинам, сидящим в первых рядах, во время исполнения вальса «Розы юга».

Специальным гостем концерта стала солистка Большого театра, обладатель премии «Грэмми» (музыкальная премия Американской академии звукозаписи. — Прим. авт.) за лучшую оперную запись Екатерина Лехина (Москва). Уникальный вальс для сопрано с оркестром «Весенние голоса» Штрауса, песню Адели из оперетты «Летучая мышь», легендарные «Сказки венского леса» она исполнила в буквальном смысле на высоте.

Еще один солист концерта — юный саксофонист, исполнивший свою партию со сложнейшей аппликатурой в композиции Демерссмана «Венецианский карнавал». Владимир Пецкус — стипендиат обновленного челябинского отделения фонда «Новые имена», президентом которого является Денис Мацуев, руководителями — Константин Рубинский и Адик Абдурахманов, директором — Наталья Заварзина.

В этот вечер в зале имени Прокофьева звучали не только вальсы, польки и арии, но и выстрелы и даже взрывы. Адик Абдурахманов заставил всех вздрогнуть, когда сделал несколько залпов в воздух во время исполнения польки «На охоте». Правда, не из ружья, как это прописано в партитуре, а из пистолета. Мамбо из мюзикла Леонарда Бернстайна оркестр и вовсе исполнял танцуя, не переставая при этом играть. Последнее произведение — «Марш Радецкого» Штрауса — прозвучало под аккомпанемент зрителей, которые старательно отбивали ладонями ритм, следуя за палочкой дирижера.

Заключительными аккордами стали взрывы новогодних хлопушек. Зрителей осыпало разноцветными сверкающими конфетти. Организаторы концерта сделали этот вечер незабываемым музыкальным событием уходящего года и позволили всем присутствующим испытать восторг и зарядиться предощущением чего‑то прекрасного.
11.01.2018 | 15:43
Авторами фотоальбома о Сатке стали ректор, мэр и министр

В Сатке состоится презентация фотоальбома «Слова и образы саткинской земли» Владимира Садырина, в котором автор представил собранную им за долгие годы уникальную коллекцию снимков любимого края.

29.12.2017 | 10:54
Надежда Косых: «Про челябинский метеорит я пока что не шутила»

Челябинка Надежда Косых в последнем сезоне популярного шоу на канале ТНТ «Свободный микрофон» дошла до финала. Как ей «каталось» на «социальном лифте для комиков», обиделся ли папа на ее шутки о нем и почему Слава Комиссаренко комфортнее Руслана Белого? На эти и другие вопросы Надежда Косых ответила корреспонденту «ЮП».

28.12.2017 | 13:12
Убийство под Рождество. Восемь женщин челябинского Камерного театра обвиняются в смерти мужчины

Декабрьской премьерой в челябинском Камерном театре стал спектакль «Восемь любящих женщин» режиссера Владимира Михельсона (Санкт-Петербург), поставленный по пьесе французского драматурга Робера Тома «Восемь женщин».

28.12.2017 | 09:23
Почти половина из 28 миллионов талонов, выданных южноуральскими поликлиниками в 2017 году, были оформлены дистанционно

«Открытая поликлиника» — это один из приоритетных проектов министерства здравоохранения Челябинской области.

Новости   
Спецпроекты