Губернаторский прием в вузы перейдет в ранг целевой контрактной подготовки

20 Ноября 2008 Автор: Терехина Ольга Васильевна

Нынче с новой силой вспыхнули разговоры о возрождении старой системы распределения. Но как это сделать, ведь большая часть молодых специалистов получает высшее образование за свой счет?! Инженеры, педагоги, врачи, работники сферы культуры, окончив вуз, оседают в областном центре. Забывают о своей специальности, но зато живут в мегаполисе. Огни большого города притягивают сильнее всякого магнита. А села и малые города по-прежнему испытывают кадровый голод.

Только немногим более половины молодых специалистов, получивших образование по губернаторскому приему, возвращаются работать в свои муниципальные образования.

Общеизвестно, что молодые люди, только что получившие высшее образование, не испытывают желания работать в небольших провинциальных городах, еще меньше хотят ехать в сельскую глубинку. Думаю, здесь неуместны расхожие фразы вроде «не та нынче молодежь пошла». Дело в том, что проблема эта не новая. Еще в далекие советские времена и государство, и общественность были обеспокоены ситуацией с закреплением молодежи «на местах». Для решения этой проблемы существовала довольно жесткая система послевузовского распределения. Помнится, тогда она ни у кого не вызывала ни сомнений, ни возражений. Собственно говоря, какие могли быть возражения, когда абсолютно все получали высшее образование бесплатно, то есть учились, как сейчас сказали бы, на бюджетной основе.

Нынче с новой силой вспыхнули разговоры о возрождении старой системы распределения. Но как это сделать, ведь большая часть молодых специалистов получает высшее образование за свой счет?! Инженеры, педагоги, врачи, работники сферы культуры, окончив вуз, оседают в областном центре. Забывают о своей специальности, но зато живут в мегаполисе. Огни большого города притягивают сильнее всякого магнита. А села и малые города по-прежнему испытывают кадровый голод. Возьмем, например, учителей. В 2006 году вместо запланированной тысячи молодых педагогов в школы пришли только 852 человека, в 2007 году — 739, а нынче эта цифра уменьшилась до 714.

Чтобы смягчить кадровый голод, десять лет назад, в 1998 году, у нас в области был организован губернаторский прием в вузы, главной целью которого была подготовка кадров для социальной и производственной сферы определенных территорий Южного Урала. Что произошло за эти десять лет? Как сработала эта система, по сути дела, уникальная для нашей страны? Какие проблемы она высветила? Какие коррективы необходимы для усиления ее эффективности?

Об этом мы разговариваем с первым заместителем министра образования и науки Челябинской области Татьяной Калугиной.

— Социальная значимость губернаторского приема очевидна — за эти годы с его помощью удалось подготовить более 3,5 тысячи специалистов с высшим образованием для сельских, горнозаводских и шахтерских муниципальных районов. В каждом вузе были созданы специальные пункты, назначался ответственный член приемной комиссии, педагог, которые контролировали процесс обучения губернаторских студентов. Надо отметить, что таким студентам предоставлялось общежитие, назначалась социальная стипендия. Заключался трехсторонний договор: абитуриент — вуз — муниципальное образование.

Но наше быстротекущее время вносило свои коррективы в этот отлаженный процесс.
Прежде всего надо сказать об изменениях в Бюджетном кодексе РФ, о федеральном законе, разграничивающем полномочия.

— Каким образом это могло повлиять на губернаторский прием в вузы?

— Дело в том, что усложнилась процедура перечисления денежных средств из местных бюджетов на счета вузов, которые, как известно, финансируются из федерального бюджета. Таким образом сложилась практика, когда вместо муниципалитетов разовый взнос (в размере от 3 до 8 тысяч рублей в разные периоды) за губернаторского абитуриента стали платить родители. Получается, что условия договора нарушились. Согласитесь, какие могут быть претензии, юридические рычаги воздействия на такого молодого специалиста?! Никаких! Ведь он сам платил за свое обучение.
В последние годы появилось еще одно новое обстоятельство — ЕГЭ. С будущего года он перестает быть экспериментом и переходит в штатный режим. Единый государственный экзамен вступает в противоречие с положением о губернаторском приеме в вузы, которое сложилось у нас в области.

Вузы самостоятельно устанавливают то минимальное количество баллов, которое необходимо льготным категориям абитуриентов для зачисления в вуз. Нередко выпускники сельских школ, имеющие невысокий балл по ЕГЭ, не могут дотянуть до этого порога.

Известно, что сейчас все абитуриенты имеют право подавать документы сразу в несколько вузов. Так делают и выпускники школ, поступающие по губернаторскому приему. Они тоже пользуются своим конституционным правом и подают заявления в другие вузы, на другие специальности. Поступают, но зачастую не туда, куда направил их муниципалитет, а туда, где проходной балл оказался более доступным.

Таким образом место, выделенное для такого льготного студента, оказывается вакантным. Это приводит к перераспределению квоты по территориям области внутри вуза, путанице и несоблюдению главного принципа задуманного: подготовка определенного специалиста для определенного города или района, а не просто появление дополнительного льготного места.

Можно назвать еще такой отрицательный момент — в сельских районах практически не стало конкурса для поступающих по целевому губернаторскому приему: на одно губернаторское место, как правило, подает документы один абитуриент.

В некоторых муниципалитетах научились использовать такой серьезный социальный проект, как возможность дать модную специальность своим детям за счет областного бюджета. Как, например, можно отнестись к такому факту, когда территории подают заявки на подготовку «остро» необходимых специалистов в области международного права или ландшафтного дизайна, антикризисного управляющего или лингвиста-востоковеда. А на самом деле там не хватает врачей, учителей, дипломированных социальных работников и социальных педагогов, муниципальных служащих…

— Как вузы относятся к таким студентам? Получается, что основные расходы на их обучение ложатся на плечи, то есть на «карман» вуза?

— Да, именно так. Но руководство наших вузов — социально ответственные люди, которые понимают значимость этого проекта. Кроме того, губернатор и правительство области в первую очередь помогают финансами тем вузам, которые принимают активное участие в обучении целевых губернатор¬ских студентов. Например, ЮУрГУ была оказана помощь в приобретении дорогого электронного микроскопа. Медицинская академия получила средства из областного бюджета на строительство теплого перехода между корпусами. С помощью областных денег в ЧГАУ появился новый пристрой, также были выделены средства на капитальный ремонт академии культуры и искусств. Такие шаги навстречу друг другу можно назвать социальным партнерством.

— Татьяна Григорьевна, много ли среди губернаторских выпускников вузов невозвращенцев?

— К сожалению, много. Например, из 1037 выпускников, обучавшихся по губернаторскому набору в 2005—2007 годах, вернулись в муниципальные образования только 537 человек, то есть 51,8 процента. Все это говорит о том, что нужны новые подходы к решению задачи подготовки кадров для сельских и горнозаводских районов нашей области.

— Уже есть конкретные предложения, как должен выглядеть губернаторский прием в новых условиях?

— Да. Нынче общее количество целевых мест по губернаторскому приему было сокращено на 25—30 процентов по сравнению с прошлым годом. Основные изменения произойдут в следующем году. Губернаторский прием перейдет в ранг целевой контрактной подготовки специалистов по нескольким направлениям: медицина, педагогика, сельское хозяйство, строительство, УЖКХ.

Платить за обучение отныне будут не родители, а муниципальные образования, которые для этих целей получат субсидии из областного бюджета. Причем оплата будет производиться строго по семестрам с учетом успеваемости студента. Сдал сессию — вуз получает деньги за твое обучение в следующем семестре. А главное, будут оформляться правоотношения между заинтересованными сторонами (муниципалитет — вуз — студент). Такой договор-контракт будет иметь юридическую силу. Если выпускник не захочет работать по условиям договора, то он обязан будет выплатить потраченные на него средства с учетом инфляции. Срок работы по контракту — пять лет.
Строго, но справедливо — иначе не скажешь.

Поделиться

08.03.2024 | 14:14
Светлана Ишмуратова: «Мировой биатлон без россиян неинтересен!»

Двукратная олимпийская чемпионка поделилась с «ЮП» впечатлениями от стадиона и сегодняшнего биатлона.

29.02.2024 | 13:13
Как «Трактору» преодолеть башкирский рубеж в плей-офф

Уже сегодня челябинский «Трактор» проведет стартовый поединок первого раунда плей-офф сезона 2023/2024.

07.04.2010 | 10:54
Непарадные размышления, или Зачем учитель приходит в класс

«Признаюсь, меня несколько смущают и удручают большие собрания учительства: конкурсы, конференции, семинары, и не потому что аудитория эта незнакома или наоборот, знакома слишком хорошо...»

29.03.2010 | 11:27
Какой классный самый классный

Вчера были подведены итоги областного конкурса профессионального мастерства классных руководителей «Самый классный классный». Победителем была признана учительница русского языка и литературы классный руководитель миасской школы № 26 Елена Артышева.

Новости   
Спецпроекты