Челябинские ученые конструируют автобус для Арктики
Он сможет передвигаться по бездорожью и даже целый час продержаться на воде.
Как пояснили разработчики, этот амбициозный проект был запущен в рамках УМНОЦ «Передовые производственные технологии и материалы» учеными ЮУрГУ в научно-производственной коллаборации с коллегами из МГТУ имени Баумана и промышленным партнером АО «Автомобильный завод «Урал». Заказчиком разработки выступает миасский автозавод.
Аналогов такого транспорта сейчас нет, и разработчикам многое приходится создавать буквально с нуля, опираясь на отечественный опыт вездеходного автопрома.
По их словам, арктическая зона занимает пятую часть территории России. На Крайнем Севере проживают больше 2 млн человек, и они нередко сталкиваются с транспортными проблемами. Сегодня в Арктике применяют либо вахтовые автобусы, либо колесные и гусеничные вездеходы. Первые не могут преодолевать снежные заносы, а у вторых слишком мало мест для пассажиров.
По мнению разработчиков, справиться с этими проблемами поможет «арктический автобус». Этот необычный транспорт, прообраз которого уже разработан учеными ЮУрГУ, будет способен передвигаться по грунтовым дорогам, бездорожью и заснеженной тундре круглый год, а в экстренных ситуациях обеспечит выживание пассажиров. По словам авторов ноу-хау, такой чудо-автобус будет перевозить людей, оборудование, медицинскую технику и многое другое.
«Автобус-вездеход нужен для перевозки людей в условиях Крайнего Севера при экстремально холодных температурах, а также для доставки оборудования, — говорит один из его создателей, кандидат технических наук Рамиль Закиров, директор НИИ «Опытное машиностроение» ЮУрГУ. — При аварийных ситуациях внутри автобуса возможно полное автономное жизнеобеспечение в течение суток, пока не придет помощь. Кроме того, арктический автобус способен держаться на воде в течение часа, пока проводится эвакуация людей».
Ходовую часть автобуса разрабатывает МГТУ им. Баумана, это его важнейшая составляющая, включающая колеса, мост, подвеску, раму и кузов. А остальные узлы и детали конструкции создают челябинские ученые. На них возложена общая компоновка кабины автобуса — расположение всех основных узлов и агрегатов, полуприцепа и тягача, а также разработка жилого модуля. Кроме того, специалисты южноуральского вуза уже провели экономическое обоснование реализации проекта и маркетинговые исследования. Результаты обнадеживают: такой транспорт очень востребован в условиях Арктики. Ученые с учетом пожеланий северян продолжают работу над усовершенствованием автобуса, делают его еще более комфортным, вместительным и проходимым.
Поделиться