Нужна ли «революция» в образовании, чтобы молодежь не уезжала из сел в города

22 Августа 2017 Автор: Екатерина Сырцева Фото: Владлена Шваб
Нужна ли «революция» в образовании, чтобы молодежь не уезжала из сел в города

Мы продолжаем рассказывать о проекте «Поддержка сельских школ школам Москвы», реализуемом московским департаментом образования по всей России. Вера Нилова, директор московской школы № 1631 им. Героя Советского Союза В. П. Кислякова, рассказала о том, чем похожи и чем отличаются школы в столице и регионах, есть ли у них возможности эффективного сотрудничества.

Можно и без революций

— Кажется, что столичные и сельские школы — совершенно разные миры…

— Не соглашусь. Действительно, все считают, что в Москве школы получают какое‑то особое финансирование и находятся в лучших условиях. Но приведу вам в пример мою школу. Она находится в рабочем районе, на окраине Москвы. Чтобы добраться до центра, до Красной площади, куда мы вывозим школьников, нужно не менее 3,5 часов с учетом пробок. До метро от школы на общественном транспорте нужно ехать минут 20, не меньше. Из достопримечательностей у нас в районе — два закрытых предприятия, керамический завод, бесконечные автомастерские, промзоны, магазины шаговой доступности. Ну, разве что еще стела с двумя пушками и небольшой парк.

Несмотря на это, мы стараемся делать все, чтобы наши дети не хотели уезжать, оставались здесь жить и работать. Мы регулярно проводим праздники и мероприятия не только для наших учащихся, но и для жителей всего района. Мы являемся культурным центром притяжения, местом, куда обращаются, если возникают проблемы. Мы добились, чтобы наши старшеклассники проходили практику на ближайших предприятиях. Мой телефон знают и взрослые, и дети, и позвонить мне можно в любое время, а не только в отведенные часы приема. Отчеты о своей работе мы постоянно публикуем в социальных сетях. Если ребенок не может присутствовать на занятиях, педагоги занимаются с ним по скайпу. Я убеждена, что все это реально внедрить и в сельских школах.

— Реально ли, даже если в некоторых селах вообще нет телефонной связи и интернета?

— Во-первых, в тех сельских школах, где была я и мои коллеги, интернет был. У нас, по крайней мере, с этим проблем не возникало, и мы оперативно выкладывали отчеты о своих поездках в соцсетях. Во-вторых, если в сельской школе нет Wi-Fi или интернета, это все реально провести, и стоит это не таких больших денег.

Другое дело, если педагогический состав по каким‑то причинам не может или не хочет осваивать новые технологии. Снова приведу пример. У меня есть Зоя Павловна, учитель русского языка. Ей 68 лет. У нее есть и аккаунты в разных соцсетях, присутствует даже в «Инстаграме». Посмотрите, какие фотографии и отчеты она туда выкладывает, и вопрос отпадет сам собой. Возраст ни о чем не говорит. Просто нужны поэтапные, системные перемены. Мы своих педагогов тоже не сразу перевели на пользование социальными сетями. Однако сегодня собеседование по приему на работу мы уже проводим только по скайпу. Во-первых, мы таким образом не тратим деньги и время на дорогу, во-вторых, мы сразу видим, владеет ли специалист этой компьютерной программой и сможет ли он в будущем дистанционно общаться с учениками, например, если кто‑то заболеет.

— Возможно, где‑то в регионах это равносильно маленькой революции…

— Никакие революции не нужны. Можно такую революцию устроить, что потом придется десятилетия расхлебывать. Нужна не революция, а системные изменения профессионального сознания. Мое стойкое убеждение заключается в том, что от несостоятельности руководящих кадров, непринятия взрослыми нововведений страдают прежде всего дети. Если педагоги не могут направить свое сознание в сторону перемен, в сторону нового, если руководство школой не может грамотно распределить деньги, увидеть, как можно аккумулировать средства, то, вероятно, в этом случае нужно подключаться управлению образования, главе региона. Если не работать со взрослыми, то дети могут не получить те возможности в сфере образования и трудоустройства, которые у них есть. Если дети не будут понимать, что они важны и нужны в своем регионе, они будут уезжать. Что и происходит.

Наши коллеги в регионах, с которыми мы общались, часто признают, что молодежь уезжает из сел. Мы спрашиваем: «А что вы делаете, чтобы они оставались? Вы обеспечили им практику на предприятиях? Предложены ли им льготные условия кредитования, ипотеки? Есть в территории комфортные детские сады, удобные исследовательские лаборатории — пусть хотя бы одна на город?» Не всегда все упирается в финансовый вопрос. Очень многое зависит от отношения, от способности организовать процесс.

Общие задачи

— Предполагает ли проект «Поддержка сельских школ школам Москвы» материально-техническую помощь? Или это только методическая поддержка и общение?

— Там, где это нужно и где это возможно, мы будем помогать сельским школам и в плане технического оснащения тоже. Это реально. Взять, к примеру, школу с углубленным изучением математики, информатики и физики № 444, которой руководит мой коллега Павел Северинец и где реализуется серьезный курс программирования. Они вынуждены постоянно обновлять технику, покупать более мощные компьютеры. При этом старые  не хуже. Они тоже качественные, удобные для изучения, например, пользовательских программ. Что с ними делать? Можно передать это оборудование другой школе, в том числе в регионы, если это будет необходимо. С одной из школ Челябинской области, которая находится в селе Миасском, мы уже обсудили возможность передачи театрального занавеса, который стал нам не нужен после ремонта, но при этом еще пригоден для использования. Мы произведем его химчистку и, если руководство школы в Миасском посчитает, что им это действительно нужно, передадим этот занавес им.

— А что сельские школы могут дать столичным?

— Опять-таки могу сказать на примере своей школы. В нашем районе проживают представители более 20 разных национальностей, в том числе  самых малочисленных, у которых уже не осталось малой родины, которые были вынуждены покинуть свои родные места из-за непрекращающихся военных действий. Доля мусульманского населения у нас в районе за последние 5 лет выросла в 5 раз. Учитывая все это, для нас принципиально важно поддерживать у детей память о малой родине, формировать толерантность. И, как нам кажется, в регионах у детей как раз таки сильнее развито ощущение малой родины, любовь к родному краю. В процессе общения наши дети смогут обменяться опытом, впечатлениями, размышлениями, смогут проникнуться новыми для них мыслями и идеями.

Поделиться

Сегодня | 15:11
Истории волонтеров. Выставка из Донбасса прибыла в Челябинск

Два года назад добровольцы такой же весной уже кормили на Донбассе беженцев и местных жителей обедами с хлебом.

Сегодня | 14:51
Дети готовы решать взрослые проблемы экологии

На Всероссийском Детском экологическом форуме в Челябинске южноуральцы будут бороться в номинации «Лучший проект по сохранению растений».

30.10.2019 | 11:35
Выстрел в себя. Александр Черепанов ставит спектакль о лидере рок-группы Nirvana

Ноябрьскую премьеру «Курт» в драмтеатре имени Наума Орлова определяют как эксперимент. В спектакле, посвященном Курту Кобейну, не будет прямых указаний на его биографию.

21.10.2019 | 16:04
Пойти на риск. Что ждать челябинским зрителям от Камерного театра

С 17 по 23 октября в Челябинске прошел театральный фестиваль «Камерата». Проводится он с 1992 года. Начинался как фестиваль спектаклей только Камерного театра. Теперь это проект международного уровня, представляющий лучшие современные постановки из столиц и регионов России, из европейских театров.

Новости   
Спецпроекты