Музейный гид. В Челябинской области выставлено атомное оружие без грифа «секретно»

1 Августа 2017 Автор: Николай Антипин Фото: предоставлены автором
Музейный гид. В Челябинской области выставлено атомное оружие без грифа «секретно»

В Челябинской области есть музеи, в которые трудно попасть. Один из них — музей Приборостроительного завода в г. Трехгорном. В нем представлены уникальные экспонаты, в том числе многотонные атомные бомбы и боеголовки, совсем недавно имевшие гриф «секретно».

В 2017 году Трехгорный и его градообразующее предприятие Приборостроительный завод отмечают 65-летие. Постановлением Совета Министров СССР 24 января 1952 года в лесистой местности вдали от крупных городов и оживленных дорог Челябинской области было решено построить оборонное предприятие. 9 апреля того же года в поселок Василовка на берегу реки Юрюзань прибыл первый батальон военных строителей с двумя тракторами, десятью автомашинами, десятью лошадьми. В скором времени здесь должно было появиться новое предприятие по выпуску ядерных боеприпасов.

Настоящий полковник

Руководителем строительства и первым директором секретного завода стал Константин Володин. Он родился 25 мая 1901 года в деревне Енатаевка ныне Астраханской области. В 1919–1925 годах служил в Красной Армии, участвовал в Гражданской войне, служил командиром взвода на Туркестанском фронте. В 1925 году он окончил химические курсы во Владимире и стал начальником химической службы стрелкового полка.

В начале 1930-х годов Константин Арсеньевич продолжил свое образование: был слушателем Ленинградской военно-технической академии имени Феликса Дзержинского. С 1938 года руководил заводами в Подольске, Кокчетаве, Кунцеве, Ульяновске, Москве. В 1950 году его назначили директором завода № 975 в секретный центр ядерной промышленности СССР — Арзамас-16 (ныне г. Саров). Под руководством Володина происходило становление производства «специзделий» с ядерными компонентами.

Музейный-гид_Володин-Константин-Арсеньевич.jpgВ 1952 году начался новый десятилетний этап его жизни: он возглавил строительство завода № 933 (ПСЗ). Уже в 1954 году среди лесов и гор появились первые цеха, а рядом с ними возводился и сам город — будущий Трехгорный. Мало кто знал, что в скором времени здесь будет выпускаться самое современное ядерное оружие. В экспозиции музея представлен подробный макет рабочего поселка с временными бараками и перспективный план строительства города. План исполнили за кратчайший срок! Вскоре здесь появились улицы с многоэтажными жилыми домами для рабочих, школы, больницы, дворец культуры. Одна из улиц впоследствии будет названа именем Володина.

Константин Володин был награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды и незадолго до смерти в 1968 году получил звание почетного гражданина г. Трехгорного. В музее сохранилась обстановка его рабочего кабинета: стол, кресло, письменные приборы и телефон.

Бомба «Татьяна»

В августе 1955 года Приборостроительный завод выпустил первую продукцию. Это была авиационная атомная бомба «Татьяна» (РДС-4), ставшая первым тактическим ядерным оружием, производившимся в СССР серийно. По мнению многих ветеранов, участвовавших в подготовке этого изделия, название бомбы родилось на заводе: предприятие в те годы маркировало комплектующие для всех узлов авиабомбы буквой «Т». Так РДС-4 получила имя «Татьяна».

Бомбу разработали в КБ-11 (Арзамас-16). В боеприпасе использовался принцип имплозии (взрыв, направленный внутрь). Внутри находилось ядро плутония-239. Номинальное энерговыделение составляло 30 килотонн, что в два раза больше бомбы «Малыш», взорванной над Хиросимой. При этом масса изделия была всего 1200 килограммов. В экспозиции заводского музея представлена модернизированная «Татьяна» образца 1965 года.

Кроме того, в зале оборонной продукции музея предприятия экспонируются и другие «специзделия»: боевые части торпед и крылатых ракет, головная часть противолодочной ракеты, артиллерийские снаряды, различные авиационные бомбы, мина, есть тут и головная часть баллистической межконтинентальной ракеты (всего 15 экспонатов такого рода).

«Цветник» из пушек

Среди «специзделий» выделяется самый маленький — снаряд калибра 152,4 мм, который стал знаковым в развитии ядерного вооружения.

В 1952 году в СССР была поставлена задача создания артиллерийского снаряда с ядерной начинкой. Спустя четыре года на Семипалатинском полигоне провели успешное испытание заряда РДС-41 для снаряда калибра 406 мм, однако требовалось уменьшить калибр. В 1959 году в снежинском НИИ-1011 начались работы по созданию малогабаритного заряда. Требовалось обеспечить живучесть систем в условиях сверхвысоких перегрузок, характерных для артиллерийского выстрела. Необходимо было соблюсти ядерную безопасность и исключить возможность несанкционированного подрыва.

В начале 1970-х годов ученые сконструировали ядерные боевые части для боеприпасов калибров 240 и 203 мм. Их серийное производство было налажено на заводе в Трехгорном, и сегодня образцы этого оружия представлены в музее предприятия. Снарядами оснащались буксируемая гаубица Б-4М, тяжелый буксируемый миномет М-240, самоходный миномет 2С4 «Тюльпан», самоходное артиллерийское орудие 2С7 «Пион».

Разработка ядерных снарядов калибра 152,4 мм является одной из наиболее ярких страниц в истории создания ядерных боеприпасов в СССР. Под руководством академика Евгения Забабахина удалось создать малогабаритный ядерный заряд (масса снаряда всего 53 кг) и безопасную автоматику его подрыва. Боеприпас стоял на вооружении сухопутных сил в 1981–1991 годах и предназначался для пушки-гаубицы Д-20, самоходной гаубицы 2С3 «Акация», буксируемой пушки 2А36 «Гиацинт-Б», самоходной пушки 2С5 «Гиацинт-С».

Художественное литье

Однако музей Приборостроительного завода начинался с более безобидных экспонатов. 5 ноября 1981 года открылся зал художественного чугунного литья, созданный по инициативе директора завода Александра Потапова. Эта экспозиция и сегодня вызывает интерес: здесь представлено более 400 произведений. У истоков художественного литья стояли мастера, прибывшие в 1979 году в Трехгорный из города Касли. На заводе были восстановлены каслинские технологии литейного творчества, формовки и отливки изделий с последующей ручной чеканкой, рецепт краски на основе натуральных материалов, практически утерянные на момент создания музея.
Для пополнения коллекции мастера завода стали брать на реставрацию экспонаты из различных музеев, а за оказанную услугу с их разрешения изготавливали копию для своего выставочного зала.

В музее весьма подробно представлена история завода и города, особое внимание уделено людям, внесшим особый вклад в развитие предприятия. В экспозиции можно познакомиться с производством и подразделениями, а также с образцами вполне мирной продукции: товарами народного потребления, приборами контроля радиационной и ядерной безопасности для атомных электростанций, оборудованием для нефтяной промышленности, медицинской техникой.

Адрес музея: г. Трехгорный, ул. Заречная, 13
Режим работы: понедельник-пятница, с 8:20 до 17:20
Телефон (35191) 5-70-36
E-mail: ponomarevata@imf.ru

Интересует история?
Читайте Telegram-канал «История. Уральская линия»: уникальное собрание старинных фотографий и интересных фактов об истории региона — t.me/hisur

Поделиться

Сегодня | 11:51
Казачья деревня. Оренбургское казачье войско отметит 450-летие

К этой дате в Челябинске переиздана книга Михаила Голубых «Казачья деревня». Это этнографический труд, в нем детально исследованы жизнь и быт казаков поселка Тимофеевского середины 1920-х годов.

Сегодня | 10:26
В Челябинске очистят реку Миасс и Шершни

Уже исследованы наиболее донные отложения и водозаборы. Готовится программа, как работать с ними.

Сегодня | 11:51
Казачья деревня. Оренбургское казачье войско отметит 450-летие

К этой дате в Челябинске переиздана книга Михаила Голубых «Казачья деревня». Это этнографический труд, в нем детально исследованы жизнь и быт казаков поселка Тимофеевского середины 1920-х годов.

16.04.2024 | 13:34
Особняк мещан Ховановых стал одним из самых красивых зданий Челябинска

Он находится в самом центре, но спрятан в тупике улицы Васенко. Во внешнем облике дома сочетается средневековая русская архитектура, классицизм, барокко, неорусский стиль и модерн.

Новости   
Спецпроекты