От Петра до Дмитрия

6 Марта 2008

10 марта исполняется 288 лет со дня издания Генерального регламента — Устава, закрепившего и упорядочившего государственную службу в России. Старинный документ был принят во времена Петра Первого и сохранился в Челябинском областном государственном архиве. Генеральный регламент настолько познавательный и интересный документ, что каждому современному чиновнику стоило бы его изучить. Именно этот документ стоял у истоков формирования государственности нашей страны.

Татьяна Гончарова   

10 марта исполняется 288 лет со дня издания Генерального регламента — Устава, закрепившего и упорядочившего государственную службу в России. Старинный документ был принят во времена Петра Первого и сохранился в Челябинском областном государственном архиве. Генеральный регламент настолько познавательный и интересный документ, что каждому современному чиновнику стоило бы его изучить. Именно этот документ стоял у истоков формирования государственности нашей страны.

В библиотеке архива хранится полное собрание законов Российской империи, изданное в 1830 году и отпечатанное в типографии II отделения собственной Его Императорского Величества Канцелярии. Собрание законов — многотомник, содержащий законодательные акты с 1649 года. Наиболее интересный документ — Генеральный регламент, вступивший в силу 28 февраля (10 марта по новому стилю) 1720 года. Система управления государством на момент начала правления Петра I уже изжила себя. Старинная Боярская дума с родовитыми пожизненными чиновниками, громоздкая нестройная система приказов с нечеткими функциями, волокитой и произволом тормозила осуществление задач в новых исторических условиях. Перед Петром I стояла наиважнейшая задача — укрепление государства Российского, и она заставляла его искать новые организационные формы центрального государственного аппарата.

2 марта 1711 года был образован высший государственный орган управления — Сенат, он заменил Боярскую думу. Со временем он приобрел неограниченные полномочия. Петр I подчеркнул широкие полномочия Сената фразой: «Ныне уже все у вас в руках».

Приказы были заменены коллегиями, а потом и церковь получила свой высший орган — Синод. За переменой вывески скрывались перемены огромной политической значимости. Это был решительный шаг в сторону полного подчинения духовной власти царю. Синод по образцу коллегий состоял из чиновников, назначаемых самодержцем. Как и прочие чиновники, члены Синода приносили присягу и получали жалованье.

Не менее важным делом Петр I считал составление уставов и регламентов. Личное участие в законодательстве — особенность деятельности Петра. Очень неразборчивым почерком, с большим количеством орфографических ошибок царь сочинял указы, причем некоторые из них он многократно переписывал. Петр трудился над указами с такими же усердием и отдачей сил, с какими он осаждал крепости или руководил постройкой и спуском кораблей.

Чрезмерный интерес Петра к законодательству объяснялся его беспредельной верой в безграничную силу указов. В то время считалось, что если страна имеет разумные законы и его подданные беспрекословно их выполняют, то государство это непременно будет процветать. Такое рвение к законотворчеству наблюдалось только у Петра, его преемники лишь подписывали указы, составленные чиновниками.

Среди указов и регламентов, изданных Петром I, выделяется своей значимостью Генеральный регламент, одна из редакций которого сохранилась в Челябинском архиве. О его важности говорит тот факт, что документ претерпел 12 редакций, из которых шесть принадлежат царю.

Документ содержит 56 глав, устанавливающих права, обязанности и порядок службы должностных лиц, начиная от сторожа и кончая президентом. Согласно Генеральному регламенту «Государственные коллегии, также и все оных принадлежащих к ним канцелярий и контор служители, не токмо во внешних и внутренних учреждениях, но и во отправлении своего чина, подданнейше поступать имеют».

Примечательно то, что все поступающие на государственную службу давали присягу. Глава I так и называется — «О присяжной должности» и содержит довольно обширный текст присяги «…верным, добрым, послушным рабом и поданным быть — предостерегать и оборонять, и в том живота своего в потребном случае не жалеть… о ущербе, вреде и убытке не только заблаговременно объявлять, но и всякими мерами отвращать и не допущать…» Так поэтично и торжественно звучат слова присяги 280-летней давности. Но при всем при том они удивительно точно отражают современные принципы государственной службы: служение отечеству, чувство долга, верность, профессионализм, законопослушание.

Невозможно сделать хотя бы беглый обзор всех 56 глав, в качестве примера можно привести лишь некоторые. Глава 2 «О преимуществе коллегий» закрепляла исполнительские функции за коллегиями: «Буде же сенат о каком деле что повелить, а коллегиям усмотреть». Глава 3 «О назначенных к сидению днях и часах» не только устанавливала время и порядок заседаний, но и определяла наказание за его нарушение: «…а за час недосидения, неделя вычета из жалования». Если бы подобная мера действовала сегодня, то, возможно, Государственная Дума России работала бы еще эффективнее. Глава 45 определяла взаимоотношения между сенаторами: «Чтобы никто ругательными и поносными словами коллегиям касатися не дерзал». За невыполнение указаний «распоряжений высоких чинов» коллегия определяла «лишением чести и имения наказаны быть имеют».

Петр I заложил основы государственной службы. Аппарат управления, созданный им, успешно выдержал испытание временем. Дальнейшие перестройки лишь упрощали, удешевляли государственную машину.

Прошло почти триста лет… Многое изменилось. Но государственность и державность России с каждым годом продолжает укрепляться. Наше государство, продолжая традиции Петра, становится сильнее, весомее, значительнее. И люди вновь начинают верить в свою страну, ее особую роль и огромный потенциал.

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты