Как решить проблему дефицита кадров в южноуральских школах

10 Апреля 2023 Автор: Юлия Махлеева Фото: Людмила Ковалева
Как решить проблему дефицита кадров в южноуральских школах


В Челябинской области, по данным на 1 сентября прошлого года, насчитывалось около тысячи вакансий учителей. Молодая кровь не спешит вливаться в образовательные организации. Учителей в возрасте до 25 лет сегодня насчитывается всего 1770.

Конников Юрий Влалимирович (цвет)_председатель Челябинской областной организации профсоюза образования и науки РФ.jpgТрудоустраиваются гораздо больше, но далеко не все остаются. О том, что поможет удержать молодежь в профессии и как решить проблему дефицита кадрах в школах, «Южноуральская панорама» поговорила с председателем профсоюза работников образования Юрием Конниковым.

Не хватает знаний

— Юрий Владимирович, согласно статистике, в регионах лишь порядка 50 % выпускников педагогических вузов остаются в профессии. Как вы считаете, что отпугивает молодых специалистов в школах?

— Давайте начнем с того, кто сегодня поступает на педагогические направления. Раньше в профильных вузах был живой экзамен, собеседование, педагоги вуза могли оценить не только знания, но и увидеть, с какой целью пришел человек, насколько могут соответствовать его личностные качества избранной профессии. ЕГЭ же нивелировал ситуацию, подогнав всех под одни критерии. В итоге на педагогические направления многие приходили только потому, что конкурс здесь чуть меньше и больше шансов учиться бесплатно. А так как госраспределения нет, то и после выпуска эти молодые люди никаких обязательств оставаться в профессии не имели.

Кроме того, трудоустраиваясь в школу, молодым специалистам сразу приходится сталкиваться с различными психоэмоциональными аспектами. Особенно сложными позициями являются взаимоотношения с детским коллективом, «разновозрастным отрядом» коллег и, конечно, с родителями, которые сами уже воспитывались в условиях, формирующих отношение к образованию как к услуге. Да и сами молодые педагоги не всегда готовы к реальным самооценкам, но хотят получать большие деньги, не прилагая особых усилий.

педагогические-кадры_Ковалева_студениы_164642266.jpg

Мы постоянно общаемся с начинающими педагогами благодаря созданному совместно с министерством образования Клубу молодых педагогов. У всех нагрузка очень большая. Ладно, если бы они вели 1-2 параллели, но ведь есть образовательные организации, где молодой специалист работает с 5-го по 11-й класс. Это, например, 30 часов неделю, огромное психоэмоциональное напряжение, которое приводит к профессиональному выгоранию! В такой же ситуации находятся и стажисты. И здесь очень важно не бросить молодого педагога на амбразуру образования, а дать ему возможность адаптироваться, постоянно видеть положительный результат. В каждой образовательной организации сложилась система совместной работы руководства и профсоюза. Вместе мы должны создать такие условия, чтобы у молодежи были наставники, чтобы они могли проконсультироваться у профессионалов, имели возможность повышать уровень профессиональных компетенций.

Есть норма закона, согласно которой раз в три года работодатель должен создать условия для бесплатного прохождения педагогом дополнительного профобразования, но на начинающих специалистов это не распространяется, хотя именно они в этом наиболее нуждаются. Поэтому мы предложили губернатору пригласить выпускников вузов и колледжей принять участие в традиционном августовском совещании и дать им возможность сразу же повышать свой уровень компетенций. Нас поддержали министерство образования и три центра повышения квалификации: ЧИПКРО, ЧИРО, центр независимых квалификаций. Теперь молодые педагоги могут пройти в них нулевой срез знаний, определить профессиональные дефициты, выстроить индивидуальный образовательный маршрут, узнать о современных методиках и форматах работы. Пока 400 сертификатов на обучение от профсоюза молодым специалистам было выдано. В муниципалитетах их получили все желающие. Сейчас мы продолжаем реализовывать этот проект.

педагогические-кадры_Ковалева_сельская-школа_DSC_5395_учитель.jpg

— Особенно остро проблема с педагогическими кадрами сложилась на селе. Насколько поможет ее решить программа «Земский учитель»? Где гарантия, что через пять лет специалист не уедет из глубинки, ведь для многих, особенно молодых специалистов, важна развитая инфраструктура.

— Конечно, точечно закрыть конкретную вакансию программа «Земский учитель» помогает. В этом году отбор в рамках нее проводится в третий раз. В 2020 году на работу было приглашено 92 специалиста, в 2022-м — 43 педагога, в этом году мы ждем 77 педагогов. Вот что выявил наш анализ: если в первом наборе большинство учителей приехало из других субъектов России, а межрегиональная миграция в условиях дефицита кадров — это большой плюс, то прошлый набор показал, что миграция педагогов была внутри региона. То есть, работая в одном муниципалитете, учитель переезжает в соседний и получает миллион. На практике получилось, что мы из одной территории, где есть дефицит кадров, просто уводим специалиста в другой. Мне кажется, что это неперспективная история и в этой части программа нуждается в корректировке. Ежегодно в нее вносятся предложения. Например, было принято изменение, согласно которому студенты в рамках в программы могут трудоустроиться в школы на своей малой родине. Ранее это мог быть только другой муниципалитет.

Конечно, гарантий, что через пять лет специалист останется в территории, программа никаких не дает. Сделать первый срез, сколько земских учителей сохранили текущее место работы, мы сможем только через два года. Понятно, что удержать педагогические кадры на селе один миллион не поможет. Здесь нужна комплексная работа со стороны муниципалитета и руководства школы. Важны благоприятная атмосфера в коллективе и дополнительные социальные гарантии. Сегодня среди бонусов работы на селе является 100-процентное возмещение оплаты коммунальных услуг, за сохранение которого наш профсоюз активно боролся, 100-процентрая оплата медосмотров за счет бюджета.

педагогические-кадры_Ковалева_DSC_5271.jpg

Важно и комплексное развитие самой территории, ее инфраструктуры, педагог должен чувствовать, что у поселка есть перспективы. Конечно, кинотеатры и театры в каждой территории не построишь. Но можно же сделать организованные выезды в учреждения культуры и на экскурсии в другие муниципалитеты. Предоставить бесплатный транспорт или билеты. Все-таки в большинстве муниципалитетов совместно с профсоюзом предусматриваются какие-либо дополнительные бонусы для педагогов.

— Тогда приведите, пожалуйста, позитивные примеры, когда муниципалитет предоставляет учителям дополнительные социальные гарантии.

— Например, в Варненском, Верхнеуральском, Увельском и Каслинском муниципальных районах производится полная или частичная компенсация педагогическим работникам оплаты коммерческого найма жилых помещений. В четырех муниципалитетах (Челябинске, Златоусте, Пластовском, Варненском районах) в течение 2022 года педагогам было выделено 11 квартир на условиях социального найма, 7 из которых отдано молодым специалистам. В Чесменском муниципальном районе в рамках программы «Мобильный учитель» производится полная компенсация стоимости проезда к месту работы и обратно. На эти цели в 2022 году израсходовано 70 тысяч рублей.

педагогические-кадры_Ковалева_5358_учитель_школьники_химия.jpg

В 22 муниципальных образованиях из 39 сохранена единовременная денежная выплата молодым специалистам, получившим педагогическое образование и впервые устраивающимся на работу в образовательные организации. Наибольший размер единовременной выплаты молодым специалистам в Брединском, Карталинском, Каслинском и Пластовском муниципальных районах — 150, 115, 100 и 50 тысяч рублей соответственно.

Ежемесячные надбавки к должностному окладу молодых специалистов сохранены также в 22 муниципалитетах области. Размер этих надбавок составляет от 10 до 50 % от оклада. В ряде муниципальных образований доплачивают фиксированную сумму, как, например, в Копейске. Здесь доплата к основному окладу молодых специалистов составляет 3100 рублей ежемесячно.
Надеюсь, позитивный опыт данных муниципалитетов возьмут на вооружение и в других территориях.

«Нарастить» оклад

— А как вы считаете, достойно ли сегодня оплачивается труд учителей? По указу президента их средняя зарплата не должна быть ниже средней по экономике региона. Однако мало кто может похвастаться таким доходом.

— Когда для педагога вводили новую систему оплаты труда, полагалось, что она побудит их на более качественную работу: 40 % составляла гарантированная зарплата, то есть оклад, и 60-70 % стимулирующая часть. Конечно, рассчитывалось, что распределяться стимулирующие выплаты будут объективно. На самом деле это был дискриминационный вариант. Учитель на 60-70 %, грубо говоря, зависел от того, какие отношения у него сложились с руководством школы.

педагогические-кадры_Ковалева_DSC_5560.jpg

Это напрягало людей очень сильно. Мы стали бить во все колокола, чтобы увеличилась гарантированная часть выплат, обращались в правительство региона. И считаем важным результатом диалога с властью, что гарантированная часть сегодня составляет 70-80 % и только 20-30 % стимулирующие выплаты.

На сегодня в Южноуральске гарантированная ставка педагога равна 17 тысячам, в Челябинске — 16,5 тысячи. К сожалению, в Кыштыме 9200 рублей, в Кунашакском районе — 9160 рублей, Уйском — 9000 рублей.

Тем не менее показатель, озвученный президентом, мы выполняем. Как это достигается? За счет высокой нагрузки. Многие педагоги работают не на одну, а на 1,5 и 2 ставки и более. Кроме того, в каждом муниципалитете свой индикатив (задание), ориентированный на среднюю зарплату по их территории. Общий же областной индикатив выполняется за счет крупных городов, таких как Челябинск, Магнитогорск, Златоуст. Изменить же существующую систему оплаты труда возможно только на федеральном уровне. В пяти регионах России уже идет соответствующий эксперимент. Надеюсь, это даст позитивные изменения.

Мнение нашего профсоюза, что сегодня размер оклада, то есть одной ставки, должен быть равен средней зарплате по экономике региона, если мы хотим держать высокий уровень образования.

педагогические_кадры-Ковалева.jpg

— Юрий Владимирович, вы уже перечислили несколько инициатив профсоюза работников образования. Какую еще работу вы проводите, чтобы закрепить кадры в школах? Каких ресурсов вам не хватает?

— Инициатив на самом деле очень много. Все проблемы мы решаем в диалоге с властью. По инициативе федерации профсоюзов области и нашей организации с 2022 года выделяется 10 млн рублей на оздоровление и реабилитацию бюджетников. Пока этим правом могут воспользоваться семьи, чей доход на одного члена семьи не выше, чем прожиточный минимум. Сейчас мы ведем переговоры с правительством, чтобы довести эту норму до двух прожиточных минимумов, тогда мы сможем оздоровить большее число учителей. Помимо этого, с ЧелГУ была достигнута договоренность, что наши педагоги будут оздоравливаться в их профилактории, с нашей стороны предоставляется компенсация стоимости отдыха в размере 15 %. Также удалось добиться оплаты ЕГЭ и ОГЭ. Пока 37 рублей час, но будем добиваться индексации. По нашей инициативе кураторы групп СПО получают дополнительно 5 тысяч рублей. Почти миллион мы выделили семьям мобилизованных.

Без имени.jpg
Фото предоставлено Юрием Конниковым

Мы считаем очень важным, чтобы педагоги не замыкались в школе и коллективе и сохраняли позитивное настроение. Для этого мы проводим различные конкурсы, посвящения, мероприятия. Только за три месяца этого года в них приняло участие более 1600 человек.

Десять лет при профсоюзе действует Клуб молодых педагогов, который как раз призван закрепить молодые кадры в профессии. Сегодня в нем состоит больше двух тысяч участников по области. Два раза в год проводим для них сессии, окружные встречи, на которых даем возможность проявления лидерских качеств и настрой на карьерный рост. Два дня педагоги живут на базе, обмениваются опытом и эмоциями. Мы видим, как они преображаются, когда вместе, в своем кругу. Но что получаем в итоге? Мы их заряжаем, а они приезжают и в большинстве муниципалитетов остаются не востребованы в реализации своих лидерских качеств и с точки зрения общественной значимости. Это к вопросу, чего нам не хватает. Не хватает отклика в территориях, системной работы. Но сейчас ситуация постепенно исправляется. Муниципалитеты подхватили наши практики, стали собирать молодежь, организовывать для них профессиональные и культурные мероприятия. Надеемся, что в комплексе и при условии решения тех проблем, которые я обозначил, это поможет восполнить дефицит педагогических кадров и сохранить лидерство системы образования.

Поделиться

Вчера | 16:37
И щит и меч. На Южном Урале прошел финал фестиваля Победы

Челябинская область с размахом отпраздновала 79-ю годовщину победы в Великой Отечественной войне. Торжества прошли во всех городах и крупных поселениях региона.

10.05.2024 | 17:26
«Ты что, с Урала?». В Челябинске дизайнеры рассказали о модной индустрии

У локальных брендов есть свои болевые точки и точки роста.

27.06.2023 | 14:54
Энергия будущего. В Челябинской области прощались со школой на «Атомном выпускном»

В Челябинск, в Центральный парк культуры и отдыха имени Ю.А. Гагарина, 24 июня съехались выпускники со всей области. Перед ребятами выступили известные музыканты, для них работали бесплатные аттракционы и теплые шатры с горячим чаем.

26.06.2023 | 16:35
Доброе «УТРО». На Южном Урале проходит масштабный форум для молодежи

В этом году Челябинской области выпала честь принимать молодежный форум «УТРО». На шесть дней на курорте под Миассом собралось около 500 юношей и девушек, педагогов и наставников из 30 регионов России, ЛДНР, а также Казахстана и Беларуси. Главной темой в этом году станет патриотическое воспитание и новые вызовы для России.

Новости   
Спецпроекты