Как ЧТЗ и Чапаев завоевали Париж
В эти дни ровно 80 лет назад трактора с маркой ЧТЗ произвели фурор в Париже.
Участие во всемирной выставке принимали 47 стран мира — от Швейцарии и Ватикана до Канады, США и Японии. Однако ни для кого не было секретом, что борьба за главный приз этой престижнейшей выставки развернется между Советским Союзом и Германией.
В павильоне Испании танцоры исполняли фламенко, а в экспозиции можно было увидеть пророческую картину Пабло Пикассо «Герника». Над павильоном Германии зловеще возвышалась башня, которую венчал герб Третьего рейха — орел.
А символом советского павильона стала 24-метровая скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница», которая впоследствии станет узнаваемой заставкой «Мосфильма». Любопытно, что из множества представленных СССР экспонатов Гран-при потом получат станции московского метро «Сокольники» и «Кропоткинская», паровоз серии «ИС» и даже фильм «Чапаев».
А для челябинцев победой станет высокая оценка, данная экспертами выставки трактору С-60 и дизельному С-65, собранному на Опытном заводе. Две эти машины тоже получат высшую награду выставки Гран-при.
Нужно сказать, что прототипом трактора С-60 стал американский «Катерпиллар-60» одноименной компании.
Примечательно, что сам серийный выпуск этих весьма экономичных машин будет налажен на ЧТЗ лишь 20 июня 1937 года, то есть спустя почти месяц после открытия выставки в Париже. После этого ЧТЗ станет пионером отечественного тракторостроения, выпускающим дизельные тягачи. За четыре предвоенных года с конвейера ЧТЗ сойдет 38 тысяч тракторов С-65.
Главной «профессией» челябинского тягача стала работа с прицепными сельхозмашинами и привод стационарных устройств. Тяжелые потери Красной Армии в начале войны побудили к тому, чтобы изъять из сельского хозяйства большую часть тракторов С-60 и С-65. На полях сражений они с успехом исполняли роль буксира орудий крупных калибров.
Но это будет потом. А в 30-х годах тракторы с узнаваемой на носу эмблемой «ЧТЗ» можно было увидеть в самых разных уголках Советского Союза. Они участвовали в арктических экспедициях, трудились на нефтепромыслах в Баку и на строительстве канала Москва — Волга. Челябинские трактора участвовали в знаменитом походе на зимний Памир, куда направлялся караван с продовольствием для города Мургаба. Спасали чэтэзовцы и караван судов с грузами для Якутии. В труднейших условиях челябинские трактора прошли трассу в две тысячи километров при морозах до 60 градусов.
За год до начала войны из ворот ЧТЗ вышел 100-тысячный трактор. Биографы завода подсчитали, что общая мощность всех выпущенных до того момента машин с маркой ЧТЗ составила шесть миллионов лошадиных сил. А это ни много ни мало равно мощности десяти Днепрогэсов!
Поделиться