Музейный гид. В Челябинске музей тракторов и моторов начинали с лаптей

16 Октября 2017 Автор: Николай Антипин Фото: предоставлены автором
Музейный гид. В Челябинске музей тракторов и моторов начинали с лаптей

Музею ЧТЗ 27 октября исполнится 50 лет. За это время его посетило более миллиона человек. В фондах музея 20 тысяч документов, фотографий и экспонатов — свидетельств великой истории. 

Проспект Ленина в Челябинске — это не только центральная улица города, но и историческая ось Южного Урала. Первый трактор ЧТЗ С-60, танк ИС-3, памятник академику И.В. Курчатову — символы трех важнейших этапов развития Челябинской области: индустриализации, Великой Отечественной войны и атомного проекта. Неслучайно, что и Музей трудовой и боевой славы ЧТЗ стоит в этом ряду.

Памятник музейного дела

Музей создавался по инициативе ветеранов предприятия, тех, кто строил тракторный гигант в начале 1930-х годов. Его первым директором стал Василий Петрович Степанов. В 1930 году он прибыл на строительство завода по комсомольской путевке, стал первым секретарем комитета комсомола. Тогда ему было всего 20 лет.

Современную экспозицию открыли в 1983 году, когда предприятие отмечало свой полувековой юбилей. И это настоящее произведение музейного дела! Несмотря на то что сегодня используются другие материалы, экспозиция поражает воображение выразительностью, образностью и технологиями, а ведь это было почти 35 лет назад. И многие специалисты сходятся во мнении, что экспозицию Музея ЧТЗ нужно сохранять в первозданном виде.
 
Первый трактор

29 мая 1929 года председатель Совета народных комиссаров СССР А.И. Рыков подписал постановление «О приступе к постройке тракторного завода на Урале». Новое предприятие должно было выпускать по 40 тысяч мощных гусеничных тракторов типа «Катерпиллер-60» в год! Дальнейшая хроника событий выглядит фантастической: 10 августа 1930 года на восточной окраине Челябинска состоялась торжественная закладка предприятия, 15 февраля 1931 года из ворот опытного завода вышел первый трактор, к 7 ноября 1932 года был изготовлен эталонный трактор, 15 мая 1933 года с главного конвейера завода сошел первый серийный трактор С-60 («Сталинец-60»), а 1 июня того же года председатель ЦИК СССР Михаил Иванович Калинин посетил ЧТЗ и выступил на митинге по случаю пуска предприятия.

За этими датами стоит труд десятков тысяч строителей. В экспозиции музея есть огромная фотография 1930 года: множество рабочих роют котлован, вокруг — телеги, запряженные лошадьми. Здесь же инструменты первостроителей: лопата, кирка, лом, кувалда, мастерок и обувь того времени — лапти. Современное предприятие создавалось руками бывших крестьян. Первое время они жили в бараках. На макете видны топчаны, скамьи, печи, умывальник и сундучки с нехитрым имуществом строителей.

музейный-гид,_Макет-барака,-в-которых-жили-строители-ЧТЗ.jpg

Строители завода работали с энтузиазмом. Инженер Михаил Алексеевич Храпко вспоминал о выпуске первого опытного трактора 15 февраля 1931 года: «Момент был торжественный. Все были рады, восторженно наблюдали за движением первенца… Через несколько дней первый трактор совершил поездку в город и на строительство основного завода, чтобы себя показать и показать строителям и жителям Челябинска, ради чего они трудятся, перенося лишения, преодолевают трудности, — каких красавцев-богатырей будет завод давать стране, выпуская каждые 6,2 минуты 1 трактор — до 40 000 тракторов в год». В 1983 году первенец ЧТЗ был установлен на постамент у заводоуправления, а в музее есть макет этой машины.

Тарелка супа


В годы Великой Отечественной войны Челябинск стал Танкоградом, а его сердцем — ЧТЗ. Сюда эвакуировали заводы из Ленинграда (Кировский) и Харькова (моторный). Еще до войны на ЧТЗ приступили к выпуску боевой техники: с 1940 года производили артиллерийские тягачи и тяжелые танки КВ.

В музее много документов военной поры. Один из них аттестат, датированный 27 июля 1943 года: «За образцовое выполнение фронтовых заказов и проявленную при этом доблесть Ахлюстину Афанасию Михайловичу присвоить звание знатного мастера». Документ подписан директором завода Исааком Моисеевичем Зальцманом. В экспозиции представлена шинель «короля танков». Под его руководством в 1942 году за 33 дня было поставлено на конвейер изготовление танка Т-34, а в 1943 году за 25 дней разработана и запущена в производство самоходная артиллерийская установка СУ-152 (прозвана после Курской дуги «зверобоем»). А всего завод выпустил 18 тысяч танков и самоходных установок! И весь «модельный ряд» военного времени можно увидеть в музее: КВ-1, ИСУ-152, ИСУ-122, ИС-2, ИС-3, а рядом с ними Красное знамя Государственного комитета обороны, которым завод награждался 33 раза.

музейный-гид,_Инструменты-первостроителей-ЧТЗ.-Фотография-Н.-А.jpg

В годы войны тыловой завод фактически находился на передовой. От производства танков зависел успех Красной армии на фронте. У станков стояли плохо одетые молодые парни и девушки (в экспозиции можно увидеть самодельную обувь на деревянной подошве). Очень трогательная история связана с металлической тарелкой. Она принадлежала В.М. Никитину, работавшему в цехе 900. В 1943 году на 17-летие товарищи устроили ему сюрприз: за обедом каждый из них поделился с именинником частью своей порции супа.

В Антарктиде

КДМ-46 — это название двигателя трактора С-80. Их на заводе стали выпускать в 1946 году. В музее представлен натурный образец мотора. Он поражает своей сложностью и габаритами. С-80 был намного совершеннее предшественников, это была новая машина. Мощность двигателя достигла 92 лошадиных сил. На этих тракторах осваивались целина и Антарктида.

В 1955 году в СССР была организована комплексная антарктическая экспедиция. В январе следующего года первые С-80 прибыли на шестой континент. Челябинские трактора хорошо себя зарекомендовали.

В ходе подготовки второй экспедиции на завод прибыл главный инженер В.И. Парфенов. Он высказал пожелания: «Опыт показал, что из-за высокогорных условий и очень низких температур трактора не дают той мощности, с которой работают в обычных условиях. Следовательно, нужно увеличить их мощность. Второе: желательно увеличить ширину гусениц, чтобы машины не проваливались в рыхлый снег. Тогда и проходимость увеличится. И третье: получше утеплить кабины». Конструкторы завода Иван Кавьяров и Иван Трашутин учли пожелания полярников. На модифицированных машинах, выкрашенных в красный цвет, нарисовали пингвинов. Они работали при температуре -60 ºС.

Сохранить музей

Последняя модель, представленная в музее, — трактор Т-800. Первый образец этого сверхтяжелого гусеничного трактора был собран в 1983 году. Мощность его двигателя составляла 820 лошадиных сил. Машина предназначалась для энергоемких вскрышных работ в горнорудной промышленности, для выполнения больших объемов земляных работ в дорожном и мелиоративном строительстве. В 1990 году занесен в Книгу рекордов Гиннесса. Было выпущено всего десять тракторов Т-800...

музейный-гид_Макет-трактора-Т-800.jpg

История ЧТЗ после 1991 года еще не музеефицирована. Это сложный этап в великой истории предприятия. Может быть, и не стоит пока об этом говорить, важнее сохранить имеющийся музей.

Адрес музея: г. Челябинск, пр. Ленина, 19
Режим работы: понедельник — пятница, с 10:00 до 18:00
Телефон (351) 775-44-67
E-mail: muzey-chtz@mail.ru

Интересует история?
Читайте Telegram-канал «История. Уральская линия»: уникальное собрание старинных фотографий и интересных фактов об истории региона — t.me/hisur


Поделиться

Вчера | 14:25
Ямам здесь не место. Сколько дорог обновят на Южном Урале

Губернатор Алексей Текслер в начале дорожного сезона традиционно объехал дороги Челябинска. Как и в предыдущие годы, глава региона построил свой маршрут с учетом комментариев жителей, которые они оставляли в социальных сетях.

18.04.2024 | 18:53
Какие улицы попросили отремонтировать жители Челябинска

Алексей Текслер объехал проблемные дороги областного центра.

16.04.2024 | 13:34
Особняк мещан Ховановых стал одним из самых красивых зданий Челябинска

Он находится в самом центре, но спрятан в тупике улицы Васенко. Во внешнем облике дома сочетается средневековая русская архитектура, классицизм, барокко, неорусский стиль и модерн.

09.04.2024 | 09:55
Мука будет. Как в Челябинске появилась мельница купца Кузнецова

В центре Челябинска на берегу реки Миасс недалеко от дворца спорта «Юность» стоит старое здание мельницы. Оно было построено в начале XX века купцом Алексеем Кузнецовым. И вот уже 120 лет в ее стенах производят муку и крупу.

Новости   
Спецпроекты