Монахиня Феодосия: «Нет такого человека, который был бы олицетворением только зла»
Ранее мы уже писали о матушке Феодосии и храме Покрова Пресвятой Богородицы в селе Булзи. Общение с этим человеком заставило задуматься о тех вопросах, которые в повседневной суете избегаешь.
- Уроки от Адама и до меня. Юным челябинцам предлагают взять интервью у «ожившего» Христа
- Всем миром. В селе Булзи Челябинской области дали новую жизнь уникальному храму
Приводим отрывки беседы с матушкой Феодосией.
Доверься и иди
Монахиня Феодосия (в миру Ольга Викторовна Новгородцева) родилась в 1954 году в городе Ирбите Свердловской области в семье военнослужащего и рабочей. Школьные годы прошли в Челябинске. После школы — работа на ЧТЗ. В 18 лет Ольга Новгородцева уехала на Дальний Восток и четыре года работала матросом на судне. В дальнейшем служила в главном управлении МЧС по Челябинской области, где отвечала за связь управления с общественными организациями и СМИ. В 2007 году пришла на послушание в пресс-службу Челябинской епархии, в 2010-м приняла монашеский постриг с именем Феодосия. С 2013 года по благословению митрополита Челябинского и Златоустовского Феофана была направлена в село Булзи для создания монашеской общины, восстановления храма Покрова Пресвятой Богородицы и в будущем — храма праведного Симеона Верхотурского в урочище Свобода.
— Чтобы обрести веру в Бога, обязательно идти в церковь?
— У каждой конфессии, у каждого человека свой путь к Богу. Но мы считаем, что путь православных христиан выверен жизнью многих тысяч святых людей, которые стяжали дух Божий и спасли свою душу. Ни в одной религии нет такого сонма мучеников, которые бы пострадали за веру до крови. Наша вера не только оправдывает страдания, но и призывает к радости. Принять дух можно, только пострадав и чем‑то пожертвовав. Пребывая в расслаблении, невозможно соединиться с Богом. Но когда человек обретает веру, он становится безмерно счастлив.
— Если у человека не складывается жизнь, он постоянно преодолевает трудности, борется, ищет что‑то, но все равно остается несчастен, — значит ли это, что он не на своем пути?
— Любое несчастье, страдания очищают душу. Болезнь, к примеру, — это благо: ведь когда человек болеет, он уже ограничен в грехе. Если человек это понимает, если воспринимает свои несчастья как путь к спасению, если он примирился с Богом и благодарит Его, то он самым верным путем идет к святой жизни.
— Верно ли, что у каждого человека есть предназначение, предписанное свыше? Как его найти?
— Это значит понять и принять волю Божию. Как это сделать? Не знаю… Надо быть в пути. Доверить свою жизнь Богу, Его заповедям и сказать: «Господи, я принимаю все, что ты мне даешь». Тогда устанавливается связь с Богом, и ты начинаешь с Ним общаться, благодарить и осознавать: все, что ни делается, — во благо.
— Как вы пришли к этому?
— Я тоже прошла через страдания и утраты. Какое‑то время воевала в душе своей, не соглашалась с тем, что со мной происходило, считала, что это незаслуженно. Тогда я была далека от Бога и веры. Как только смирилась и поняла, что по делам своим приемлю, когда вручила жизнь свою промыслу Божьему, все изменилось — наступил внутренний мир и душевный покой. То, что я здесь, в селе Булзи, для меня великое благо. Я счастливый человек, потому что Господь дал мне возможность отречься от себя самой, послужить Ему и людям. И в этом высшее блаженство.
— Сложно было совершить этот переход?
— Очень сложно. Это как прыжок в неизвестность — не знаешь, раскроется парашют или нет… Но когда ушли мои родители и не стало ответственности перед ближними, пришло время определиться: я буду жить только для себя или отрекусь от покойной старости и послужу Богу и людям? Я выбрала второй путь и думаю, что он самый верный.
Взгляд в небо
— По вашим представлениям, люди стали больше обращаться к вере?
— Сейчас вероисповеданию дали некоторую свободу. Но придет время, и снова начнутся гонения. В Евангелие есть притча. Идя по полю, ученики говорят: «Господи, мы с тобой сеяли доброе, а смотри, сколько сорняков появилось. Давай мы их истребим». На что Он им ответил: «Если вы вырвете сорняки, то повредите хорошие посевы. Пусть они созреют. А как созреют, мы выйдем жать, соберем сорняки и сожжем, а доброе уберем в закрома». Это закон духовной жизни. Сейчас время благоприятное, но в церкви много плевел. Туда приходят не только с желанием жертвенного служения, но и те, кто ищет лишь своего. Это сорняки. Но придет жатва, и наступит время Божьего суда.
— Некоторые крещеные не ходят в церковь и находят этому разные причины…
— Все это отговорки. Я четвертый десяток в церкви и столько уже наслушалась: и батюшки у них плохие, и храм ненамоленный, и бабки злые. А ведь мы приходим в храм на службу с тем, чтобы помолиться и подойти к Чаше, причаститься Христовых Таин. Мы не должны жить только материальными земными заботами. Если человек не молится, он похож на известное животное под дубом. А ведь надо иногда, хотя бы раз в неделю, поднимать голову и смотреть в небо.
По образу и подобию…
— Что для вас любовь?
— Любовь… она и есть любовь. Не знаю… Знаю только, что есть любовь Христова. Она, как в послании апостола Павла к коринфянам, не ищет своего, не гневается, не раздражается, все терпит, всему надеется, верит, милосердствует. Это всегда жертвенное чувство. И никогда для себя. Если ты любишь человека и хочешь, чтобы он всегда был при тебе, — значит, ты для себя любишь. Если это истинная любовь, то ты в первую очередь заботишься о духовном благе другого человека. Мать и дитя — это истинная любовь, хотя мать может и наказать ребенка, чтобы уберечь от дурного поступка. Любовь — это строго, иногда жестко, но всегда справедливо и жертвенно.
— Что такое «любовь к себе»?
— Это неправильная трактовка. В большинстве своем люди думают: «Мне надо сначала возлюбить себя, а потом — ближнего». В оправдание переворачивают все на себя. Но нужно духовный смысл искать, а не плотский. Любить себя — значит, позаботиться в первую очередь о своей душе. Любить только свое тело, которое умрет и уйдет в землю, — верх неразумия.
— Как различать любовь и страсть, привязанность?
— Страсть — это болезненное состояние души. Любовь — здоровое, трезвое отношение к жизни, людям. Страсть диктует, а любовь умоляет. Насилие страсти ощущается сразу: уже нет сил, устал от этого чувства, оно угнетает тебя, — это страсть. И так во всем. Не только в отношениях между мужчиной и женщиной. Когда человек к чему‑то привязан — к еде, алкоголю, работе, — это тоже страсть.
— Возможно ли безусловное проявление любви — любви ко всем, ко всему миру?
— Все люди разные. Но нет такого человека, который был бы только олицетворением зла. Всегда в человеке есть добрая сторона. Сосредоточься на добром, и тогда в строгом начальнике ты получишь заботливого отца. А возненавидишь человека за проступок или какую‑то черту характера, — все, ты отверг его. Бог же любит всех. А мы созданы по образу и подобию Божьему, поэтому нужно уподобляться божественному проявлению любви — оказывать снисхождение человеческим недостаткам, извинительно прощать, не сосредотачиваться на плохом. Отгребаться надо только от греха. Грех не оправдывай, но человека извини, если он поддался искушению. Это его выбор и его право на ошибку. Пожалей, посочувствуй. А попросит помочь в нужде — помоги.
Поделиться