Мыркай с карасями. Челябинское озеро вновь расщедрилось на улов

9 Ноября 2016 Автор: Павел Прокопьев
Мыркай с карасями. Челябинское озеро вновь расщедрилось на улов

— Ну что, Васька! Вот и закончилось лето, зима на носу. Как теперь будешь жить? — В ожидании нашего вездехода ранним утром я сидел на приступке подъезда и поглаживал дворового худющего кота.

В надежде на какую-нибудь подачку кот зябко переступал лапами по припорошенной снегом земле и мелко дрожал хвостом. Да уж, и действительно пора бы уже ледобур с палатками доставать, а нам все неймется. Ну никак не можем расстаться с веслом!

Через несколько минут из-за угла пыхнул свет фар, и испуганный котяра шмыгнул в подвал. Что ж, транспорт подан. Милости просим на озеро…

Замор на мели

Озеро Мыркай, которое находится примерно в 60 километрах от Челябинска, этим летом всех любителей ловли карася порадовало от души. О причинах такой озерной щедрости остается только догадываться, ибо еще год назад кроме промысловиков здесь не было ни души. Почему?

Ни для кого не секрет, что несколько лет назад большинство озер Челябинской области (и не только) стали сильно мелеть. С чем это было связано, никто не смог дать дельного ответа. Одни упирали на временную цикличность, которая случается раз в 10-15 лет, другие сетовали на аномальную жару, но факт случившегося оставался фактом: уровень воды в озерах упал более чем на метр, что катастрофически сказалось на обитателях мелководных прудов и озер. Особенно это коснулось тех видов рыб, которым нужна насыщенная кислородом вода (хищники, карповые).

Уровень воды упал, и, как следствие, зимой начались заморы. Гибели рыбы способствовал и промышленный лов, когда промысловики затягивали тралы под весенний лед. Представьте: рыба с трудом едва пережила зиму в обмелевших водоемах, а тут еще тралы, которые при протяжке поднимали со дна всю муть. Протянули, подняли донную взвесь — и все, рыбе конец! Позже карповые и хищники просто устилали собой дно оттаявших водоемов.

Не избежал подобной участи и Мыркай, который раньше был, особенно зимой, местом паломничества любителей ловли крупного окуня. В то время наряду с окунем и карасем в озере присутствовал крупный карп, но из-за богатой кормовой базы (со слов местных) на удочку он не клевал. А может быть, и клевал, да никто не пробовал. И вот присутствовало в озере все это рыбное изобилие и в одночасье исчезло: замор!

Несколько лет после этого водоем стоял втуне, и рыбачки, спешащие за карасем на Сугояк-2, на полной скорости пролетали мимо него. Но в этом году озеро Мыркай стало одним из самых популярных водоемов по ловле крупного карася: летом с уловом здесь был даже самый неискушенный рыбак. Именно поэтому мы с другом решили здесь завершить летний сезон. И вот теперь, отмотав полста верст с гаком, мы спустились по деревенскому проулку к берегу и «пришвартовались» к кустам.

Голодный косяк

— Прибыли! Свистать всех наверх! — Серега, лихо распахнув дверцу «Нивы», выбрался наружу и, поежившись от нешуточной прохладцы, натянул на уши треух. — Ты смотри, мало того что температура ниже плинтуса, так еще и штормит.

— Да уж, не африканские тропики! — глядя на прибой с барашками, натягивал я на себя зимний костюм. — Да ладно, не сахарные — не размокнем. Так что кончай ныть…

Если этот водоем примерить на рыбачий глазок, то получается, что Мыркай по размеру приличное озеро с глубинами до 3,5 метра и обилием как озерной (глубинной) травы, так и прибрежного камыша. Озеро слегка вытянутое, с двумя деревеньками на восточном берегу.

Прибывающие сюда рыбачки, как правило, делятся на две категории: одни караулят рыбку с берега (фидеры), другие выгребают за карасем в озеро и уже там используют либо доночные снасти, либо поплавочные удочки, либо одновременно и то и то. Другое дело — рыбалка в камыше, где рыбачить можно только на поплавок, но сейчас, глубокой осенью, когда очень низкая температура воды, карась сместился на глубокие участки водоема, где более стабилен температурный режим.

Что касается рыбьего аппетита, то в этот период (межсезонье) карповые относительно пищи малоактивны, предпочитая только животные насадки. Причем стабильные поклевки происходят не как летом — абы где, а только в местах скопления рыбы. Оно и понятно: чем больше косяк, тем больше может оказаться голодных ртов. Осень не лето (холодная вода), а потому растительные прикормки работают очень слабо, отсюда поплавочная удочка, заброшенная только с кормы и с разбросанной вокруг поплавка привадой, рыбой практически игнорируется. Тогда что? Только донки, заброшенные в разные стороны, могут нащупать рыбий ход, да и то не всегда. Поэтому, если в течение часа поклевок нет, далее дежурить на одном месте не следует. Правильней поднимать якоря и эту самую рыбку искать, искать и еще раз искать!

Отойдя от берега почти на центр озера (глубина 3,4 метра), мы с Серегой разошлись в стороны и отдали якоря… Именно на этом участке, почти в километре от берега, в озере очень часто встречаются травяные заросли в виде больших кустов. В последнее время только здесь обитала активная рыбка, в других же местах, где дно было голое, уловы были многократно скромней.

Через 15 минут все крючки трех донок были вооружены мотылем и опарышем и на 20 метров от лодки закинуты по разным бортам. Ловись, рыбка, большая и еще больше! Ждем…

Надежда «простыла»

Если говорить о донной оснастке для ловли карася, то выглядит она так: основная леска или плетенка на катушке 0,25-0,3 мм, чтобы при забросе могла выдержать вес до 100 граммов (пружина плюс прикормка). Рабочий поводок (0,22-0,25 мм) должен быть около метра, с одной стороны которого монтируется прикормочная пружина, с другой — противозакручиватель (вертлюг). На этом поводке подвязываются два коротких поводка-пасынка (6-8 см) с крючками № 7. При монтировании общей снасти основная леска с помощью карабина цепляется за вертлюг (поводок с крючками). Вот, собственно, и все, снасть готова к работе…

Так как нередко случаются обрывы (зацеп за траву и прочее), готовых оснасток нужно иметь несколько (на мотовильце), для того чтобы оборванную донку быстро восстановить.

— Але! Ты что там, замерз, что ли? Что молчишь? — через полчаса пустых посиделок я набрал телефон дружка, который от меня раскачивался на волне метрах в ста. — Спрашиваю: были поклевки? Рыба есть?

— Тихо, как на кладбище! — сипло отозвалась трубка. — Скучно что-то. Я еще полчаса жду и буду место менять…

Да-а! Вот такая на этом озере ловля! Если не попал сразу на рыбу, в дальнейшем смысла высиживать нет. Так было и летом, и тем более сегодня, по остывшей воде. В лучшем случае за долгое ожидание на прикормку подойдет три-пять рыбешек, вот вам и весь улов. Спрашивается, стоит ли ради трех карасей от холода зубами стучать?

Через час, так и не дождавшись поклевок, снимаемся и, умывая лодки встречной волной, смещаемся еще дальше в неспокойное озеро. Сто метров, сто пятьдесят… И снова якоря за борт, насаженные донки забрасываю подальше к рыбам. Да-а! Вот тебе и осенняя рыбалка. Надя-надежда в душе еще не умерла, но уже существенно подпростыла…

«Тарелка» с чешуей

Прошло полчаса, и, когда от скуки стал мерещиться дом родной и горячая ванна, вершинку левого спиннинга вдруг вяло дернуло. Затем еще раз и еще... Ешкин кот! Неужто клюнуло?! Мгновенно выскакиваю из-под плаща, хлыст в руки, подсечка — есть!

…Полкилошный карась, соблазнившийся пучком мотыля, почти не сопротивлялся, висел на крючке мертвее мертвого, как обычный пучок травы. И даже когда оказался в лодке, то едва шевелил плавниками и был абсолютно безучастен к дальнейшей своей судьбе. Зато моя апатия к рыбалке мгновенно испарилась, надежда снова выглянула из-под плинтуса, и даже погодка стала казаться теплей…

Карась (250-500 г) клевал набегами: выхватишь подряд три-четыре рыбки, и тишина-а-а… Чаще всего паузы были не более получаса, после чего очередная порция карасятинки снова цеплялась на крючки. Поклевки следовали только с одного левого борта, где, судя по всему, на дне были кусты глубинной травы (цеплялась несколько раз). Поскольку с других бортов поклевок не было, вскоре я все три донки забрасывал в одну кучу малу…

— Ну что, все ловишь? — уже ближе к вечеру голосом Сереги завистливо заблюмкала трубка. — А у меня уже давно нет поклевок, так что я на берег. Замерз совсем…

Через полчаса, когда лодка дружка, взяв курс на берег, стала таять вдали и я тоже было начал сворачиваться, вдруг одну из донок кто-то так резко дернул, что, не будь спиннинг закрепленным под сидушкой, точно бы улетел за борт!

Опаньки! Кто же это там такой дерзкий?! — выкачивая хлыстом упирающийся чешуйчатый «сюрпрайз», я с нетерпением всматривался за борт. — Интересно девки пляшут! Только бы не сошел…

Вскоре в стороне от лодки подвсплыло большое серое карасевое тело и, вальяжно развернувшись, снова было приготовилось отправиться в глубину. Как же, размечтался о пряниках! Не пущу-у-у!

Карась не карп, силы не те, а потому сдавать леску рыбине я не стал. Вскоре полуторакилограммовая «тарелка», сделав безуспешную попытку спрыгнуть с крючка, была подтянута к лодке, пришвартована и ладонью (без подсака) аккуратно перевалена через борт. Ну вот, теперь можно и до дома, где горячая ванна, пироги и кофе с коньячком…

Вот так закончилась наша летне-осенняя рыбацкая эпопея, а уже через неделю пришли первые нешуточные морозы, замерзли небольшие болотца, тем самым открывая новый рыболовный — зимний — сезон. Как говорится, король умер — да здравствует король!

Поделиться

Вчера | 11:51
Казачья деревня. Оренбургское казачье войско отметит 450-летие

К этой дате в Челябинске переиздана книга Михаила Голубых «Казачья деревня». Это этнографический труд, в нем детально исследованы жизнь и быт казаков поселка Тимофеевского середины 1920-х годов.

Вчера | 10:26
В Челябинске очистят реку Миасс и Шершни

Уже исследованы наиболее донные отложения и водозаборы. Готовится программа, как работать с ними.

01.11.2019 | 12:11
Лебяжьи караси. Где челябинские рыбаки закрывали летний сезон

«Дядь, а дядь! Закурить дай!» — детским нарочитым баском как-то внезапно раздалось позади меня, я обернулся и… Передо мной стоял пацан лет десяти в грязной фуфайке с облезлым кнутом в руках, и из-под большущей старой кепки с наглецой щурились на меня глаза.

04.09.2019 | 14:46
Бутерброд для карася. Как челябинские рыбаки ловили в зарослях Мыркайского озера

«Мужик! Эй, мужик, как тут в библиотеку пройти?» — Голос был странным, злым и нудным, да еще и как будто звучал из-под земли. «Ну че, мужик, где тут книжки дают?» — неестественный зубодробительный тембр вопрошающе сверлил мозг.

Новости   
Спецпроекты