Из-под пера генерала. Сколько ведер водки могли выпить оренбургские казаки и как следовало вопить во время их похорон?

23 Августа 2017 Автор: Марат Гайнуллин Фото: из архива Александра Вернигорова (г. Верхнеуральск)
Из-под пера генерала. Сколько ведер водки могли выпить оренбургские казаки и как следовало вопить во время их похорон? Атаман 2-го военного отдела ОКВ генерал-майор Ф. М. Стариков (в центре) и атаманы Уйского станичного юрта. 1906 год

В Челябинске вышла книга по истории Оренбургского казачества, не издававшаяся почти 150 лет.

Два года назад, в августе 2015 года, в поселке Вятском Верхнеуральского района был установлен памятный знак Федору Митрофановичу Старикову с указанием: «Первый историк Оренбургского казачьего войска, атаман 2-го Верхнеуральского военного отдела ОКВ, генерал-майор, почетный казак станиц Челябинской и Верхнеуральской». Именно он и стал автором книги.

Обвинялся в шовинизме

Установлен был знак на месте дома-дачи казачьего атамана.

Примечательно, что инициаторами его установления стали участники социокультурного проекта «Мы степнинцы!» (руководитель Артем Артемьев).

У Степного сельского поселения своя история. Именно здесь находился некогда хутор генерала Старикова. В прошлом году благодаря степнинцам в трех километрах от Верхнеуральска была восстановлена и освящена некогда разрушенная часовня в честь иконы Божьей Матери «Табынская» — святыни Оренбургского казачьего войска.

Несмотря на то, что об истории Оренбургского казачества написано немало книг, однако белых пятен остается еще очень много. Поэтому столь ценными являются свидетельства очевидца и первого летописца Федора Старикова.

На его труды ссылались и до сих пор ссылаются многие исследователи, хотя до недавнего времени среди историков бытовала достаточно сдержанная оценка его работ.

Более того, Федора Старикова, по словам составителя книги и автора примечаний Ивана Купцова, несправедливо обвиняли даже в шовинизме. Как бы то ни было, но так уж исторически сложилось, что с 1884 по 2012 год работы Старикова ни разу не были напечатаны. Сегодня практически невозможно разыскать редкие экземпляры его книг. Между тем огромнейший личный опыт историка и этнографа, которым обладал казачий генерал, способен не только удовлетворить интерес читателя, но и послужить основой для современных научных исследований.

И вот, наконец, в 2016 году были переизданы его труды по истории Оренбургского казачьего войска. Издание подготовлено по решению Совета проекта «Мы степнинцы!», а также благодаря областному движению «За возрождение Урала» (заместитель руководителя Владимир Литвинов) и под патронажем губернатора Челябинской области Бориса Дубровского.

От казака до генерала

Так кто же он такой, генерал Стариков?

Будущий историк появился на свет в 1842 году в станице Миасской Челябинского уезда Оренбургской губернии в семье хорунжего. В 18 лет поступил на службу, пройдя путь от рядового казака до генерала. Его биография настолько насыщена событиями, что одно их перечисление заняло бы несколько страниц.

В 1863 году участвовал в подавлении восстания в царстве Польском, через два года учительствовал в Миасской станице, еще через два года уже в чине сотника сражался в боях с бухарцами в Туркестанском военном округе, затем был участником легендарных среднеазиатских походов 1875-1876 годов, приходилось быть даже начальником большого госпиталя. Большую часть жизни прожил в Верхнеуральске, в доме, в котором сегодня расположена местная школа искусств.

При этом боевой офицер находил время для серьезных исторических исследований, подробно изучал архивы, одним из первых в Оренбургском крае обратил пристальное внимание на памятники истории и культуры в небольших казачьих поселениях. Был действительным членом Русского географического общества.

Умер в 1911 году в Москве. В 2000 году постановлением губернатора Челябинской области Петра Сумина была учреждена премия имени Ф.М. Старикова.

Резня во время жатвы

Поражаешься тому, насколько живо и натурально описывает автор книги детали жизни, быта казаков и, конечно же, их повседневной службы. Так, почти с документальной точностью Стариков рассказывает, например, о проводимой разведке, предшествовавшей постройке крепости, как казачий форпост с рассветом выставлял по линии к стороне неприятеля «маяки», конные пикеты. Автор примечает, что «пост занимали всегда трое, потому что число три считалось казаками символом Святой Троицы и вместе с тем служилось ручательством большей бдительности».

В очерках описывается, как киргизы, захватив людей и скот, переплывали на левый берег Яика (сегодня река Урал), где считали себя вне всякой опасности, поскольку казакам запрещено было переходить реку. Во время полевых работ, несмотря на усиленные разъезды и караулы, в особенности во время жатвы или покоса, «хищники» (так называли киргизов) незаметно прорывались сквозь линию и нападали врасплох на работающих: одних рубили на месте, других подхватывали и уносились с несчастными в степь. Пограничная стража вместе с населением пускалась преследовать дерзких «хищников», нередко случалось ей догонять их на переправах, при этом происходила общая свалка и беспощадная резня. Никто не осмеливался в то время выходить из домов без оружия. Куда бы казак ни отправлялся, ружье и шашка были его неразлучными спутниками: не покидал он их ни в бою с неприятелем, ни в домашнем быту.

Сорок ведер водки для свадьбы

Федор Стариков подробно описывает, как было устроено жилище у казаков, начиная от сеней и заканчивая горницей и чуланом. В переднем углу — божница, уставленная иконами, из которых самое видное место занимает Плащаница, особенно уважаемая икона казаков.

«Самая любимая пища казака — постные или скоромные щи из кислой капусты и лапша, а также и пельмени, которые приготовляют из мяса или капусты и груздей… Пища казака во время угощения гостей буквально поражает своим обилием и разнообразием: тут подаются жареные гуси и утки, различные мясные паштеты, студни и похлебки, сладкие пироги и сдобные коровашки разных сортов и с различной начинкой и другие сдобульки… По заведенному порядку гости из двора во двор ходят от одного к другому без всякого промежутка, до тех пор пока большинство их не перепьется «до положения риз».

Особенность похорон заключается в том, что близкие и родные все время плачут; степень соболезнования об умершем выражается степенью плача с причитанием, то есть чем сильнее вопль, тем более плачущим выражается сочувствие к покойному. По местному выражению это называется «выть с причетами».

Случаев, когда казаки устраивают попойки, много, но самые замечательные из них — свадьбы, крестины, храмовые праздники, проводы казака на службу и прибытие его оттуда… Нигде так много не выпивается водки, как на свадьбах казаков: на бедной уничтожается от 10 до 15 ведер, а на богатой — от 20 до 40».

Перстень от цесаревича

В своей книге об истории Оренбургского казачьего войска Федор Стариков демонстрирует талант историка, этнографа и даже фольклориста. Одна из глав посвящена описанию маршрута путешествия в 1891 году наследника цесаревича Николая от границы Сибири по всему Оренбургскому казачьему войску с упоминанием всех станиц, в которых изволило быть его императорское высочество. Любопытно, что в том же году на войсковом круге в Оренбурге Федор Стариков от имени Оренбургского казачьего войска подарил цесаревичу Николаю две свои книги. За это будущий император пожаловал атаману драгоценный перстень.

А еще в книге приводится два десятка старинных казачьих песен —  о боевых подвигах, о славных атаманах, о любимом коне и неверной жене. Очевидно, что сам генерал еще успел застать их живое исполнение. Каждая из них — маленькая история, драма или даже трагедия. Это почти документальный слепок жизни уральских казаков из позапрошлого века — полузабытой, но все-таки как будто знакомой, а главное, чудесно возвращающейся к нам... 

Интересует история?
Читайте Telegram-канал «История. Уральская линия»: уникальное собрание старинных фотографий и интересных фактов об истории региона — t.me/hisur

Поделиться

Сегодня | 11:51
Казачья деревня. Оренбургское казачье войско отметит 450-летие

К этой дате в Челябинске переиздана книга Михаила Голубых «Казачья деревня». Это этнографический труд, в нем детально исследованы жизнь и быт казаков поселка Тимофеевского середины 1920-х годов.

Сегодня | 10:26
В Челябинске очистят реку Миасс и Шершни

Уже исследованы наиболее донные отложения и водозаборы. Готовится программа, как работать с ними.

20.05.2021 | 12:56
Челябинский учитель истории считает, что школам не нужны учебники без героев

Министерство просвещения проведет полный анализ всех учебников истории. Об этом заявил глава ведомства Сергей Кравцов в ответ на критику президента Владимира Путина, прозвучавшую в рамках послания Федеральному собранию.

15.05.2021 | 09:06
В «Ночь музеев» челябинцы увидят питерское кино и научатся делать «зин»

В субботу, 15 мая, Челябинский музей изобразительных искусств будет работать с полудня до полуночи.

Новости   
Спецпроекты