Как в Челябинской области преодолеть экологический негатив
На Южном Урале стартовал конкурс журналистских работ «Зеленое перо».
«Главная цель творческого конкурса — поддержать журналистов и блогеров, объективно рассказывающих о переменах, происходящих в экосфере нашего региона, — говорит министр экологии Челябинской области, председатель жюри конкурса Сергей Лихачев. — К сожалению, сегодня иные СМИ нередко изливают поток черной, непроверенной информации, не отражающей реальной картины в области природоохраны. На мой взгляд, нужно уметь увидеть позитивные моменты, к примеру, такие, как экомодернизация ММК, которая обошлась комбинату в 5 млрд рублей и привела к серьезному сокращению выбросов, или огромные финансовые вложения «Мечела» в воздухо- и водоочистку».
По словам Сергея Лихачева, многие журналисты в погоне за хайпом предпочли не заметить или ограничились дежурной констатацией фактов, когда в Карабаше от реки Сак-Элга проложили обводной канал в обход загрязненной отходами прошлых лет промплощадки меткомбината. Между тем это в двадцать раз сократило вредные стоки в Аргазинское водохранилище — главную «питьевую чашу» Челябинска. Журналисты очень кратко сообщили и о таком историческом событии, как пуск строившегося 43 года канала от Долгобродского водохранилища, который поможет обеспечить мегаполис питьевой водой. Такой «верхоглядский» подход, по мнению министра, нужно в корне менять.
«Экоконкурс — это именно идеологический проект, призванный служить пропаганде экологической безопасности, — считает председатель координационного совета при губернаторе Челябинской области по вопросам экологии Рашид Исмаилов. — В регионе положительная динамика есть, наметилось серьезное улучшение экоситуации, но некоторые журналисты в погоне за хайпом, лайками и репостами выискивают только негатив. На мой взгляд, одна из задач творческого конкурса — воспитывать аудиторию, прививать людям экологическую культуру. Для этого нужно поменять парадигму мышления, уметь видеть хорошее».
Как добавил Рашид Исмаилов, наглядный пример происходящих перемен — разработка по поручению губернатора Алексея Текслера регионального экологического стандарта с более жесткими требованиями к выбросам предприятий, чем существующие нормативы. «Зеленый» стандарт уже на подходе, в него вносят коррективы по пожеланиям Росприроднадзора и минпрома области, чтобы затем положить на стол губернатору. В разработке документа принимали участие эксперты, общественники. И освещение «народной приемки» в СМИ — наглядный пример экологического просвещения.
«Человеческий мозг так устроен, что он лучше воспринимает негативную информацию, — заявил член Общественной палаты Челябинской области, председатель совета региональной общественной организации развития экологической культуры «Сделаем» Дмитрий Закарлюкин. — Но это вполне можно преодолеть, если преподносить позитив ярко, креативно и интересно».
По мнению эксперта, блогеры тоже делают полезное дело, привлекая внимание к проблемам экологии, но им нужно не выхватывать один негатив, а предлагать взвешенное, продуманное решение. Пример тому — общественный мониторинг качества воздуха в Челябинске, к которому привлечены и экозащитные структуры, и жители города.
«Сегодня СМИ не хватает адекватной информации о природоохранной работе на производстве, — заявил начальник отдела экологической безопасности ПАО «ЧМК» Александр Сосунов. — К примеру, на нашем предприятии в плане экологии делается немало. Для снижения выбросов в рамках соглашения с руководством области модернизировали домну, запустили обновленную коксовую печь».
По словам Александра Сосунова, ЧМК ведет и компенсационные посадки деревьев: за последние два года их высадили 114 тысяч. Немало запущено и просветительских экопроектов.
«Журналистский конкурс запускается в условиях фатального недоверия южноуральцев ко всему происходящему в сфере экологии, — отметил директор по информационной политике медиахолдинга «Гранада Пресс» Андрей Трушников. — Проблема в том, что журналистам нередко не хватает экологического образования, они стали многостаночниками и плохо разбираются в вопросах охраны окружающей среды. Кроме того, СМИ зачастую зациклены на узкой экологической тематике: больше освещают проблемы предприятий, забывая об уровне экокультуры жильцов, к примеру, выбрасывающих мусор в окно».
По словам Андрея Трушникова, обычно пресс-службы предприятий не утруждают себя качественным экологическим пиаром, а надо постоянно подогревать интерес к этой теме. Нужно запускать долгоиграющие просветительские экопроекты с глубоким, аналитическим ее осмыслением.
«Мы планируем сделать конкурс «Зеленое перо» ежегодным, — подытожила начальник управления экологического просвещения минэкологии региона Марина Дымова. — В ближайшее время на сайте минэкологии области будет опубликовано положение о нем. В «зеленой битве» смогут участвовать все представители СМИ, кому небезразлично будущее родной природы. Единственное ограничение — с 18-летнего возраста. Мы стремимся привлечь к конкурсу профессионалов из рядов журналистского сообщества, способных осмыслить и грамотно, объективно преподносить информацию о происходящем в сфере экологии Южного Урала».
Поделиться