Когда чугун поет

26 Апреля 2008

В Челябинске довольно известно имя искусствоведа, журналиста, краеведа, педагога, литератора Леонида Байнова. Достаточно сказать, что его воспитанники из школы № 56 со специализированным уклоном в эстетику занимают первые места в олимпиадах по искусству, истории искусства России, истории мирового искусства. Меня лично, как и многих людей, знающих Байнова, всегда удивляет, как, каким образом столь многое замешено в судьбе этого человека. Как простой парнишка из многодетной семьи из деревни Байново достиг столь заметных высот? Что им двигало, как получился такой четкий вектор жизни у сельского пастушка, даже и не смевшего мечтать о покорении и осмыслении высот мировой культуры?

Александр Чуносов   

В Челябинске довольно известно имя искусствоведа, журналиста, краеведа, педагога, литератора Леонида Байнова. Достаточно сказать, что его воспитанники из школы № 56 со специализированным уклоном в эстетику занимают первые места в олимпиадах по искусству, истории искусства России, истории мирового искусства. Меня лично, как и многих людей, знающих Байнова, всегда удивляет, как, каким образом столь многое замешено в судьбе этого человека. Как простой парнишка из многодетной семьи из деревни Байново достиг столь заметных высот? Что им двигало, как получился такой четкий вектор жизни у сельского пастушка, даже и не смевшего мечтать о покорении и осмыслении высот мировой культуры? Обычно о людях, которые реально продвигают культуру, что называется, в массы, мало кто знает. Они не на виду. Но упорно и настойчиво делают свое великое дело. Это подвижники культуры, которым даже само словосочетание «гастрольный чес» по городам и весям ради денег противно. И противоестественно. О просвещении говорится много. А вот как эти прекрасные проекты реализовать в действительности на весьма скромное учительское жалованье — вопрос, конечно, интересный. Леонид Байнов как раз из ряда этой когорты подвижников культуры. Сейте разумное, вечное, доброе — это как раз про моего героя. Он умеет соединить свои знания о высокой культуре мира, педагогическое мастерство, определенный артистизм при передаче глубоких знаний детям. При всем том старается быть как бы в тени, не стремится к особой публичности.

Все мы родом из детства

Деревеньку Байново, стоявшую на берегах Исети, поглотил и вобрал в себя город Каменск, точнее Каменск-Уральский. До сих пор это место знаменито тем, что самые звонкоголосые колокола России отливали и чеканили именно здесь. Например, колокола для звонниц восстановленного храма Христа Спасителя в Москве отливали именно каменские мастера. Некогда эти места относились к Челябинской области, потому литейное искусство мастеровых каменских имеет много общего и единые корни с мастеровыми из соседних Каслей. До сих пор на многих сохранившихся старинных зданиях можно увидеть ажурную чугунинку. Конечно, все это искусство старинных уральских мастеров-литейщиков не могло не наложить свой отпечаток на душу впечатлительного пастушка. А он каждое утро и вечер с подведомственным ему стадом проходил мимо этих шедевров. Не хвосты буренкам крутил, а с замиранием души всматривался в каждую детальку миниатюр уральских литейщиков. А они ради собственного удовольствия, и чтобы посрамить соседа, на ворота приторочивали настоящие шедевры литья. Парнишка, бывало, и про стадо свое забывал, вглядываясь в каждую тонкую деталь чугунного литья, вывешенную для всеобщего обозрения на деревенских воротах.

«Мой дед на войне воевал…»

Что такое судьба, какова роль случая в жизни, как складывается вектор жизни — легко прослеживается в биографии Леонида Петровича. Как ни странно, но именно благодаря изломам судьбы обоих своих дедов по отцовской и материнской линии. Один из них из деревеньки Байново угодил на фронт Первой мировой войны, другой дед из-за хромоты на войну не попал. Потому и выбрал для себя более сидячую работу — стал знаменитым на всю округу мастером-краснодеревщиком. Именно у него в мастерской юный Леня получил первые яркие впечатления о реальной красоте формы, о том, как она создается из неподатливого материала. Другой дед, хотя и воевал геройски, из-за бездарной армейской операции попал в австрийский плен. Оттуда привез на Урал прекрасное знание немецкого языка и преклонение перед искусством Германии вместе с изрядной пачкой репродукций мировых шедевров. Они и сейчас бережно хранятся в семейном архиве Байнова. Вот так, из-за того что один дед в плен попал, а второго признали к службе непригодным, и стал Леонид Петрович искусствоведом. Поди разберись, какова роль случая, а где тут предопределенность жизни?!

Во всяком случае, малец еще дошкольником прекрасно знал немецкий язык, отсюда возникла тяга к познанию искусства Германии, а мастер художественной резьбы по дереву многое что передал внуку. Дальше еще один зигзаг судьбы, определивший вектор жизни Леонида Байнова: то, что его отец Петр Байнов был кочегаром на паровозе Синарской ветки железной дороги. Как человек продвинутый и с активной жизненной позицией, Петр Байнов был рабкором городской газеты «Каменский рабочий». Дело настолько его увлекло и захватило, что после победы в 1945 году в качестве трофея из поверженной во Второй мировой войне Германии привез не какую-то мануфактуру, столь нужную в деревенском быте, а… печатную машинку. Чтобы статьи в газету сдавать не в рукописном виде, а, как положено, напечатанными. Конечно, односельчане удивились такому трофею — лучше бы ситчика либо сапоги в избу привез. Печатная машинка «Мерседес» являлась главной ценностью в семье, никому из семи детей Петр Байнов к чудо-технике даже прикасаться не разрешал. Потом, правда, подарил старшему сыну Лене, когда тот школу окончил на отлично. Она, несмотря на свой вековой возраст, и сейчас прекрасно работает у Леонида Петровича. Раритет! Рукописи всех своих книг, множество газетных статей Леня на ней отстукал. Выпускника школы рабкор Петр Байнов привел в редакцию.

Дорога в СМИ

— Принимайте журналиста!

— Этого мы пока не знаем,— ответил главный редактор.

— Будет Ленька у меня журналист — и машинка своя имеется, и журналы читает! — ответствовал рабкор Петр Байнов.

Читал Леня в школе много, был своего рода рекордсменом. В этом ему помогал… молочный бизнес. Как самого старшего, мама его отправляла на базар с десятилитровым бидоном домашнего молока. Весь бидон стоил тридцать рублей, попробуй принеси домой хоть на копейку меньше! А деньги на книжки ох как хотелось раздобыть! Потому Леня приспособился совсем немножко разбавлять молоко водой по дороге на базар. То, что сверху, шло на книжки и на… свечки. Семье приходилось экономить во всем, потому безо всяких разговоров и просьб электричество в избе отец после ужина выключал. А Леня читал при неровном огоньке свечки ночи напролет у себя, наверху русской печи. Перечитал все, что интересного было в Каменской городской библиотеке. Тем более что очень ему повезло с учительницей русского языка, научившей понимать глубину и красоту слова и образа. А учитель рисования сделал все, чтобы ребятишки оценили всю глубину искусства. Собственно говоря, его уроки были скорее лекциями по истории искусства, азами искусствоведения. А те, кто имел данные к рисованию, работали с красками, карандашами и кистями, как нынче говорят, факультативно, после уроков. Вот вам еще один уголок кладовой солнца, рождающейся в душе паренька!

Вперед, на целину!

Однако после школы журналистом в каменской газете Леня все-таки не стал. 1958 год, Хрущев кинул клич: «Все на целину!» А у Лени уже были права тракториста, так и отправился он по комсомольской путевке в совершенно чистое поле под Акмолинском. Конечно, не было там ни жилья, ни машинной базы.

— Считаю, что Акмолинск, селение Акмалы («Белая могила»), тогда вполне свое название оправдывало,— вспоминает мой собеседник.— Но повезло, Господь хранил, вернулся из снежного ада степи живым и здоровым. Правда, пришлось на морозе в чистом поле изрядно гаек покрутить, к ним пальцы моментально примерзали. Не было даже маломальского навеса для техники. А трактора-комбайны нам, комсомольцам-добровольцам, выдали, что называется, убитыми, мало чем от металлолома отличавшимися. Денег на такой видавшей виды технике, конечно, не заработаешь.

Главный багаж, что привез с целины, Леонид Петрович считает — это честность, добросовестность, ответственность, воля… Это ему и сейчас помогает.

Да, неплохая школа для будущего искусствоведа, знатока эстетики. Потом — искусствоведческий факультет УрГУ. Как такого паренька не принять в университет, тем более с медалью «За освоение целинных и залежных земель»! Дальше — работа учителем истории, руководство театром Каменского завода цветной металлургии.

Выставки и поиски

В Челябинске Байнов организовал почти полсотни выставок. В том числе вернисажи старейших художников Южного Урала, Бориса Кустодиева, китайских мастеров, гравюр из фонда Эрмитажа. Параллельно шла работа по открытию богатств кладовой солнца в его книгах, в телепрограммах «По страницам художественного календаря», в почти трехстах его публикаций в местной прессе. Байнов — любитель открывать «белые пятна» в истории искусства Южного Урала. Во многом благодаря его поиску неизвестное стало известным. Он вернул, например, из небытия имя одного из основателей организации художников Челябинска, затем репрессированного Николая Русакова. Все монографии, ставшие давным-давно библиографической редкостью, находятся в фондах Государственной библиотеки имени Ленина, конечно, во многих региональных книгохранилищах. Исключительно личная заслуга принадлежит Байнову не только в открытии творчества некогда забытого выдающегося русского художника Николая Русакова, многих других мастеров искусства Южного Урала, организации выставки их произведений, но и в написании первой его книги «Художники Челябинска» (1979).

Несколько последних десятилетий Байнов собирал, анализировал и обобщал материалы для своих монографий, посвященных истории чугунного художественного литья на Урале. Если раньше визитной карточкой нашего региона были только Касли, то две книги Байнова (1998 и 2004) о кусинском и каменском чугунном литье открыли миру широкую панораму исторического развития этого специфически уральского горнозаводского промышленного искусства, а их исследователя заслуженно сделали ведущим специалистом в этой области — это официальный отзыв.

Главное, пожалуй, для Байнова интерес к раскрытию «белых пятен» на карте истории культуры Урала. В своем произведении «Очерки истории искусства Южного Урала» он заметно пополнил общую летопись культуры нашего края. Результатом его длительной исследовательской работы стали рассказы о жизни и творчестве ранее известных, а впоследствии напрочь забытых художников, подаренных миру Уралом — Бронникова Ф. А., Дмитриева И. Я.-Челябинского, Засыпкина Б. Н.

…А все-таки по отцовскому завету Байнов журналистом стал. Участвовал в выпуске первого номера «Вечернего Челябинска», много лет работал заведующим отделом культуры этой газеты. Сейчас Байнов продолжает писать очередную книгу и открывает кладовую солнца ребятишкам на уроках в специализированной челябинской школе № 56. В школе с эстетическим уклоном конечно же.

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты