Аэропорт мечты. В Челябинске представили американский опыт экостроительства
Как преобразить архитектурный облик Челябинска и его «воздушных ворот», сделать его запоминающимся, ярким и современным? Чем наш город сможет удивить участников саммитов ШОС и БРИКС 2020 года и что для этого нужно сделать?
Экология проекта
— Каково ваше мнение об облике Челябинска?
— В вашем городе есть красивые, комфортные дома, понятная, четкая схема проектирования улиц. Но в то же время есть что и улучшить в плане архитектуры, использования стройматериалов, освещенности. Челябинск — не Калифорния, климат у вас суровый, холодный, но, я считаю, здания должны быть не серыми и безликими, а яркими, красочными, создающими ощущение праздника. А его во многом создают солнечный свет из окон «во всю стену», продуманный дизайн помещений. Человек должен ощущать теплую «атмосферу дома», чтобы и жить, и работать в нем было в радость.
— Как я слышал, у вас богатый «экспертный багаж»…
— Последние 20 лет занимаюсь экологическим строительством и проблемами городской инфраструктуры. Разрабатывала современные стандарты оценки зданий и сооружений, программы сертификации.
В компании Gensler возглавляю направление экологического дизайна. Добавлю, что наша корпорация в 2017 году по решению Международного совета по высотным зданиям и городской среде признана архитектурной фирмой № 1 в мире. Мы участвовали в проектировании международного аэропорта Сан-Франциско и Калифорнийского университета, высотных зданий Google, Oracle, Bay Area Rapid Transit (BART), Fairmont Resorts, Lockheed, Salesforce. А последний масштабный проект компании — башня Shanghai Tower высотой 632 метра в Китае, признан лучшим небоскребом 2016 года.
— И все-таки, что из ваших проектов можно позаимствовать, например, при реконструкции Челябинского аэропорта?
— Каждый проект в чем‑то уникален, но «общие модели» энергосбережения, экологического строительства применимы и для Челябинска. Причем аэропорты — особо важные объекты транспортной инфраструктуры, и очень важно обеспечить их безопасность от терактов и ударов стихии. Они выстояли, когда на Флориду обрушился ураган «Ирма»: по воздуху эвакуировали людей, доставляли грузы, продукты. После терактов 11 сентября, когда террористы-смертники направили самолеты на башни Международного торгового центра в Нью-Йорке, в США перестроили систему безопасности аэропортов, в том числе на стадии проектирования. Этот опыт, думаю, есть резон позаимствовать и Челябинску.
— Но не менее важно, чтобы «воздушная гавань» была надежной и экологичной…
— Это так. Примером экологического подхода может служить наш проект строительства аэропорта в городе Джексон-Холл в штате Вайоминг. В основном использовали местные «натуральные» материалы, такие как древесина, придающая ощущение жизненной силы, близости к природе. И аэропорт органично вписался в природную среду: из его окон открывается прекрасный вид на горы, сосновый лес. Зеленый цвет — главный в цветовой гамме здания.
Энергия шагов
— А какие инновационные технологии применили для энергосбережения?
— Естественная освещенность аэропорта солнечным светом, система «теплый пол» позволили уйти от традиционных батарей, на 17 % повысить энергоэффективность здания. Кроме того, использование дождевой воды (она накапливается в резервуарах) для сантехнических нужд, «умных» водопроводных кранов привело к снижению на 55 % расхода питьевой воды. Причем пропускная способность аэропорта увеличилась вдвое! Как результат, наш проект был удостоен серебряного «зеленого сертификата» LEED.
К слову, в ходе модернизации аэропорта южнокорейского города Инчхон, который будет принимать участников зимней Олимпиады‑2018, использована и вовсе «фантастическая» вибрационная технология получения электроэнергии «за счет шагов» людей по резиновому полу…
— Челябинску, хоть это и не «олимпийский город», для проведения саммитов ШОС и БРИКС тоже нужен международный аэропорт мирового класса…
— Эта задача вполне решаемая. Так, мы в свое время выиграли тендер на проведение реконструкции международного аэропорта Сан-Франциско. Он был построен еще в 1954 году, уже не соответствовал новым требованиям. Мы постарались, чтобы аэропорт вызывал эффект «wow!» — поражал воображение. Это и открытые пространства с естественным освещением, и оригинальное цветовое решение. В ходе реконструкции использовали современные материалы, имитирующие дерево. Зал вылета больше напоминает торгово-развлекательный центр — повсюду кафе, рестораны, магазины…
Тепло земли
— А как быть с инфраструктурой аэропорта?
— По схожей схеме мы модернизировали и технологический блок аэропорта Сан-Франциско. Свои проблемы вызвало то, что здесь много подвальных помещений для хранения багажа. Мы разработали так называемую концепцию «освещенной вентиляции» — повсюду экономные светодиодные лампы, а тепло, выделяющееся в ходе технологических процессов, идет на отопление!
Весомую экономию дают и энергосберегающие лифты, эскалаторы, как и наше ноу-хау — система динамического остекления: стеклянные панели меняют светопропускную способность в зависимости от времени суток. А на крыше — солнечные батареи, вырабатывающие тепло и электричество. В итоге энергозатраты здания аэропорта сократились на 78 %!
— Аэропорт — это не только пассажирские и багажные терминалы, но и современные отели…
— Немало инновационных идей мы воплотили в ходе перестройки здания гостиничного комплекса в Денвере, рядом с аэропортом. Этот футуристический проект мирового класса, удостоенный высшего, платинового сертификата, поражает необычным архитектурным подходом: огромное стеклянное здание трапециевидной формы в виде бабочки! Причем это мультифункциональный комплекс — и гостиница, и бизнес-центр под одной крышей.
Благодаря системе кондиционирования и рациональному водопользованию здесь за год экономится 10 млн литров воды, а 85 % отходов используются повторно. Расходы на отопление и освещение снизились вдвое за счет герметичного тройного остекления и электронного климат-контроля. Везде стоят датчики, отключающие свет, когда люди выходят из помещения.
А например, для отопления аэропорта в городе Джекман мы использовали «тепло земли» — за счет термальных вод из труб, идущих в грунт на большую глубину.
— «Зеленые технологии» могут радикально изменить среду обитания человека на работе и дома…
— Мы к этому стремимся и готовы поделиться опытом. К примеру, во Флориде построили здание с почти нулевым потреблением сторонней энергии. Эту идею мы реализовали и при строительстве офисного центра в Питтсбурге (штат Пенсильвания), резко континентальный климат которого очень схож с условиями Челябинска.
Поделиться