Уроки от Адама и до меня. Юным челябинцам предлагают взять интервью у «ожившего» Христа

9 Октября 2017 Автор: Марат Гайнуллин Фото: с официального сайта Челябинской митрополии РПЦ
Уроки от Адама и до меня. Юным челябинцам предлагают взять интервью у «ожившего» Христа

Современные магистры богословия сожалеют, что в их юности не было таких книг, в которых о христианской педагогике говорили на столь понятном языке.

Книг, в которых даются простые ответы на вопросы: почему Христос родился в семье плотника? Для чего нужны искушения? Может ли милосердие выглядеть как жестокость? Кто на самом деле богат, а кто беден? Что такое путь веры и путь разума? Автором этих книг выступил известный московский священнослужитель и писатель Илья Кокин, побывавший на днях в Челябинске.

«Продвинутый» богослов

Заходя в конференц-зале Челябинского епархиального управления, он аккуратно разложил на столе огромную стопку книг и видеофильмов. Сегодня его аудитория не только представители духовенства, но и учителя воскресных и общеобразовательных школ, родители. Не было, правда, детей, на которых тоже был рассчитан этот необычный семинар, вел его самый маститый в стране специалист по методике преподавания нового курса — «Основы православной культуры».

Сам московский священнослужитель, будучи кандидатом культурологии и кандидатом богословия, имеет уже солидный опыт преподавания этого предмета. Диакон Кокин известен как член Союза писателей Москвы, автор нескольких учебных пособий для воскресных школ. И знают его даже как автора стихов к популярным мультфильмам «Князь Владимир», «История Ветхого завета».
Известный педагог и миссионер провел открытый урок на сакральную тему «Мир видимый и невидимый. Чудо. Молитва». Зал находился под гипнозом человека в рясе, который за два часа превратился в яркого, остроумного и продвинутого лектора. И его интерактивный урок с новейшими мультимедийными пособиями воспринимался на одном дыхании. Илья Кокин представил свою новую книгу для детей с несколько «нескромным» названием «Священная история: от Адама до меня».

Как замечает сам автор, это не очередная «детская» Библия. Здесь описываются важнейшие события от библейских времен до наших дней. То есть до тебя, юный читатель. И для ребенка это очень важный психологический момент: Священная история-то, оказывается, отнюдь не закончилась, она продолжается и сегодня, и даже завтра. И каждый из нас становится героем этой большой истории. А вот каким героем, положительным или отрицательным, это уже решает каждый из нас сам.

Книги, учебные пособия и даже мультфильмы, которые привез с собой Илья Кокин, сориентированы прежде всего на школьных учителей, которые еще в большинстве своем не очень-то и понимают, как и на каком языке беседовать со своими учениками на столь сложную тему. Замечательно в его книгах то, что так высоко ценится в образовательной методике, — возможность научить ребенка мыслить самому, и самому же искать ответы на сложнейшие вопросы бытия. Помните, о чем вопрошал Понтий Пилат Иисуса Христа? Что есть истина.

«Дерзкий» проект

Еще в 1849 году Чарльз Диккенс написал для своих домочадцев книгу «Жизнь Господа нашего Иисуса Христа», которая отнюдь не предназначалась для публикации, а лишь для семейной чтения. Возможно, что даже такого великого писателя останавливало величие героя, о котором нельзя говорить походя. Но она все же была издана. И ее читают с жадностью.

Сегодня существует немало детской православной литературы. Но, по меткому выражению писателя, доктора филологических наук Андрея Десницкого, она обращается «к маленьким православным как к будущим старичкам».

Еще в 2010 году выходил пробный учебник по основам православной культуры для 4-го класса общеобразовательной школы, автором которого выступил известный российский религиозный и общественный деятель, писатель, богослов и философ Андрей Кураев.
И вот вышел новый курс от Ильи Кокина, который, по мнению многих библеистов, создан для «живых и настоящих детей XXI века, читающих на русском языке». И тетради с творческими заданиями убеждают, что даже на эту тему вполне можно говорить просто и с юмором. Один из вопросов звучит так: «Почему постящиеся люди выглядят угрюмо?» Есть и вполне парный ответ: «Потому что сами этого хотят».

Между тем сам Кокин признается, что перед ним стояла сложнейшая задача показать Иисуса Христа как главного героя евангельской истории. Остается только позавидовать протестантам, которые берутся за эту тему почти с легкостью. А вот у будущих авторов учебного пособия «Жизнь и учение Господа Иисуса Христа» были вполне объяснимые сомнения: правильно ли они поступают и не станет ли такая книга слишком дерзкой? И вообще, насколько может быть вольна трактовка евангелических текстов? Думается, что именно такой уважительно-трепетный подход и помог создать столь необычное пособие, ориентированное на самую сложную аудиторию — подростков. Но труд, кажется, удался. По крайней мере, автор книги трижды (в 2013, 2014 и 2016 годах) становился победителем Всероссийского педагогического конкурса «За нравственный подвиг учителя».

Прорыв в педагогике?

Учебник «Жизнь и учение Господа Иисуса Христа», успешно прошедший апробацию в разных российских регионах, стал бестселлером. А для детей и их родителей и, конечно же, педагогов — настоящим открытием. Таких полноценных, глубоких, а главное, увлекательных и вовсе не скучных книг нашим детям сегодня катастрофически не хватает. В этом признаются и сами педагоги, которые успели отметить одну важную особенность книги: автор развивает у детей возможность «слышать». Слышать и видеть то самое «невидимое». И не только звуки музыки и запахи. Существует огромный духовный мир. Но он невидим. А что есть сам Бог? Самое загадочное явление! И почему об ангелах и бесах, которые тоже невидимы, мы так много знаем? А что есть чудо? Только ли то, что нельзя объяснить? А что есть вера? А если Бог нас видит и слышит отовсюду, то зачем же мы ходим в храм? Только ли потому что именно там происходит таинство? Или потому что там творится соборная молитва? На эти вопросы как раз и помогут ответить новые учебники и рабочие тетради. Их можно использовать не только для основного преподавания Закона Божия в воскресных школах, но и в качестве дополнительных учебных пособий на уроках модуля «Основы православной культуры» комплексного курса «Основы религиозных структур и светской этики».

Учителя признаются, что сами с интересом читают в этих книгах обо всем, что уже завтра понесут в класс. Например, про то, что православный храм делится на три части: алтарь, средний храм и притвор. Почему алтарь символизирует Царство Небесное? И почему христианские храмы строятся алтарем на восток?

В помощь педагогам весь учебный материал четко структурирован поурочно. Одно из заданий посвящается десяти египетским казням. Дети вырезают из тетради фрагменты с изображением соответствующих событий в необходимом порядке, что создает игровое поле. Одна (хорошая) змея символизирует жезл Ааронов. Она перебрасывает игрока вперед. А вот две другие змеи — плохие, они символизируют жезлы языческих жрецов и отбрасывают игрока назад. Так в игровой форме развенчивается несколько предвзятое представление детей о жестокости Ветхого завета.

Живой комикс, построенный по притче о блудном сыне, требуется раскрасить и подписать диалоги. На другом уроке дети могут поиграть в морской бой. При этом одни корабли символизируют какую-то определенную страсть, которую в ходе боя можно побороть. Например, уничтожил четырехпалубник — победил в себе гордость, пал трехпалубник — нет в тебе больше уныния.

А можно побыть и журналистом и взять интервью у «ожившего» Иисуса Христа. Естественно, виртуальное. Или, как следует из методики Ильи Кокина, в мире видимом и невидимом...

Поделиться

Сегодня | 17:51
Как челябинские лор-врачи спасают пациентов от глухоты

Каждый год хирурги оториноларингологического отделения челябинской Клиники ЮУГМУ возвращают способность слышать сотням пациентов. Как люди теряют слух и что делают врачи, чтобы им помочь, — об этом «ЮП» рассказала заведующая отделением, кандидат медицинских наук Анна Кочеткова.

Вчера | 14:25
Ямам здесь не место. Сколько дорог обновят на Южном Урале

Губернатор Алексей Текслер в начале дорожного сезона традиционно объехал дороги Челябинска. Как и в предыдущие годы, глава региона построил свой маршрут с учетом комментариев жителей, которые они оставляли в социальных сетях.

20.05.2021 | 12:56
Челябинский учитель истории считает, что школам не нужны учебники без героев

Министерство просвещения проведет полный анализ всех учебников истории. Об этом заявил глава ведомства Сергей Кравцов в ответ на критику президента Владимира Путина, прозвучавшую в рамках послания Федеральному собранию.

15.05.2021 | 09:06
В «Ночь музеев» челябинцы увидят питерское кино и научатся делать «зин»

В субботу, 15 мая, Челябинский музей изобразительных искусств будет работать с полудня до полуночи.

Новости   
Спецпроекты