Ученик инклюзивный. В какую школу может пойти учиться ребенок с особенностями?

15 Августа 2017 Автор: Юлия Махлеева Фото: Вячеслав Шишкоедов
Ученик инклюзивный. В какую школу может пойти учиться ребенок с особенностями?

В Челябинской области работает около ста тьютеров, которые помогают детям с особенностями развития освоить образовательную программу.

Теоретически же каждый учитель Челябинской области готов обучать детей с ограниченными возможностями здоровья. В вопросы по организации инклюзивного образования для детей с ОВЗ педагогов погружают на курсах повышения квалификации.

На комиссии подскажут

Напомним, по закону «Об образовании в Российской Федерации» с 2016 года исчезло понятие «специальная (коррекционная) общеобразовательная школа». Вместе с этим вводится термин «инклюзивное образование», которое в законе поясняют как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Говоря проще, любой родитель ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) может требовать от школы, чтобы тот обучался именно здесь и для него были созданы соответствующие условия. Однако прошедший учебный год показал, что воспользоваться своим правом родители не спешат. Некоторые о нем просто не знают, да и не все школы оказались к этому готовы.

— Нужно понимать, что у детей с ОВЗ разные особенности и не каждый из них сможет обучаться с ребятами с нормой развития. Во всем нужна разумность. Как ее соблюсти, родителям подскажут специалисты психолого-медико–педагогической комиссии, — рассказывает начальник службы инклюзивного образования минобрнауки региона Ирина Орехова.

Данная служба появилась при министерстве совсем недавно, в апреле этого года. В ее задачи как раз входит реализация федеральной и региональной политики в области развития общего образования обучающихся с ОВЗ.

— Во время прохождения психолого-медико-педагогической комиссии родителям дают развернутые рекомендации о специальных образовательных условиях для обучения, на основании которых строится индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка с ОВЗ, — продолжает Ирина Орехова. — Если у школьника, например, есть проблемы с коммуникацией, то, конечно, специалисты советуют обучаться им в более «камерных» условиях, с акцентом на индивидуализацию учебного процесса.

Соответственно, если ребенок имеет незначительные особенности, например, небольшое снижение по интеллекту, слуху или зрению, и способен социализироваться в обществе, то ему рекомендует учиться в общем классе с созданием определенных условий. Но и тут к выбору учебного заведения родителям нужно подойти с умом. Сегодня ряд общеобразовательных учреждений испытывает кадровые проблемы. В некоторых отсутствует весь спектр необходимых специалистов, в том числе психологи, логопеды, дефектологи, помогающие формировать инклюзивное пространство. В то же время в регионе насчитывается около 180 общеобразовательных организаций с отдельными классами для детей с особенностями. Разумеется, они полностью оснащены кадрами и необходимым оборудованием.

— Не надо забывать, что инклюзия может быть разной, — поясняет Елена Зайнулова, главный специалист службы инклюзивного образования. — Бывает полная, когда ребенок обучается по адаптированной программе, находясь в общем классе, а бывает частичная. В последнем случае общие предметы у ученика с ОВЗ проводят такие специалисты, как дефектолог, логопед, психолог. А такие дисциплины, как трудовое обучение, физкультура или классные часы — все то, что не касается интеллектуальных возможностей и программ, совместно с одноклассниками.

Яркий тому пример челябинская школа № 73, расположенная в Металлургическом районе, где интегрированное обучение реализуется уже много лет. Но для существования таких учебных заведений требуются широкие финансовые возможности. Как минимум это двойная плата за один академический час.

— То есть когда два педагога одновременно обучают учеников из одного класса. Идет индивидуализация обучения. Далеко не каждая школа может себе такое позволить, — подчеркивает Елена Зайнулова.

Используют все варианты

По словам специалистов, чтобы ввести инклюзивное образование в школы области, понадобится немало средств и времени. Слишком много условий для этого требуется: это и архитектурная доступность, и материально-техническое оснащение, и наличие специалистов, осуществляющих весь спектр коррекционно-развивающего процесса, и, в конце концов, принятие обучающихся с ОВЗ одноклассниками и их родителями. Однако постепенно, пусть и небольшими шагами, образовательные организации региона идут к инклюзии. Сегодня более чем в 600 школах дети с ОВЗ обучаются совместно со здоровыми сверстниками.

— Средства учебным заведениям выделяются по программе «Доступная среда», — рассказывает Ирина Орехова. — Ежегодно несколько детских садов, школ и учреждений допобразования (с 2017 года) получают субсидии из федерального, регионального и местного бюджетов на то, чтобы обеспечить архитектурную доступность для детей с ОВЗ, закупить необходимое оборудование. Кроме того, в трудовых книжках появляется такая должность, как тьютор. Это педагоги, которые сопровождают ребенка в процессе его обучения, обеспечивая тем самым индивидуальную программу обучения.

Пока в области работает около ста тьюторов. Но на практике их число больше. Просто во многих организациях их роль на себя берут психологи, дефектологи и логопеды. Также в регионе работают центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, которые помогают детям, испытывающим трудности в обучении. Например, в городе Челябинске их семь. Ряд школ, в которых отсутствуют нужные кадры, путем сетевого взаимодействия с этими центрами обеспечивают своих обучающихся услугами необходимых специалистов. А все учителя области раз в три года проходят курсы повышения квалификации, на которых отдельный блок посвящен обучению детей с ОВЗ и инвалидов. Дополнительно они могут поучаствовать в конференциях и семинарах, посвященных этим вопросам.

— То есть каждый педагог теоретически готов обучать ребенка с ОВЗ. Нельзя сказать, что какая-то школа не владеет этими вопросами, — уверена Ирина Орехова. —  Мы ведь не знаем, кто к нам придет учиться 1 сентября. И в лицей, и в гимназию может прийти ребенок-инвалид. И каждый учитель должен быть готов работать с такими учениками, используя все существующие варианты, чтобы обеспечить всем детям доступное качественное образование. Это сейчас в приоритете.

Поделиться

Вчера | 10:26
Челябинские эксперты обсудили способы защиты от террора

На Южном Урале введут дополнительные меры безопасности.

27.03.2024 | 14:51
Отчет принят. Депутаты гордумы Челябинска оценили работу городских властей

В Челябинске в этом году будет обустроен пляж для людей с ограниченными возможностями, появятся новые велосипедные дорожки, начнется капитальный ремонт парка имени Гагарина и продолжатся работы по озеленению территорий.

27.06.2023 | 14:54
Энергия будущего. В Челябинской области прощались со школой на «Атомном выпускном»

В Челябинск, в Центральный парк культуры и отдыха имени Ю.А. Гагарина, 24 июня съехались выпускники со всей области. Перед ребятами выступили известные музыканты, для них работали бесплатные аттракционы и теплые шатры с горячим чаем.

26.06.2023 | 16:35
Доброе «УТРО». На Южном Урале проходит масштабный форум для молодежи

В этом году Челябинской области выпала честь принимать молодежный форум «УТРО». На шесть дней на курорте под Миассом собралось около 500 юношей и девушек, педагогов и наставников из 30 регионов России, ЛДНР, а также Казахстана и Беларуси. Главной темой в этом году станет патриотическое воспитание и новые вызовы для России.

Новости   
Спецпроекты