Гребем до запрета. Челябинские рыбаки за пуктышскими карасями едут в Курганскую область

25 Мая 2016 Автор: Павел Прокопьев
Гребем до запрета. Челябинские рыбаки за пуктышскими карасями едут в Курганскую область

Весенний нерестовый запрет на рыбалку в Челябинской области начался 5 мая. А в Курганской области — с 20 мая. Эти две недели челябинские рыбаки дежурили на озерах Кургании.

«Ты чего это, батенька мой, топчешься у воды, как медведь беременный, — окликнул я своего товарища, который, отсчитав 50 метров от авто, теперь стоял на берегу и с неподдельной тоской всматривался в озерную даль. — Пялься не пялься, но под твоим гипнозом ветер не стихнет. Давай-ка лучше свою машинку насосную, лодки будем качать…»

Рыбалка в пятницу, 13-го

Вот так начиналось майское утро пятницы 13-го, и, судя по раскачивающимся от шквальных порывов деревьям, все нынче совпало как надо: и день недели, и радостное число. Хорошо бы не утонуть…

Озеро Пуктыш, на которое мы прибыли в Курганскую область, известно многим любителям карасятинки, ибо карась здесь хоть и не жирный, зато сладкий. Да и к тому же редкий рыболов, даже с ботиночной репутацией, отсюда убывал к дому пустым. Озеро небольшое и неглубокое, зато камыша вокруг него — все берега в тростнике. И только участок водоема, где деревенька Пуктыш спускается своими домами к самой воде, от растительности «гол как сокол». И все бы хорошо: и рыбачков здесь бывает немного (130 верст от мегаполиса), и озеро с рыбкой уютное, да вот только жаль, что в последнее время не дремлют местные промысловые «ратники», все воюют и воюют на водоеме, вооружившись то тралом, то километром сетей. Конечно же, карась — это та еще животинка, его напрочь повывести почти невозможно, а вот сократить размеры и вес с килограмма до ста грамм, это вполне. Вот и стараются деревенские «рыбоводы» повыбить крупное маточное поголовье, оставив на развод карликового карася. Ну да ладно, тут ничего не попишешь, местный хозяин — барин: что хочу, то и ворочу! И сколько тут ни кричи, защищая рыбьи права, это все равно что против сегодняшнего ветра сморкаться…
 
— Ну что, горемычный, готов к банному дню, веник взял? — оттолкнувшись веслом от берега, я весело поглядывал то на сердитое, с барашками озеро, то на своего «худенького» товарища под 150 кило. — Сейчас проверим отмели на наличие рыбы, и, если здесь ее нет, придется грести на волну…

Как и предполагала «пятница, 13-е», рыбы на мели не оказалось (вода холодная), а посему, впустую пошарив в травяных отмелях, мы приготовились выходить в шторм.

Ух ты, мы вышли из бухты! Как только моя лодка очутилась за камышом, ее сразу же подхватила волна, и меня понесло «по морям, по волнам, нынче здесь —  завтра там…». Эх, прокачу!

Сначала все было хорошо (по пути), потому как все прошлогодние клевые точки были впереди. Думать о том, как буду возвращаться против взбесившихся барашков, чегой-то не хотелось…

Тишина в камышах

Наконец, по ходу моего сплава появился самый высокий камыш, и, завернув лодку за его угол, я оказался в небольшом затишке. Тут же находился проход в тростниковую гущу, в центре которой — небольшая лагунка, заросшая редняком. Раньше именно в ней всегда паслись полкилошные плюхи, которыми я набивал садок практически в каждый приезд. И только когда в конце июня вода у берега становилась парным молоком, крупный карась покидал это мелководье и уходил в глубину.

Вскоре, пробравшись через поваленную штормом растительность, я забрался в самую гущу и оказался на своем чистом от растительности пятаке. Сюда волны почти не доставали, и только тростниковые верхушки-метелки, будто ожившие, от ветра суматошно дергались из стороны в сторону над головой. Ну что, начнем-с!

Для ловли карася в густом камыше я использую четырехметровые карбоновые «палки», оснащенные небольшими проводочными катушками, выполняющими роль мотовила, леской 0,25 мм, скользящим поплавком (2 г), грузом и крючком № 7 (проволока не толще 0,46 мм). Сейчас, по холодной воде, карась предпочитает животные насадки, и если использовать более «толстые» крючки, то опарыша или мотыля попросту не насадить. Позже, когда вода прогреется и рыба перейдет на растительное меню, можно будет использовать любые крючки.
 
Следующее. Чтобы легко, с первого раза попадать насадкой в маленькие травяные окошки и быстро вытаскивать добычу из камышовых дебрей, удилище должно быть легким, прочным и с быстрым строем. Если удильник будет жидким, придется долго вываживать карася, а это ненужный шум. Вершинку удильника целесообразно оснащать большим сторожком, потому как случаются дни (по погоде), когда карась забивается в самую тростниковую гущу и клюет только на мормышку с активной игрой. Именно для таких случаев на вершинке хлыста нужен сигнализатор: оснастка опускается вертикально в воду, и, как на зимней рыбалке, играем мормышкой в отвес.

Меняем поплавок на донку

…Час прошел, второй пошел, клева нет — нехорошо! Я бы давно уже съехал отсюда, но куда в такой шторм попрешься? Да и как, по каким признакам рыбу искать, когда от ветра все озеро раскачивается, как на качелях?! И что делать? Оставалось одно — отправиться к островам, что за высокими волнами маячили в озере метрах в трехстах. Глубина в тех местах около двух метров, и если спрятаться с подветренной стороны камышового острова, то можно порыбачить вполне. Если карася нет у берега, значит, он запросто может быть там! Ведь где-то он должен быть?! Оставалось сущая безделица: через бурлящее озеро доплыть до тех островов…
 
— Ну что, бродяга, как рыба, как клев? — сквозь шум ветра кричал я в мобилу, одновременно умудряясь сматывать удочку. — Хватит брюхо на солнце греть, пошли в озеро. У берега рыбы нет…
 
— Ты что сбрендил? — в ответку голосом товарища заистерила трубка. —  Нас же там смоет, как в унитазе! Ты грэби давай, а я подтянусь, ежели че…

Вот так всегда: дрова наколи, печь истопи, кашу свари. А пожрать рты всегда найдутся! Да-а! Никогда не думал, что такое «щуплое» деревенское болотце может рождать такую нешуточную волну. Хорошо, что еще ветер дул не в лоб, а «поперек лавки», а потому, хоть и медленно, но уверенно продвигаясь к цели, мне всего лишь приходилось уворачиваться от шипящих, словно змеи, боковых волн…
 
Греб, греб и — надо же! — наконец пригреб! Подвязавшись и спрятавшись  за плотную камышовую стенку острова, я перевел дух, хлебнул горяченького из термоска и стал разбирать в лодке бардак. Здесь рыбалка была иная, нежели у берега, а посему короткая удочка была отложена в сторону, а на свет божий были извлечены два спиннинга, на коих была смонтирована донная снасть.

Ни для кого не секрет, что ловля карася на донку в открытом озере на порядок эффективней, чем на поплавочную удочку. Обусловлено это тем, что крупный карась — осторожная рыбка и при небольших глубинах водоема близко к лодке подходить у него желания нет. К тому же при ловле на донку прикормка всегда находится рядом с насадкой (прикормочная пружина), что тоже в отличие от поплавочной снасти (разброс прикормки) играет немаловажную роль.

Клев дуплетом

…Леска 0,25, вместо груза пружина с кашей, на поводках два крючка с насаженным опарышем — вот и вся донная снасть. Заброс — короткий взмах спином, и вся эта «нехитрость» полетела по ветру и приводнилась метрах в двадцати. Подтянули леску, натянули, закрепили… Ловись, рыбка большая и еще больше!
 
И только было я собрался второй «фидер» насаживать, как вдруг вершинку первого настойчиво стало долбить. Подсечка, подмотка, и первое Пуктышское серое «блюдце» из воды перекочевало на мой борт.
 
— Ну здравствуй, мордастый! — с крючка снимал я полкилошного карасевича. — Теперь давай вместе жить не тужить…

И мы не тужили! Спрятавшись за островком от волн, стоять было вполне сносно, а самое главное, разнобойный карась (250–800 г) клевал в такую «дурью голову» — успевай только насадку менять! Поклевки шли без пауз, зачастую были одновременно на двух донках, и нередко на крючки рыба садилась дуплетом —  сразу на обоих крючках. В общем, жизнь, несмотря на ветрище, налаживалась…

Через час с грехом пополам ко мне приплыл мой дружок и, присоседившись, тоже стал таскать карасей. Ловили, таскали, таскать устали…

После обеда и без того разгулявшийся шторм еще больше усилился, и при  взгляде на рассвирепевшие гребни волн почему-то в душе сразу заиграла песенка группы «Земляне»: «Это счастье — путь домой…»
 
И действительно, через час гребли, мокрые насквозь и с полными лодками воды, оказавшись на твердом берегу, мы чувствовали себя такими счастливыми, как будто в спортлото выиграли главный приз! Вот тебе и пятница 13-го! Живые, однако!

Уже на другой день в памяти напрочь стерлись все грустные погодные воспоминания, зато тот сумасшедший клев снился потом еще не одну ночь. Что ж, надеюсь, мы еще вернемся в эту пуктышскую карасевую вотчину. Осталось только дождаться, когда закончится рыбий нерест…

Поделиться

Вчера | 10:26
Челябинские эксперты обсудили способы защиты от террора

На Южном Урале введут дополнительные меры безопасности.

27.03.2024 | 14:51
Отчет принят. Депутаты гордумы Челябинска оценили работу городских властей

В Челябинске в этом году будет обустроен пляж для людей с ограниченными возможностями, появятся новые велосипедные дорожки, начнется капитальный ремонт парка имени Гагарина и продолжатся работы по озеленению территорий.

01.11.2019 | 12:11
Лебяжьи караси. Где челябинские рыбаки закрывали летний сезон

«Дядь, а дядь! Закурить дай!» — детским нарочитым баском как-то внезапно раздалось позади меня, я обернулся и… Передо мной стоял пацан лет десяти в грязной фуфайке с облезлым кнутом в руках, и из-под большущей старой кепки с наглецой щурились на меня глаза.

04.09.2019 | 14:46
Бутерброд для карася. Как челябинские рыбаки ловили в зарослях Мыркайского озера

«Мужик! Эй, мужик, как тут в библиотеку пройти?» — Голос был странным, злым и нудным, да еще и как будто звучал из-под земли. «Ну че, мужик, где тут книжки дают?» — неестественный зубодробительный тембр вопрошающе сверлил мозг.

Новости   
Спецпроекты