Зависимые. Можно ли вылечиться от наркомании

16 Марта 2023 Автор: Елена Подольская Фото: Вячеслав Шишкоедов, из архива редакции
Зависимые. Можно ли вылечиться от наркомании


На Южном Урале снижается наркопотребление. Но общий показатель все же выше, чем в среднем по стране.

Сколько южноуральцев гибнет от наркотиков, как быстро и у кого сильнее развивается зависимость и можно ли в регионе найти бесплатную помощь для наркоманов? Об этом рассказали челябинские специалисты по лечению и реабилитации наркозависимых.

Смерть в начале

Изаровский-Борис-(цвет),-главный-нарколог-Челябинской-области.jpgПо статистике сегодня наркоситуация в Челябинской области лучше, чем пять-десять лет назад. Однако, по словам главного внештатного нарколога минздрава области Бориса Изаровского, в сравнении с другими регионами и страной в целом Южный Урал не выглядит позитивно, хотя сдвиги есть.

«В целом ситуацию можно охарактеризовать как имеющую тенденцию к улучшению, — говорит эксперт. — Это можно проследить по ряду индикативных показателей».
Один из них — количество алкогольных психозов. Возможно, он покажется спорным, но эксперт не считает правильным отделять наркоманию от алкоголизма. И то, и другое — результат воздействия психоактивных веществ, и переход с одного на другое у зависимого происходит, по словам врачей, более чем легко.

Кроме того, алкогольный психоз, в обиходе белую горячку, хотя бы раз в жизни переносит каждый четвёртый, а то и третий алкоголик, поэтому в профессиональной среде психоз считается одним из индикативов алкоголизации (и наркотизации) населения. На Южном Урале количество психозов на фоне употребления спиртного падает. Только за последний год снижение на 4,5 процента. В 2021 году в области зафиксировано 679 случаев белой горячки, в 2022-м — 635. Не было ни одного эпизода у несовершеннолетних — и это тоже важный знак в пользу выправления ситуации.

Другие показатели, на которые ориентируются наркологи, — годовое количество впервые выявленных больных наркоманией и смертельных отравлений наркотиками. Так, в 2021 году диагноз «наркомания» впервые поставили 628 южноуральцам, в 2022-м — 567–и. В рейтинге регионов по этому индикативу Челябинская область находится в пятом десятке. Ситуация с гибелью от наркотиков в регионе хуже, чем в среднем по стране. Всего в 2022 году от передозировки наркотиками погибло 538 южноуральцев.

наркотики_Шишкоедов_DSC6061.jpg

Впрочем, как уточняет Борис Изаровский, речь идет именно об отравлениях. Немало случаев, когда употребивший наркотическое вещество гибнет в результате несчастного случая.

«От отравления чаще всего гибнут потребители опиатов, героина. Это наркотик, угнетающий дыхательный центр. У человека происходит остановка дыхания, наступает клиническая смерть. Без медицинской помощи он погибает. Другие наркотики, психостимуляторы, обычно вызывают острое психотическое расстройство, находясь в котором человек прыгает с крыши, совершает суицид, тонет в водоеме и так далее. Эти люди не попадают в статистику погибших от передозировки», — объясняет врач.

Сегодня в Челябинской области, как и по всей стране, наркоманы возвращаются к героину, популярному в 90-е годы, в том числе и поэтому количество смертей от передозировок растет. Причем чаще всего гибнут те, кто пробует героин впервые.

«Несмотря на активную и продуктивную работу правоохранительных органов по пресечению поступления наркотиков в Челябинскую область, они все равно просачиваются, — продолжает Борис Изаровский. — Потребители героина составляют условно половину от всех наблюдаемых наркологической службой»

Наркоманы выходного дня

Сколько южноуральцев зависимы от наркотиков, сказать сложно. По той причине, что далеко не все больные обращаются в государственную наркологическую службу.

«В основном за помощью в службу обращаются взрослые. Несовершеннолетние к нам не идут. Они не считают, что у них имеются какие-то проблемы. Подросткам же море по колено: люди в 25 лет кажутся им стариками, а смерть чем-то далеким и вообще нереальным, — поясняет нарколог. — Самостоятельных обращений даже от взрослых мало, но они есть. Это, как правило, люди от 30 лет, которые уже нажились такой «веселой» жизнью и хотят избавиться от зависимости. Это, кстати, лучшая мотивация для выздоровления».

Другая категория пациентов — наркоманы в среднем 25-26 лет, у которых возникли проблемы не столько со здоровьем, сколько в обществе — на работе, на учебе, в семье, с правоохранительными органами. Многие из таких пациентов обращаются в службу формально, без настоящего желания вылечиться.

наркотики_Шишкоедов_лаборатория_DSC6095.jpg

Часть зависимых идет в частные центры лечения и реабилитации. Как правило, в коммерческой клинике наркоман остаётся, пока у его родных есть деньги. Как только финансы заканчиваются, от безысходности семья приходит за помощью в наркодиспансер.

«По данным нашего многолетнего исследования, коэффициент латентной наркомании в Челябинской области составляет 2,4 — это очень хороший результат по сравнению с другими регионами, где официально статистика выглядит намного радужнее, чем на Южном Урале», — рассказал Борис Изаровский.

По его словам, люди, употребившие наркотик один или два раза, в эту статистику не входят. Но обязательно войдут потом. Врач развенчивает миф о так называемых «наркоманах выходного дня». Это люди, которые употребляют вещества исключительно после трудовой недели или в отпуске и не считают себя зависимыми.

«Наркотики вызывают зависимость очень быстро. Даже после однократного употребления может развиться мощнейшее влечение, которое захватит человека полностью, и он уже не сможет сопротивляться желанию употребить, — объясняет Борис Изаровский. — Эксперименты покурить что-нибудь в выходные дни через месяц-два-три заканчиваются переходом на систематическое употребление наркотика. Кстати, алкогольные возлияния по пятницам заканчиваются так же. У любителей расслабляться выпивкой по выходным зависимость все равно развивается, и происходит это в среднем через год-два»

Расти в доверии

Новокацки Анастасия (цвет), главный внештатный психолог минздрава ЧО.jpgПомочь наркоману без помощи медиков и психологов на практике невозможно. Часто родные думают, что смогут справиться, пытаются уговорами или более жёсткими методами вразумить больного. Это бесполезно, уверяет главный внештатный специалист, медицинский психолог минздрава Челябинской области Анастасия Новохацки.

«Выслеживать, обвинять в чем-то, ограничивать перемещения наркозависимого абсолютно неэффективно. Нужно сразу обращаться к специалисту. Психологическая помощь нужна, в том числе и близким пациента», — отмечает эксперт.

Анастасия Новохацки предупреждает, что попасть в зависимость от наркотиков может любой. Но в зоне самого высокого риска — дети и молодежь.

«Средства воздействия на подростков очень продуманы, используются популярные у молодежи символы. Часто подростков сначала вовлекают в распространение наркотиков. Соглашаются обычно дети с неблагополучными отношениями в семье, те, кто более близки со сверстниками, чем с родителями, у кого нет доверительных отношений с мамой, папой, братьями и сестрами, — поясняет психолог. — Есть категория детей, которые «прячутся» в алкоголе и наркотиках от чрезмерного контроля со стороны родителей, гиперопеки. В этом случае необходимо профилактировать способы воспитания ребенка, пока он еще маленький».

наркотики_основной_Ковалева_127139800_стены-разрисованы_разруха_МЧС-России.jpg
Фото Людмилы Ковалевой

Где помогут?

На Южном Урале помощь наркозависимым выстроена таким образом: есть профильные диспансеры в Челябинске и Магнитогорске, а также наркологическая служба в Троицке, Златоусте, Миассе, Копейске и других крупных городах региона. В каждом муниципальном образовании ведет прием хотя бы один врач психиатр или психиатр-нарколог.
Наркологическая помощь — это не только долгое медикаментозное лечение и спасение при острых состояниях, но и реабилитация. Врачи считают этот этап самым сложным, но и самым результативным.

Цибарт Евгений (цвет), президент Ассоциации Реабилитационных центров ЧО «Южный Урал без наркотиков».jpgДва реабилитационных отделения есть в структуре магнитогорского наркологического диспансера и челябинской больницы. Действуют реабилитационные центры — НКО и частные. Как выбрать такой центр, посоветовал президент Ассоциации реабилитационных центров Челябинской области «Южный Урал без наркотиков» Евгений Цибарт:

«Есть открытые реабилитационные центры. Они прошли квалификационный отбор (в критериях для них помимо прочего есть рекомендация о светскости), и вошли в областной реестр. Такие центры активно взаимодействуют с органами власти и наркологической службой региона. Информацию о них можно найти на госпорталах», — объяснил Евгений Цибарт.

В этом году в южноуральских центрах реабилитации из бюджета субсидируются 180 мест. Еще около 200 пациентов пройдет через реабилитационные отделения в наркологических больницах в Челябинске и Магнитогорске. Почти 400 пациентов получат бесплатную помощь специалистов. Кто-то из вылечившихся и прошедших реабилитацию потом получит профессию психолога и будет помогать другим.

«Человек, употребляющий наркотики, меняется как личность, вернуть его в общество — большая и трудная задача. Иногда необходимо два-три подхода к излечению. Болезнь страшная, захватывает человека полностью, подчиняет его волю, — говорит Борис Изаровский. — Важно помнить, что наркомания — это хроническое заболевание, как туберкулез или сахарный диабет. Но с ним можно полноценно жить, если придерживаться рекомендаций и время от времени проходить поддерживающую терапию».

Цифры

9166 южноуральцев находятся под наблюдением наркологов, 25% из них — женщины.

Поделиться

Вчера | 18:53
Какие улицы попросили отремонтировать жители Челябинска

Алексей Текслер объехал проблемные дороги областного центра.

Вчера | 16:03
Бизнес на обочине. На М5 закрыли проезд к незаконным строениям

Южноуральские дорожники ликвидировали доступы к самостроям и незаконным придорожным объектам вдоль федеральной магистрали.

15.04.2024 | 17:29
Росздравнадзор проверил больницы Челябинской области

Состояние южноуральского здравоохранения оценили федеральные эксперты.

15.04.2024 | 16:27
В Магнитогорске врачи прооперировали воспаленное колено через артерию

Методику впервые применили в Челябинской области.

Новости   
Спецпроекты